Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция Разработка ER-диаграммы для анализируемой предметной области



2015-12-15 1248 Обсуждений (0)
Лекция Разработка ER-диаграммы для анализируемой предметной области 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание лекции:методы разработки ER-диаграмм.

 

Цель лекции:разработать ER-диаграммы для анализируемой предметной области.

 

Основными задачами концептуального проектирования являются определение предметной области системы и формирование взгляда на программное обеспечение с позиций будущих пользователей базы данных. В качестве примера спроектируем концептуальную модель системы, предназначенной для хранения информации о книгах и областях знаний, представленных в библиотеке. Описание предметной области было приведено ранее (лекция 4).

Выделим основные объектные множества. Прежде всего, существует объектное множество КНИГИ, каждая книга имеет уникальный шифр, который является ее ключом, и ряд атрибутов, которые взяты из описания предметной области. Множество экземпляров множества определяет множество книг, которые хранятся в библиотеке. Каждый экземпляр множества КНИГИ соответствует не конкретной книге, стоящей на полке, а описанию некоторой книги, которое дается обычно в предметном каталоге библиотеке. Каждая книга может присутствовать в нескольких экземплярах, и это как раз те конкретные книги, которые стоят на полках библиотеки. Для того чтобы отразить это, мы должны ввести объектное множество ЭКЗЕМПЛЯРЫ, которая будет содержать описания всех экземпляров книг, которые хранятся в библиотеке. Каждый экземпляр сущности ЭКЗЕМПЛЯРЫ соответствует конкретной книге на полке. Каждый экземпляр имеет уникальный инвентарный номер, однозначно определяющий конкретную книгу. Кроме того, каждый экземпляр книги может находиться либо в библиотеке, либо на руках у некоторого читателя, и в последнем случае для данного экземпляра указываются дополнительно дата взятия книги читателем и дата предполагаемого возврата книги. Напомним, что связи бывают обязательныеифакультативные. Если объект одного типа оказывается по необходимости связанным с объектом другого типа, то между этими типами объектов существует обязательная связь. Иначе связь является факультативной.

Между сущностями КНИГИ и ЭКЗЕМПЛЯРЫ существует связь «один-ко-многим» (1:М), обязательная с двух сторон. Чем определяется данный тип связи? Мы можем предположить, что каждая книга может присутствовать в библиотеке в нескольких экземплярах, поэтому связь «один-ко-многим». При этом если в библиотеке нет ни одного экземпляра данной книги, то мы не будем хранить ее описание, поэтому если книга описана в сущности КНИГИ, то по крайней мере один экземпляр этой книги присутствует в библиотеке. Это означает, что со стороны книги связь обязательная. Что касается сущности ЭКЗЕМПЛЯРЫ, то не может существовать в библиотеке ни одного экземпляра, который бы не относился к конкретной книге, поэтому и со стороны ЭКЗЕМПЛЯРЫ связь тоже обязательная.

Теперь нам необходимо определить, как в нашей системе будет представлен читатель. Естественно предложить ввести для этого объектное множество ЧИТАТЕЛИ, каждый экземпляр которой будет соответствовать конкретному читателю. В библиотеке каждому читателю присваивается уникальный номер читательского билета, который будет однозначно идентифицировать нашего читателя. Номер читательского билета будет ключевым атрибутом сущности ЧИТАТЕЛИ. Кроме того, в сущности ЧИТАТЕЛИ должны присутствовать дополнительные атрибуты, которые требуются для решения поставленных задач, этими атрибутами будут: «Фамилия Имя Отчество», «Адрес читателя», «Телефон домашний» и «Телефон рабочий». Почему мы ввели два отдельных атрибута под телефоны? Потому что надо в разное время звонить по этим телефонам, чтобы застать читателя, поэтому администрации библиотеки будет важно знать, к какому типу относится данный телефон. В описании нашей предметной области существует ограничение на возраст наших читателей, поэтому в сущности «Читатели» надо ввести обязательный атрибут «Дата рождения», который позволит нам контролировать возраст наших читателей.

Из описания предметной области мы знаем, что каждый читатель может держать на руках несколько экземпляров книг. Для отражения этой ситуации нам надо провести связь между сущностями ЧИТАТЕЛИ и ЭКЗЕМПЛЯРЫ. А почему не между сущностями ЧИТАТЕЛИ и КНИГИ? Потому что читатель берет из библиотеки конкретный экземпляр конкретной книги, а не просто книгу. А как же узнать, какая книга у данного читателя? А это можно будет узнать по дополнительной связи между сущностями ЭКЗЕМПЛЯРЫ и КНИГИ, и эта связь каждому экземпляру ставит в соответствие одну книгу, поэтому мы в любой момент можем однозначно определить, какие книги находятся на руках у читателя, хотя связываем с читателем только инвентарные номера взятых книг. Между сущностями ЧИТАТЕЛИ и ЭКЗЕМПЛЯРЫ установлена связь «один-ко-многим», и при этом она не обязательная с двух сторон. Читатель в данный момент может не держать ни одной книги на руках, а с другой стороны, данный экземпляр книги может не находиться ни у одного читателя, а просто стоять на полке в библиотеке.

Теперь надо отразить последний объект, который связан с системным каталогом. Системный каталог содержит перечень всех областей знаний, сведения по которым содержатся в библиотечных книгах. Обычно с системного каталога в библиотеке начинается поиск нужных книг, если неизвтны ихесаем их авторы и названия. Название области знаний может быть длинным и состоять из нескольких слов, поэтому для моделирования системного каталога мы введем объектное множество СИСТЕМНЫЙ_КАТАЛОГ с двумя атрибутами: «Код области знаний» и «Название области знаний». Атрибут «Код области знаний» будет ключевым атрибутом сущности.

Из описания предметной области нам известно, что каждая книга может содержать сведения из нескольких областей знаний, а также в библиотеке может присутствовать множество книг, относящихся к одной и той же области знаний, поэтому нам необходимо установить между СИСТЕМНЫЙ_КАТАЛОГ и КНИГИ связь «многие-ко-многим», обязательную с двух сторон. Действительно, в системном каталоге не должно присутствовать такой области знаний, сведения по которой не представлены ни в одной книге нашей библиотеки, противное было бы бессмысленно. И обратно, каждая книга должна быть отнесена к одной или нескольким областям знаний для того, чтобы читатель мог ее быстрее найти. Это отношение формирует составное объектное множество, для удобства таким отношениям иногда дают объектные имена – существительные (дополнительно к имени отношения). Назовем это множество СВЕДЕНИЯ. Графически составное множество обозначается прямоугольником, нарисованным вокруг отношения и участвующих в нем объектных множеств (рисунок 7.1).

Рисунок 7.1 - Концептуальная модель предметной области «Библиотека»

Спроектируем концептуальную модель системы, предназначенной для хранения информации издательской компании (предметная область описана в лекции 4). Разработку модели начнем с выделения основных сущностей.

Прежде всего, существует объектное множество КНИГИ, каждая книга имеет ряд атрибутов, которые взяты из описания предметной области. Для представления в разрабатываемой системе авторов вводим для этого объектное множество АВТОРЫ, каждый экземпляр которой будет соответствовать конкретному автору (атрибуты тоже приведены в описании предметной области). Надо отметить, что здесь идет речь об уже написанных, готовых к изданию книгах. Каждая книга имеет вполне определенный список авторов (или автора). Можно принять, что между объектами КНИГИ и АВТОРЫ будет связь «один-ко-многим»: у каждой книги определенный список авторов, каждая группа авторов (каждый автор) может написать не одну книгу. Но, в общем случае эта связь мощности «много-ко-многим». В этом случае это отношение может составлять составное объектное множество КНИГИ_ ГОТОВЫЕ_ К_ ИЗДАНИЮ. У этого множества могут быть свои атрибуты, например, такие: тираж, цена, дата выхода.

В работе по изданию определенной книги участвуют сотрудники компании, которые представляются объектным множеством СОТРУДНИКИ с соответствующими атрибутами. Сотрудниками могут быть редакторы книг или менеджеры, оформляющие контракты на издание книги. Функции у этих групп сотрудников разные. Поэтому, введем конкретизацию множества СОТРУДНИКИ - МЕНЕДЖЕРЫ и РЕДАКТОРЫ. Каждую книгу редактирует определенная группа редакторов (несколько редакторов), и эта группа может работать с несколькими книгами: отношение множеств «много-ко-многим». Это отношение можно назвать РЕДАКТИРОВАНИЕ - новое объектное множество например, с такими атрибутами: дата начала, дата окончания. Каждая группа авторов (или отдельный автор) могут подписывать контракты на издание нескольких книг. Менеджеры тоже работают со множеством авторов. Поэтому отношение между множествами АВТОРЫ и МЕНЕДЖЕРЫ будет иметь мощность «много-ко-многим», это отношение составляет новое объектное множество КОНТРАКТЫ (атрибуты контракта – номер, дата подписания, авторский гонорар).

Основной деятельностью компании является выполнение заказов на издание тех или иных книг: в объекте «Заказчики» хранится информация о заказчиках (название заказчика, адрес заказчика, телефоны). Заказчики могут заказать не одну книгу, и каждая книга может быть куплена многими заказчиками: отношение между ЗАКАЗЧИКИ и КНИГИ – «много-ко-многим», оно определяет объектное множество ЗАКАЗЫ (атрибуты - дата поступления заказа, дата его выполнения, стоимость заказа). Вариант ER–диаграммы модели издательской компании приведен на рисунке. 7.1. Чтобы не загромождать диаграмму, составные объектные множества и атрибуты не приведены.

Рисунок 7.2 - ER–диаграмма модели издательской компании

 

Итак, диаграммы сущность-связь позволяют использовать наглядные графические обозначения для моделирования сущностей и их взаимосвязей. Основное достоинство метода состоит в том, модель строится методом последовательных уточнений первоначальных диаграмм. Концептуальные диаграммы не учитывают особенностей конкретных систем управления базами данных.



2015-12-15 1248 Обсуждений (0)
Лекция Разработка ER-диаграммы для анализируемой предметной области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция Разработка ER-диаграммы для анализируемой предметной области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)