Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие коммуникативной компетентности младших школьников



2015-12-15 2076 Обсуждений (0)
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование коммуникативных умений – это объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

В психолого-педагогической литературе используются, главным образом, термины “коммуникативные умения”, “коммуникативные навыки”, “коммуникативная компетентность”, которые, как правило, специально разводятся только в определённых контекстах, а в основном употребляются как синонимичные.

Под коммуникативными умениями понимают умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

В зависимости от выполняемой роли, выделяют группы функций коммуникативных умений. Внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитивной и регулятивной определяют три группы функций общения: информационно – коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.

Данная классификация коммуникативных умений в наибольшей степени подходит для младшего школьного возраста. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе обучения. Их приобретение осуществляется как во внеурочное время, так и на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира и др.

На уроках чтения в формировании диалогового общения друг с другом помогают следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Для создания эмоционально – благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: «Рассказ от первого лица», «Изменение сказочной развязки»; сюжетно – ролевые игрыкак наиболее точную и доступную модель общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Курс русского языка предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем несколько учеников читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.

На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие.

Например, каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод.

Такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

Важную роль в становлении коммуникативной компетентности школьников играет проектно-исследовательская деятельность. Так, на уроках окружающего мира дети делятся по желанию на группы и выполняют исследовательские работы, проекты по темам: «Влияние спорта на здоровье человека», «Моя родословная», «Зачем собаке нужен хвост» и др.

Вне уроков для развития коммуникативных навыков необходимо использовать формы деятельности учащихся, предполагающие совместную работу. Такая деятельность учащихся играет огромную роль в их коммуникативном развитии. Она даёт огромные возможности для развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

Большую роль в коммуникативном развитии учащихся играет выполнение полезных дел, например: шефская помощь престарелым людям – помощь по хозяйству, в обеспечении продуктами питания, создание буклетов для учащихся о пользе труда, изготовление и расклеивание поздравительных листовок с целью поздравления с Днем пожилых людей, выступление с постановками сказок перед детьми из детского сада, из детских домов и т.п.

В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

Формируется желание вступать в контакт с окружающими; знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовать общение.

Только целенаправленная и систематическая работа может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

Ребенок не стоит перед окружающим его миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.

Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе.

 

____________________________

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить опорный конспект лекции.

2. Подобрать комплекс игр для организации знакомства младших школьников.

 



2015-12-15 2076 Обсуждений (0)
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2076)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)