Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ссылки на ресурсы глобальной сети



2015-12-15 360 Обсуждений (0)
Ссылки на ресурсы глобальной сети 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
СОВРЕМЕННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Работу выполнила:
студент 23 группы
дневной формы обучения
Преображенская Д.А.

Работу проверила:
Доцент С. П. Цветкова

 

Тверь 2015

Оглавление

 

1. Неморфологические способы современного словообразования 2

1.1. Морфолого-синтаксический неморфологический способ. 2

1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования 3

1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования 4

2.1. Упражнения из учебников по русскому языку для начальных классов. 6

2.2. Раздаточный материал к упражнениям.. 6

3. Список литературы.. 14

 


 

Неморфологические способы современного словообразования

Неморфологическиминазываются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют морфолого-синтаксический, лексико- синтаксический, лексико-семантический способы.

Морфолого-синтаксический неморфологический способ.

При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.

больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)

Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа :

 

1. переход в существительные:

столовая посуда (прил.) – заводская столовая
мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженое
отдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли

2.переход в прилагательные:
блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности
любимый (прич.) людьми – любимый человек

3. переход в местоимения:
определенный (прич.) законом – определенный успех
о данных (сущ.) для исследования – о данных событиях
4.переход в наречия:
медленным шагом (сущ.) – ехали шагом
лежа (дееприч.) на кровати – думать лежа
попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение

5.переход в служебные части речи:
благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог)
что ты сказал? (предлог) – сказал, что (союз) знает
возвратился один (числ.) – один (частица) он знал

6.переход в междометия :
кремлевский караул (сущ.) – караул!
давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)

1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования

При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка и синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.

 

за благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий

Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.

 

многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше

Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются:

 

нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка.

1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования

При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.   Титан - гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан - большой кипятильник для воды. Титан - серебристо-белый твёрдый металл.   Губка - пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка - пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел - область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел - судьба, участь.

 

Упражнения из учебников по русскому языку

Для начальных классов

Упражнение 1.

Рассмотрите рисунки. Как художник показал образование сложных слов ? Расскажите по рисункам, как образовано это слово. Запишите предложение с фразой «мой до дыр».

Упражнение 2.

Составьте по одному предложению с прилагательными «рабочий» , «учёный». Затем запишите ещё два предложения, в которых слова «рабочий» и «учёный» являлись бы существительными.

Подчеркните в составленных вами предложениях выделенные слова как члены предложения.

Упражнение 3.

Укажи ,какими частями речи являются выделенные в предложениях слова.

Лекарство стекло с ложки и капнуло на пол. Сквозь чистое стекло проходит больше света.

Ломоносов- светило русской науки. Солнце ярко светило нам в глаза.

 

 

Упражнение 5.

Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Что обозначает слово косав каждом из предложений? Соотнесите эти слова с рисунками.

 

В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?


Упражнение 6.

Прочитайте предложение. Найдите в нём орфографическую ошибку.

Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?

Упражнение 7.

Найди слова-омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары?

 

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Упражнение 8.

Прочитайте текст стихотворений- шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

 

1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.

 

2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.

 

3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

 

Упражнение 9.

Прочитайте загадку. Отгадайте.

 

Я- жилище для зверька,
для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
редкостный зверёк пушной.

Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки.

 

_____________ - это _____________.
_____________ - это _____________.

 

Упражнение 10.

Прочитайте. Что могут обозначать эти слова? Составьте два предложения с какой-либо парой слов-омонимов. Запишите предложения.


строчка* бокс* лайка* гвоздика* свинка*
строчка** бокс** лайка** гвоздика** свинка**



 

Список литературы

 

Книги, сборники

1. Современный русский язык. Словообразование. Под ред. П.П.Шубы.
2-е изд., испр. и доп. , 1998. -с. 109

2. Волынец Т.Н. Современный русский язык. Способы словообразования. Учебное издание. Минск, 2003. -31 с.

3. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта+ , 1998. -704 с.

4. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. В 2-х частях. 3 класс». М.: Просвещение,. Москва, 2015.
5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Москва «Просвещение», 2012, -79 с.


6. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч.1 – 2-е изд. – М.: Просвещение,2013. – 161с.

 

Ссылки на ресурсы глобальной сети

7. Уроки русского языка для 5-6 классов. Пособие для занятий по русскому языку. URL: http://rusuroki.ru Дата обращения: 14.11.2015.

8. Банк лекций. Лекции по русскому языку. Морфемика, словообразование. URL: http://siblec.ru Дата обращения: 14.11.2015

9. Социальная сеть работников образования. План-конспект урока по русскому языку (2 класс). Медведева Т.Ю. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Дата обращения: 14.11.2015

10. Образовательный портал «Звонок на урок». Начальная школа. 2 класс. URL: http://zvonoknaurok.ru Дата обращения: 14.11.2015



2015-12-15 360 Обсуждений (0)
Ссылки на ресурсы глобальной сети 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ссылки на ресурсы глобальной сети

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)