Ссылки на ресурсы глобальной сети
РЕФЕРАТ НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ Работу выполнила: Работу проверила:
Тверь 2015 Оглавление
1. Неморфологические способы современного словообразования 2 1.1. Морфолого-синтаксический неморфологический способ. 2 1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования 3 1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования 4 2.1. Упражнения из учебников по русскому языку для начальных классов. 6 2.2. Раздаточный материал к упражнениям.. 6 3. Список литературы.. 14
Неморфологические способы современного словообразования Неморфологическиминазываются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют морфолого-синтаксический, лексико- синтаксический, лексико-семантический способы. Морфолого-синтаксический неморфологический способ. При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа :
1. переход в существительные: столовая посуда (прил.) – заводская столовая 2.переход в прилагательные: 3. переход в местоимения: 5.переход в служебные части речи: 6.переход в междометия : 1.2. Лексико-синтаксический способ современного словообразования При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка и синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
за благо рассудится – заблагорассудится Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
многообещающий – обещающий много Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова, такому изменению не подвергаются:
нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка. 1.3. Лексико-семантический неморфологический способ словообразования
Упражнения из учебников по русскому языку Для начальных классов Упражнение 1. Рассмотрите рисунки. Как художник показал образование сложных слов ? Расскажите по рисункам, как образовано это слово. Запишите предложение с фразой «мой до дыр». Упражнение 2. Составьте по одному предложению с прилагательными «рабочий» , «учёный». Затем запишите ещё два предложения, в которых слова «рабочий» и «учёный» являлись бы существительными. Подчеркните в составленных вами предложениях выделенные слова как члены предложения.
Упражнение 3. Укажи ,какими частями речи являются выделенные в предложениях слова. Лекарство стекло с ложки и капнуло на пол. Сквозь чистое стекло проходит больше света. Ломоносов- светило русской науки. Солнце ярко светило нам в глаза.
Упражнение 5. Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Что обозначает слово косав каждом из предложений? Соотнесите эти слова с рисунками.
В море суши полоса
Упражнение 6. Прочитайте предложение. Найдите в нём орфографическую ошибку. Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
Упражнение 7. Найди слова-омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары?
Веснушкам нету сноса: Упражнение 8. Прочитайте текст стихотворений- шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.
1. Собирала Маргаритка
2. Возвращаясь под вечер с поля,
3. На виду честного люда
Упражнение 9. Прочитайте загадку. Отгадайте.
Я- жилище для зверька,
_____________ - это _____________.
Упражнение 10. Прочитайте. Что могут обозначать эти слова? Составьте два предложения с какой-либо парой слов-омонимов. Запишите предложения.
Список литературы
Книги, сборники 1. Современный русский язык. Словообразование. Под ред. П.П.Шубы. 2. Волынец Т.Н. Современный русский язык. Способы словообразования. Учебное издание. Минск, 2003. -31 с. 3. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта+ , 1998. -704 с. 4. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. В 2-х частях. 3 класс». М.: Просвещение,. Москва, 2015.
Ссылки на ресурсы глобальной сети 7. Уроки русского языка для 5-6 классов. Пособие для занятий по русскому языку. URL: http://rusuroki.ru Дата обращения: 14.11.2015. 8. Банк лекций. Лекции по русскому языку. Морфемика, словообразование. URL: http://siblec.ru Дата обращения: 14.11.2015 9. Социальная сеть работников образования. План-конспект урока по русскому языку (2 класс). Медведева Т.Ю. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Дата обращения: 14.11.2015 10. Образовательный портал «Звонок на урок». Начальная школа. 2 класс. URL: http://zvonoknaurok.ru Дата обращения: 14.11.2015
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |