Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По учебной дисциплине



2015-12-15 581 Обсуждений (0)
По учебной дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(наименование учебной дисциплины)

____профессионального компонента типового учебного плана по специальности_(направлению специальности) или специализации, группы специальностей_________________ (для которых разработана данная типовая учебная программа,

___________________

(код(ы) и наименование(я) специальности(ей) (направления(й) специальности(ей)) или специализации(ий))

для реализации образовательной программы

среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации

специалиста со средним специальным образованием

 

 

Минск

20__

 

Автор(ы): Фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации
   
Рецензенты: Фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, ученая степень, ученое звание

 

Ответственный за выпуск _________

____

(фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации)

 

 

Типовая учебная программа по учебной дисциплине………. обсуждена и одобрена наименование органа, где проходило рассмотрение и обсуждение (бюро учебно-методического объединения в сфере среднего специального образования на республиканском уровне по _______)*

 

*Заполняется ответственным за выпуск типовой учебной программы

В пояснительной записке типовой учебной программы по учебной дисциплине (далее—программа) определяется роль и значение учебной дисциплины в подготовке специалистов со средним специальным образованием, формулируются цели ее изучения (образовательная, воспитательная и развивающая), отражаются связи между учебными дисциплинами типового учебного плана, приводятся обоснование структуры программы, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, требования к компетентности учащихся, курсантов в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования по специальности (направлению специальности), требования к компетентности учащихся, курсантов по программам учебных дисциплин типового учебного плана специализации по трем уровням усвоения: представление, понимание, применение. В пояснительной записке могут приводиться методические рекомендации по изучению отдельных разделов и тем, проведению обязательных и тематических контрольных работ, лабораторных и практических занятий.

В пояснительной записке необходимо отразить право УССО вносить обоснованные изменения в распределение учебных часов по разделам и темам в пределах общего бюджета времени на изучение учебной дисциплины и в содержание программного учебного материала, заменять отдельные темы лабораторных и практических занятий другими, сходными по содержанию, не уменьшая при этом количества учебных часов, предусмотренных на их проведение. В пояснительной записке должен быть отражен порядок оформления указанных изменений.

 

Пример оформления пояснительной записки:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «____________» (далее – программа) предусматривает изучение _________________________.

Изучение программного учебного материала базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в ходе изучения таких учебных дисциплин, как ________.

В процессе преподавания учебной дисциплины необходимо знакомить учащихся с ________________________ (современным оборудованием, перспективными направлениями развития отрасли и т.п.), строго соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами и Международной системой единиц (СИ).

Цели изучения учебной дисциплины (образовательная, развивающая, воспитательная).

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков программой предусмотрено проведение практических (лабораторных) занятий. Форма проведения практических и лабораторных занятий по темам определяется преподавателем исходя из цели обучения и содержания учебного материала.

Для контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение одной (___) обязательной(-ых) контрольной(-ых) работы (работ), задания для которой(-ых) разрабатываются преподавателем и рассматриваются предметной (цикловой) комиссией.

Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

_________________;

_________________;

знать на уровне понимания:

_________________;

_________________;

уметь:

_________________;

_________________.

 

Пример

 

знать на уровне представления:

– назначение и сравнительные характеристики операционных систем;

– основные требования, предъявляемые к операционным системам электронно-вычислительных машин (ЭВМ);

знать на уровне понимания:

– назначение, основные функции и классификацию операционных систем;

– организацию и принцип функционирования операционных систем;

– основные компоненты операционных систем;

– тестовые и диагностические программы;

уметь:

– использовать системное программное обеспечение персонального компьютера;

– производить установку, конфигурирование, настройку параметров и оптимизировать работу операционных систем;

– производить тестирование, диагностику и настройку

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).

Программа содержит примерный перечень оснащения кабинета (лаборатории) приборами, оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.

Приведенный в программе тематический план является примерным. Предметная (цикловая) комиссия учреждения образования может вносить обоснованные изменения в содержание программного учебного материала и распределение учебных часов по темам в пределах общего бюджета времени, отведенного на изучение учебной дисциплины. Все изменения должны рассматриваться предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.

 

 

В примерном тематическом плане приводится рекомендуемая последовательность изучения учебной дисциплины с указанием названия разделов и тем, количества учебных часов на их изучение, в том числе на лабораторные и практические занятия, на обязательные контрольные работы и курсовое проектирование. В примерном тематическом плане определяются темы, по которым планируется проведение лабораторных и практических занятий. Количество учебных часов на изучение учебной дисциплины приводится в соответствии с типовым учебным планом по специальности (направлению специальности) или типовым учебным планом по специализации. Разделы нумеруются одной арабской цифрой, темы—двумя цифрами: первая цифра должна соответствовать номеру раздела, вторая – порядковому номеру темы. При определении количества учебных часов на проведение обязательных контрольных работ следует руководствоваться правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 № 106.

Примерный тематический план

Раздел, тема Кол-во часов
 
Итого  

 

Содержание программы оформляется в виде таблицы. По каждой теме формулируется цель изучения, содержание и результат учебной деятельности учащихся, курсантов с учетом требуемых уровней усвоения содержания программного учебного материала. Содержание программного учебного материала должно разрабатываться с учетом квалификационной характеристики специалиста образовательного стандарта среднего специального образования по специальности (направлению специальности), требований к специалисту в соответствии с типовым учебным планом по специализации, отражать современный уровень развития соответствующего вида экономической деятельности и социальной сферы с учетом перспектив развития конкретного производства, науки, культуры, техники и технологии.

Требуемые уровни усвоения программного учебного материала, как планируемый результат обучения, устанавливаются ОС ССО по специальности (направлению специальности). Они отражают совокупность требований к знаниям и умениям в определенной области знаний, которые должны быть освоены учащимися, курсантами в процессе учебной деятельности. При этом эти требования находят свое выражение в следующих формулировках: "должен знать на уровне представления", "должен знать на уровне понимания", "должен уметь". В дальнейшем требования к знаниям и умениям обучающихся конкретизируются с учетом требуемых уровней усвоения программного учебного материала в типовой учебной программе по учебной дисциплине путем определения дидактических целей по изучению каждой темы. Формулировка дидактической цели изучения темы не только отражает сущность устанавливаемого уровня усвоения программного учебного материала ("дать представление", "сформировать понятие", "сформировать умения" и т. п.), но и указывает на ожидаемый результат достижения этой цели путем описания деятельности учащегося, курсанта ("различает", "объясняет", "рассчитывает" и т. д.).

В процессе разработки типовой учебной программы по учебной дисциплине, при отборе содержания и осуществлении целеполагания разработчику необходимо:

- контролировать, соответствие цели изучения темы и результата уровню усвоения программного учебного материала, а также уровни усвоения программного учебного материала требованиям ОС ССО по специальности (направлению специальности или квалификационным требованиям по специализации;

- соблюдать, соответствие номеров, разделов и тем типовой учебной программы примерному тематическому плану;

-отражать полно и подробно содержание темы. В содержании каждой темы должен перечисляться материал, подлежащий изучению (основные понятия, термины, признаки классификации объектов изучения, их характеристики, свойства, принципы действия объектов изучения и др. в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и др. нормативных технических документов). Изложение цели и результатов обучения должно иметь лаконичный и обобщающий характер, исключающий дублирование формулировок;

-реализовывать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. При разработке содержания программы необходимо учитывать знания, умения и навыки, полученные учащимися, курсантами при изучении других учебных дисциплин типового учебного плана по специальности (направлению специальности) и типового учебного плана по специализации;

-предусматривать изучение требований безопасности при выполнении конкретного вида работ (при выполнении обслуживания и ремонта оборудования, устройств и т.д.), а также вопросов экономии материальных и трудовых затрат, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения, использование информационных технологий при реализации профессиональных задач.

В программе должны использоваться только понятия, термины, определения, однозначно определяемые в конкретной науке. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны приводиться в соответствии с требованиями стандартов и Международной системой единиц (СИ); иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Предусмотренные типовым учебным планом по специальности лабораторные и практические занятия направляются на развитие мыслительных способностей, на формирование умений применять полученные знания на практике, выработку навыков организаторской и исследовательской деятельности по учебным дисциплинам. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо определять темы лабораторных и практических занятий, обеспечивающие более глубокое изучение вопросов, с которыми могут встретиться молодые специалисты в процессе производственной деятельности. Они планируются, как правило, после теоретического изучения материала соответствующей темы программы

Лабораторные занятия планируются по наиболее сложным темам учебной дисциплины, если необходимо разъяснение или подтверждение сущности законов, процессов, явлений, проведение эксперимента и т.д. При разработке типовой учебной программы по учебной дисциплине в тематическом плане сразу предусматриваются лабораторные работы (т.к. в ходе проведения лабораторного занятия всегда организуется выполнение лабораторной работы).

Как правило, лабораторные работы носят исследовательский характер. При выполнении лабораторной работы учащиеся, курсанты, должны эмпирическим путем убедиться в истинности полученных на теоретических занятиях знаний, приобрести умения и навыки в использовании оборудования, сформировать умения измерять, вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися результатами, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных решений. Обычно проведение лабораторной работы планируется в течение двух учебных часов. По отдельным учебным дисциплинам лабораторная работа может выполняться в течение четырех—шести учебных часов, в том случае, если нет возможности прервать процесс ее проведения, например, по учебным дисциплинам «Технология приготовления пищи», «Аналитическая химия» и др. Нумерация лабораторных работ в учебной программе должна быть сквозной.

В ходе проведения практического занятия преследуется цель научить рассчитывать, разрабатывать, проектировать, организовывать, давать сравнительную характеристику, решать проблемные ситуации, осуществлять поиск неисправностей, ремонт, регулировку и т.п. На практических занятиях может быть организована как индивидуальная, так и коллективная работа учащихся, курсантов (решение производственных ситуаций и задач, деловые игры, семинарские занятия).

Практические занятия, как правило, планируются из расчета двух учебных часов. В рамках практических занятий может проводиться практическая работа.

Практическая работапо учебным дисциплинам технических и технологических специальностей, как правило, связана с проведением конкретных расчетов, измерений и т.п.

Практические работы в рамках учебной программы имеют сквозную нумерацию.

Обязательные контрольные работы планируются по итогам изучения нескольких тем или разделов учебной дисциплины с учетом уровня требований к знаниям и умениям учащихся, курсантов.

В разделе программы «Курсовое проектирование» необходимо сформулировать цель и задачи курсового проектирования, рекомендуемую тематику курсовых проектов (курсовых работ), требования к заданиям, их оформлению, составу курсового проекта (курсовой работы), объему и содержанию пояснительной записки, графической (практической) части, а также указать сроки выдачи заданий по курсовому проектированию.

 

Содержание программы

Цель изучения темы Содержание темы Результат
       

 

Примеры формулировок целей и результатов обучения для установления уровней усвоения учебного материала

 

Характеристика деятельности обучающегося Цель обучения Результат обучения
I уровень. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Узнавание, припоминание, общее представление, различение, ориентация… Сформировать (дать) представление… Познакомить с … Высказывает общее суждение, называет (используя очевидные признаки), различает (по очевидным признакам), распознает (по очевидным признакам), руководствуется…
II уровень. ПОНИМАНИЕ
Осознание, осмысление, установление причинно-следственных связей, преобразование (трансформация) материала (например, из словесной формы – в математическую), интерпретация знаний (истолкование, раскрытие, объяснение смысла)… Сформировать знания… Дать понятие… Сформировать понятие… Излагает, объясняет, описывает, определяет, раскрывает, трактует, формулирует…
III уровень. ПРИМЕНЕНИЕ
Деятельность (интеллектуальная, практическая) в знакомой ситуации: по образцу, алгоритму, с подсказкой… Научить… Научить применять знания… Сформировать умения… Выработать… Обучить… Развить умения… Закрепить умения… Анализирует, аргументирует, включает, выводит, выявляет, группирует, доказывает, дополняет, заключает (делает заключение), квалифицирует, классифицирует, комментирует, конкретизирует, обобщает, обосновывает, оперирует, отбирает, оценивает (дает оценку), распределяет, соотносит, сравнивает, устанавливает, характеризует … Апробирует, внедряет, выполняет, демонстрирует, закрепляет, извлекает, изменяет, измеряет, имитирует, использует, испытывает, налаживает, обеспечивает, организует, оформляет, планирует, проверяет, производит, разрабатывает, рассчитывает, расшифровывает, регулирует, решает, собирает, соединяет, составляет, управляет, устраняет, формирует, читает, эксплуатирует…
IV уровень. ТВОРЧЕСТВО (ПЕРЕНОС опыта)
Деятельность в новых условиях, перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение структуры объекта, новой функции объекта в отличие от традиционной, учет альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы… Научить применять знания и умения в… условиях… Научить решать нетиповые задачи, находить пути разрешения противоречий, действовать в нестандартной (нетиповой) ситуации… Видоизменяет, выделяет, импровизирует, интегрирует, интерпретирует, комбинирует, конструирует, корректирует, моделирует, модернизирует, модифицирует, обновляет, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, систематизирует, совершенствует, типизирует…


2015-12-15 581 Обсуждений (0)
По учебной дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По учебной дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)