«Основы колористики и художественного проектирования»
Направление подготовки
031600 – Реклама и связи с общественностью
Профиль подготовки
Реклама и связи с общественностью в системе
государственного и муниципального управления
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения:
очная
Чебоксары
2015
Рабочая программа дисциплины «Основы колористики и художественного проектирования» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 – Реклама и связи с общественностью, профиль подготовки - Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
_____________________________ и ООП ВПО _____
(дата утверждения и № приказа) (указывается код и наименование направления подготовки)
Рабочая программа дисциплины предназначена для__________________
_____________.
Составитель рабочей программы Гайнутдинова С. И.
Программа одобрена на заседании кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания
)
от ____________года, протокол № _________________.
Подписи:
Автор
Зав. кафедрой
Декан факультета
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Основы колористики и художественного проектирования» – подготовка квалифицированных специалистов в области рекламы и связей с общественностью, умеющих определять специфику, сущность и взаимосвязи элементов визуальной рекламы и особенности воздействия на зрителя рекламно-информационных средств.
Изучение предмета способствует решению следующих задач профдеятельности:
· Овладение основными законами колористики и цветоведения;
· Закрепление теоретических знаний и закономерностей цветоведения в практических упражнениях по выявлению особенностей взаимодействия цвета в рекламной продукции;
· Использование психологических аспектов науки о цвете в восприятии рекламы;
· Разработка, подготовка к выпуску, производство рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина «Основы колористики и художественного проектирования» относится к вариативной части профессионального цикла.
Освоение дисциплины «Основы колористики и художественного проектирования» является необходимой основой для освоения следующих дисциплин: разработка и технологии рекламного продукта, теория и практика брендинга, веб-дизайн и сайтостроение, разработка мультимедийных программ, теория и практика рекламы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующихпрофессиональных компетенций:
демонстрирует способность организовать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы (ПК – 28);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· основные категории и проблемы учения о цвете;
· основные законы колористики и цветоведения;
· научные основы цветоведения;
· психологические основы цвета;
· методы организации творческого процесса по подбору колорита рекламной продукции;
· проектировать цветной колорит рекламного продукта для определенного заказчика;
· реализовывать художественный замысел в подборе колорита рекламы;
владеть:
· навыками составления колористической гармонии;
· навыками рекламно-информационной деятельности;
· способностью организовать подготовку к выпуску рекламной продукции;
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов / ЗЕТ
Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы(проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
Вид промежуточной аттестации(зачет (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э))
.
.
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
Содержание дисциплины «Основы колористики и художественного проектирования»
№
Содержание дисциплины
Лек
Пр
Сам
контр
Введение в цветоведение. Колористика – наука и искусство. Свет и цвет. Освещенность. Источник света. Зависимость цветовой яркости от силы света. Хроматические и ахроматические цвета. Восприятие цвета. Природа цветового зрения. Чувствительность глаза. Психофизиологические закономерности восприятия цвета.
Цветовая индукция – взаимное влияние цветов. Отрицательная и положительная индукция. Одновременная и последовательная индукция. Факторы, влияющие на степень индукционного окрашивания:
· расстояние,
· четкость контура,
· отношение яркостей,
· отношение площадей,
· насыщенность,
· время наблюдения,
· область сетчатки
Наука о цвете. Последовательность образования цветового круга по системе Гете. Цветовой шар Рунге по экватору. Систематика цветов в идее двойной пирамиды Оствальда. Двенадцатичастный цветовой круг Иттена. Цветовая система Менселла. Ньютон о цвете
Теория цвета. Цветовое пространство. Видимый спектр. Спектральные цвета. Основные цвета. Составные цвета. Основные характеристики цвета: тон, светлота, насыщенность. Цветовые оттенки и их названия (10 млн. оттенков, различимых глазом).
Цвет как средство информации. Цветовые коды. Сигнальные цвета и их значения. Символика, семантика цвета. Цветовые системы. Цвет в биологическом, психологическом, социальном, культурном измерении
собеседование
Психофизиологическое восприятие цветов. Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Эмоциональное восприятие цвета. Цвет как фактор зрительного комфорта. Цвет как эмоциональный язык. Цветовые ассоциации:
· физические
o весовые – легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые;
o фактурные - мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие;
o температурные - теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие;
o акустические - тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные;
o пространственные - выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные
· физиологические
o возрастные - новорожденные, дети, подростки, зрелый возраст, пожилой, старость
o состояние нервной системы – здоровый человек, утомленный, возбужденный, раздраженный, апатичный
o нервный склад, темперамент – сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик
o половая принадлежность - мужчины, женщины
o медицинские
· этические –интеллигентные, утонченные, грубые, простые
· эмоциональные
o позитивные – веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические;
o негативные – грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные
o нейтральные – спокойные, безразличные, уравновешенные,
· географические– цветовой климат, колористика флоры и фауны
· социальные
o мода,
o фольклор,
o национальность,
o религия,
o эзотерика
o магия,
o искусство,
o мифология,
o аллегория
Цвет как средство выявления формы и организации пространства
· уменьшение и увеличение пространства,
· иллюзорное исправление пропорций и деформаций,
· выделение главного элемента структуры,
· уравновешивание,
· деконструкция,
· разделение на зоны и т.п.
Цвет в художественном проектировании и конструировании изделий. Цвет в рекламе. Привлечение и удержание внимания.
представление кейса по практическим заданиям,
Итого
5.2. Практикум дисциплины«Основы колористики и художественного проектирования»
№
Наименование работ
Трудоем
кость
Выполнение выкрасок и составление цветовых схем:
1. «Спектр» Основные цвета, составные цвета, промежуточные оттенки, 12- частный цветовой круг, теплые и холодные цвета и оттенки.
2. «Цветовой шар». Цвета спектра с растяжкой от черного к белому
3. Растяжка ахроматических тонов (от белого к черному)
4. Растяжка цветовых тонов от цвета к цвету и от светлого к темному
Составление и заполнение таблицы «Эмоциональное восприятие цвета»:
1. Название цвета
2. Визуальный ряд
3. Положительные ассоциации
4. Отрицательные ассоциации
5. Символика цвета
6. Цвет в культуре
Выполнение упражнений на эмоциональное восприятие цвета:
1. Изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирующихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, веселый, грустный);
2. Изображение различных цветовых пятновых абстрактных сочетаний. Присвоение этим пятнам эмоциональных аналогий – различных нюансов всевозможных эмоциональных чувств (грусть, злость, уныние, тоска, апатия, безнадежность, радость, праздник, умиротворение, тишина, спокойствие, счастье, ликование и т.п.). учитываются помимо оттенков цвета, его количество (преобладание или минимум), силуэт пятен, характер нанесения краски.
3. Изображение семантических триад (мягкий-жесткий-колючий, сладкий-вкусный-горький и т.д.)
4. Составление цветовых композиций с использованием ассоциативной семантики цвета (мелодия, искусство, поэзия)
5. Составление цветовых композиций – портретов характерных типажей личности (брутальный, лиричный, нежный, комичный и пр.)
6. Составление цветовых композиций по ассоциациям с природными явлениями (зима, осень, буря, весна,…)
7. Составление цветовых композиций на основе неоптических ощущений (напряжение, динамика, ритм и пр.)
Выполнение схем и декоративных композиций на гармонические сочетания цветов:
1. Монохроматические;
2. Родственные;
3. Контрастные;
4. Родственно-контрастные
5. Ахроматические
Выполнение схем и декоративных композиций, демонстрирующих явления цветовой индукции: положительная (нейтрализация сближенных тонов) и отрицательная индукция (появление контрастного оттенка на нейтральном фоне),одновременная индукция (явление контраста темного на светлом), последовательная индукция (явление последовательного контраста), влияние черного и белого цвета на яркость цвета. Семь типов цветовых контрастов (контраст по цвету, контраст светлого и темного, холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых пятен).
Анализ насыщенности и пропорциональности цветовых гармоний в различных соотношениях
Создание композиции рекламного типа, дающей представление о характере той или иной продукции при помощи изобразительной формы и цвета.
· Постановка задачи
· Определение доминирующего цвета и акцентирующих цветов, оттенков в зависимости от поставленных задач.
· Достижение совместимости цветовых тонов
· Ограничение количества цветов
Составление цветовой композиции при помощи изобразительной формы и цвета с задачей разрешения определенной темы
всего:
20ч.
Самостоятельная работа студентов
№
п/п
Содержание раздела
Виды СРС
Объем
час/ЗЕТ
Формы контроля*
обязательные
дополнит.
Час.
Выполнение альбома по колористике:
· схемы цветовых кругов,
· цветовые растяжки,
· виды цветовых контрастов
· эмоциональное восприятие цвета
· цвет в культуре
Выполнение схем
Изучение материалов в группе «Колористика»
представление кейса по практическим заданиям
Создание композиции рекламного типа, дающей представление о характере той или иной продукции при помощи изобразительной формы и цвета.
· Постановка задачи
· Определение доминирующего цвета и акцентирующих цветов, оттенков в зависимости от поставленных задач.
· Достижение совместимости цветовых тонов
· Ограничение количества цветов
Выполнение задания по эскизам
Изучение материалов в группе «Колористика»
просмотр
Выполнение презентации на тему «Цвет в культуре»
Выполнение презентации
Изучение материалов в группе «Колористика»
Просмотр,
6.1. Учебная литература:
а) основная литература
Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 4-е издание; предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2010. – 96 с.
Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. – 3-е изд./Л.Н. Миронова. – МН.: Беларусь, 2005. – 151с.: ил.
Терри Ли Стоун, Син Адамс, Норин Мориока, Дизайн цвета. Практикум практическое руководство по применению цвета в графическом дизайне – М.:Изд. Дом РИП холдинг, 2006, - 240 с.
Марта Гилл, Гармония цвета, руководство для создания наилучших цветовых сочетаний
М.: АСТ.Астрель, 2006,106с.: ил.
б) дополнительная литература
Колористика: учеб пособие для студентов/ автор-составитель А. А. Васильева. – Чебоксары:ЧГПУ, 2004. – 72 с.
6.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Программы: Photoshop, Power Point,
Интернет-ресурсы: Wikipedia, Facebook, ВКонтакте, Pinme, Pinboard, YouTube,
Edmodo, Edutecher;
6. 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данного модуля необходимы:
Аудитория для лекций с классной доской, снабженная электрическими евророзетками и лаборантская комната со стеллажами для хранения материалов и наглядных пособий;
Оборудование:широкие столы без наклона для практических занятий, стулья.
Материалы и принадлежности:бумага-ватман формата А-3, цветная бумага, тушь, гуашь, клей;
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.
Учебно-наглядные пособия: таблицы с демонстрационным материалом по колористике, иллюстративный материал, образцы практических работ из методфонда, образцы изделий.