Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ



2015-12-15 537 Обсуждений (0)
ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ: предопределением (аль- кадар) является определение Аллахом Всевышним судьбы всех живых существ, основывающееся на Его изначальном знании и сообразующееся с Его замыслами.

Вера в предопределение включает в себя четыре составных части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что Аллах Всевышний знал обо всём в целом и в деталях ещё в пред вечности независимо от того, идёт ли речь о Его собственных делах или же о делах Его рабов.

ВТОРАЯ: вера в то, что Аллах записал всё это на Сохраняемой Скрижали, и об этих двух вещах Аллах Всевышний говорит так: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо о том, что на небе и на земле?! Поистине, это есть в Книге* и, поистине, это для Аллаха легко!».“Хаджж”, 70. *[Здесь имеется в виду Сохраняемая Скрижаль, на которой записаны все судьбы мира].

А в “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что он сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Аллах записал судьбы всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до того, как сотворил Он небо и землю”.

 

ТРЕТЬЯ: вера в то, что всё сущее подчиняется воле Аллаха Всевышнего независимо от того, идёт ли речь о деяниях Всевышнего или же о делах людей. О том, что касается Его деяний, Аллах Всевышний сказал так: «И Господь твой создаёт, что пожелает, и избирает…». “Рассказ”, 68.

Аллах Всевышний также сказал: «Аллах вершит, что пожелает».“Ибрахим”, 27.

Аллах Всевышний также сказал: «Он – Тот, кто придаёт вам форму в утробах, как пожелает». “Семейство Имрана”, 6.

Что же касается дел, совершаемых людьми, то об этом Аллах Всевышний сказал так:«А если бы Аллах пожелал, Он, конечно, дал бы им над вами власть, и они сражались бы с вами».“Женщины”, 90.

Аллах Всевышний также сказал: «А если бы Аллах пожелал, то они не делали бы этого. Оставь же их и то, что они измышляют».“Скот”, 137.

ЧЕТВЁРТАЯ: вера в то, что сущность, атрибуты и действия всего сущего сотворены Аллахом Всевышним.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах – Творец всего и Он – Покровитель всего». “Толпы” , 62.

Аллах Всевышний также сказал: «И Он сотворил всё и определил всему меру». “Различение”, 2.

И Он сообщил, что пророк Аллаха Ибрахим, благословение и мир ему, сказал своим соплеменникам:«И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».“Стоящие в ряд”, 96.

Однако вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не противоречит тому, что раб может обладать волей к совершению действий по собственному выбору и способностью совершать эти действия, поскольку на это указывают, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой – реальная действительность.

Если обратиться к положениям шариата, то мы увидим, что о воле Аллах Всевышний сказал так: «…и кто пожелает, выберет возвращение к своему Господу».“Весть”, 39.

Аллах Всевышний также сказал: «Ваши жёны – ваша пашня, приходите же на вашу пашню, как пожелаете». “Корова”, 223.

Что же касается возможностей человека в этом отношении, то о них Он сказал так: «Так бойтесь же Аллаха насколько можете, слушайте и повинуйтесь…».“Взаимный обман”, 16.

И Он сказал также: «Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него. За него то, что он приобрёл, и против него то, что он приобрел». “Корова”, 286.

Что же касается реальной действительности, то каждому человеку известно, что он обладает волей и определёнными возможностями, в силу чего он может сделать нечто или не делать этого. При этом он понимает разницу между тем, что происходит по его собственной воле, как например, если речь идёт о таком действии как ходьба. И тем, что от его воли не зависит, например, дрожью, однако в любом случае и воля раба, и его возможности существуют только по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его могущества.

Аллах Всевышний сказал: «…для тех из вас, кто захочет встать на прямой путь, но вы этого не пожелаете, если не пожелает того Аллах, Господь миров». “Скручивание”, 28 – 29.

 

Объясняется же это тем, что всё сущее принадлежит Аллаху Всевышнему. И не происходит во владениях Его ничего такого, о чём бы Он, не знал и чего бы Он, не желал.

Вместе с тем вера в предопределение в том виде, как мы её описали, не может служить для рабов доводом, на основании которого они могли бы отказываться от выполнения своих обязанностей или совершать прегрешения, а выдвижение рабом Аллаха подобных аргументов является несостоятельным в силу нижеуказанных причин:

1 – Аллах Всевышний сказал: Будут говорить многобожники: ”Если бы пожелал Аллах, то ни мы, ни наши отцы не поклонялись бы другим богам и не запрещали бы ничего!”[То есть: не запрещали бы то, что было разрешено Аллахом] Точно также объявляли ложью [Имеется в виду объявление ложью слов посланников Аллаха] и те, которые жили до них, пока не вкусили они Нашего наказания. Скажи: ” Если обладаете вы каким-либо знанием, так явите его нам! Следуете вы только своим догадкам и предположениям!”. “Скот”, 148.

Таким образом, ясно, что если бы предопределение могло служить для них оправданием, то Аллах не подверг бы их мучительному наказанию.

2 – Аллах Всевышний сказал: «…посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников. Поистине, Аллах – Всемогущий, Мудрый!». “Женщины”, 165.

Следовательно, если бы предопределение могло служить оправдательным доводом для непокорных, то этот довод не опровергался бы фактом направления к людям посланников. Так как речь идёт о том, что проявление непокорности после направления посланников имеет место в силу предопределения Аллаха и, поэтому, после того, как они были направлены, люди уже не должны говорить, что их неподчинение предопределено Аллахом Всевышним.

3 – В одном из хадисов, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, сообщается: “Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в аду или в раю”.Один из присутствовавших спросил: ”Так не положиться ли нам на это, о посланник Аллаха?”1Он сказал: ”Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено!”2 -, после чего прочитал: «Что касается того, кто отдавал3 и был богобоязненным и признавал наилучшее4, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему5. А тому, кто скупился6, и обходился7 и считал ложью наилучшее, Мы облегчим (путь) к тягчайшему8». (“Ночь”, 5-11.)”. (Текст хадиса приведён в версии аль-Бухари).

1 - [То есть: не положиться ли нам на это и не отказаться ли от деятельности, раз всё уже предопределено?].

2 - [Имеется в виду, что каждому будет облегчён путь к тому, что было ему предопределено].

3 - [Имеется в виду “отдавал должное”, в широком смысле слова, иначе говоря, выполняя веления Аллаха как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему].

4 - [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела].

5 - [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай].

6 - [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом].

7 - [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами, которыми он владеет].

8 - [Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад].

 

Что же касается Муслима, то в его “Сахихе” указывается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”…ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он был сотворён”. Таким образом, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел действовать и запретил полагаться на предопределение.

4 – Поистине, Аллах Всевышний нечто повелел Своему рабу и нечто запретил ему, вменив ему в обязанность лишь то, что в его силах.

Аллах Всевышний сказал: «Так бойтесь же Аллаха, насколько можете…». “Взаимный обман”, 16.

Аллах Всевышний также сказал: «Не вменяет Аллах человеку в обязанность ничего, кроме возможного для него…». “Корова”, 286.

Из этого следует, что если бы раб принуждался к тем или иным действиям, то ему вменялось бы в обязанность и нечто такое, от чего он не имел бы возможности отказаться. Однако это неверно, и поэтому если он совершит прегрешение по невежеству, забывчивости или по принуждению, то на нём не будет греха, так как у него есть оправдание.

5 – Поистине, предопределение Аллаха Всевышнего является тайной и остаётся неведомым никому до тех пор, пока предопределённое не свершается. При этом воля раба к совершению чего-либо предшествует его действию и не основывается на знании о предопределении Аллаха, что указывает на несостоятельность возможных ссылок раба на предопределение, поскольку человек не может ссылаться на то, что было для него неизвестным.

6 – Поистине, мы видим, что человек стремится к тем мирским делам, которые ему подходят, до тех пор, пока не добивается своего, и он не отступает от этого, обращаясь к тому, что является для него неподходящим, и обосновывая свои действия ссылками на предопределение, так почему же люди отступают от того, что приносит им пользу в делах их религии, и склоняются к тому, что им вредит, а потом ссылаются на предопределение?! Разве не подобны друг другу два этих случая?

Приведём пример, который может пояснить эту мысль. Если перед человеком окажутся две дороги, одна из которых ведёт в страну, где получили распространение безвластие, убийства, грабежи, насилие, страх и голод, а другая - в страну, где царят порядок и безопасность и где он может безбедно жить, не опасаясь за свою жизнь, честь и имущество, то какой дорогой он пойдёт?

Конечно же, он выберет для себя вторую дорогу, ведущую в страну порядка и безопасности, поскольку невозможно себе представить, что здравомыслящий человек может пойти по той дороге, которая приведёт его в страну анархии и страха, ссылаясь при этом на предопределение. Так почему же когда дело касается мира иного, люди выбирают путь, ведущий их в огонь, а не в рай, аргументируя свой выбор предопределением?!

Можно привести и другой пример. Мы знаем о том, что когда больному прописывают лекарство, он принимает его, хотя душа его может и противиться этому, а если ему запрещают употреблять в пищу то, что может принести вред, то он отказывается от этого, несмотря на желание своей души. Больной поступает так, желая излечиться и стать здоровым. И трудно себе представить, что он станет отказываться от приёма лекарств или же есть то, что принесёт ему вред, ссылаясь на предопределение, так почему же человек позволяет себе не выполнять веления Аллаха и Его посланника или делать то, что было запрещено Аллахом и Его посланником, а потом ссылаться на предопределение?!

7 – Поистине, если на человека, обосновывающего предопределением невыполнение им своих обязанностей или совершение прегрешений, нападёт другой человек, который отнимет у него деньги или оскорбит его, а потом станет ссылаться на предопределение и скажет: ”Не упрекай меня, так как всё, что я сделал, было предопределено Аллахом”, то пострадавший, естественно, не примет подобных оправданий. Но почему же он не принимает ссылок на предопределение, когда кто-то нападает на него, тем самым нарушая его права, и в то же время сам прибегает к использованию подобных аргументов, когда нарушает права Аллаха Всевышнего?!

Сообщается, что однажды к повелителю правоверных Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, привели вора, заслуживавшего отсечения руки, и когда он повелел сделать это, тот воскликнул: ”Не спеши, о повелитель правоверных, ибо, поистине, я украл по предопределению Аллаха!”, на что Умар сказал: ”Поистине, и мы отсечём тебе руку только по предопределению Аллаха!”.

Вера в предопределение приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Человек, верующий в предопределение, полагается на Аллаха в том, что касается результатов действия разных причин, не полагаясь на сами эти причины, так как считает, что всё предопределено Аллахом Всевышним.

2 – Достигая желаемого, человек, который верит в предопределение, не восхищается самим собой, поскольку достижение чего бы то ни было является не чем иным как милостью Аллаха Всевышнего, предопределившего, что нечто должно стать причиной блага и успеха, в то время как самолюбование заставляет человека забывать о благодарности Аллаху за эту милость.

3 – Спокойствие души человека, которое не нарушается, когда свершается нечто предопределённое Аллахом Всевышним. Человек, верующий в предопределение, не волнуется в тех случаях, когда он упускает нечто желанное или когда происходит нечто неприятное для него, так как знает, что всё это случается в силу предопределения Аллаха, которому принадлежит власть над небом и землёй, и избежать этого невозможно, о чём Аллах Всевышний говорит так: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже есть в Книге прежде чем Мы сотворим это. Поистине, это для Аллаха легко! — чтобы не печалились вы о том, что прошло мимо вас, и не радовались тому, что к вам пришло. Не любит Аллах гордеца и хвастливого!».“Железо”, 22 –23.

Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо, поистине, всё в его положении является благом, и никому, кроме верующего, это недоступно! Если случается нечто радостное, он благодарит, и это идёт ему во благо. А если постигает его несчастье, то он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».“Муслим”.

Две группы людей впали в заблуждение относительно того, что связано с предопределением.

Первую из них составляли собой “джабариты”, считавшие, что раб принуждается к своим действиям, а сам он не обладает ни способностью к их совершению, ни собственной волей.

Ко второй группе относились “кадариты”,утверждавшие, что рабу предоставлена полная свобода действий и возможность их совершения, тогда как воля и могущество Аллаха Всевышнего не имеют к этому никакого отношения.

Воззрения джабаритов опровергаются как шариатом, так и фактами реальной действительности.

Если обратиться к шариату, то мы увидим, что Аллах Всевышний подтверждает факт обладания рабом собственной волей, желанием и способностью к действию, так как Аллах Всевышний сказал:«Есть среди вас те, кто желает мира этого, и есть среди вас те, кто желает мира иного». “Семейство Имрана”, 152.

Аллах Всевышний также сказал: «И скажи: ”Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует”. Мы уготовали для несправедливых огонь, который окружит их подобно шатру». “Пещера”, 29.

Аллах Всевышний также сказал: «Сотворивший благое сделал это для себя, а сотворивший дурное сделал это во вред себе, Господь же твой не притесняет рабов». “Разъяснены”, 46.

Если же говорить о фактах реальной действительности, то можно указать на то, что каждый человек знает о разнице между теми действиями, которые он совершает по своей собственной воле, когда ест, пьёт, продаёт или покупает что-нибудь, и тем, что происходит с ним помимо его воли. Примером чего может служить дрожь, вызываемая лихорадкой, или случайное падение с крыши. В первом случае он совершает то или иное действие по своей собственной воле и без всякого принуждения, во втором же он лишён возможности выбора и не желает делать этого.

Воззрения кадаритов также опровергаются и шариатом, и умозрительными доводами.

Если обратиться к шариату, то можно указать на то, что Аллах Всевышний является Творцом всего, и поэтому всё сущее возникает по воле Его. В Своей Книге Аллах Всевышний разъяснил, что действия рабов совершаются по Его воле.

Аллах Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них[Речь идёт о посланниках Аллаха],после того, как пришли к людям ясные доказательства. Однако они разошлись во мнениях, и оказались среди них такие, кто уверовал, и такие, кто не уверовал, а если бы пожелал Аллах, то не сражались бы они, но Аллах творит, что пожелает». “Корова”, 253.

Аллах Всевышний также сказал: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на путь истинный каждого человека, однако истинно слово Моё: ”Непременно наполню Я ад и джиннами, и людьми!”». “Земной поклон”, 13.

Если же прибегнуть к доводам разума, то можно указать на то обстоятельство, что вся Вселенная принадлежит Аллаху Всевышнему, но поскольку человек является частью Вселенной, то и он принадлежит Ему, а тот, кто сам является собственностью, не может распоряжаться имуществом Властителя без Его соизволения и желания.

 

 



2015-12-15 537 Обсуждений (0)
ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)