Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая акмеология



2015-12-15 2359 Обсуждений (0)
Педагогическая акмеология 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая акмеология на сегодняшний день является одним из наиболее разработанных направлений прикладной акмеологии. Собственно, интенсивное развитие именно педагогической акмеологии и послужило мощным импульсом для становления общей акмеологии и ее прикладных направлений. Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога.

Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы.

Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее предметную область входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмео-лога;

в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности;

г) траектории достижения профессионализма в области педагогики. Содержание педагогической акмеологии определяется следующим:

1) спецификой профессионализма педагога;

2) своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий деятельности, результатов научных исследований, аккумулирующихся в труде педагога.

Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:

а) в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов;

б) в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся;

в) в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.

В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность.

Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зреюсти личности педагога. Основными из них являются уровни:

1) овладения профессией;

2) педагогического мастерства;

3) самоактуализации педагога в профессии;

4) педагогического творчества.

На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:

а) эрудит;

б) специалист по призванию;

в) мастер;

г) диагност;

д) гуманист;

е) самодиагност;

ж) новатор;

з) участник педагогического сотрудничества;

и) исследователь, освоивший акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому.

Педагогическая акмеология определяет следующее:

1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма;

2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»).

В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение.

В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они – науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания.

В разделе дидактики как теории обучения педагогика выявляет факторы, способствующие эффективному усвоению учащимися знаний, умений, способов учения и методов мышления. В современных условиях большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, разработке новых проблемно-поисковых методов обучения, новых средств обучения в виде информационных технологий, новых дистанционных форм обучения.

В разделе теории воспитания педагогика рассматривает становление личности человека в ходе усвоения им социальных норм и стандартов и выработки собственной системы отношений, ценностных ориентации, активной жизненной позиции.

Внимание исследователей этого направления направлено также на выявление связей между общей и педагогической акмеологией. Акмеология рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер. Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации.

В педагогической акмеологии немало несомненных научных достижений, которые ждут своего фундаментального обобщения. В то же время обширное предметное поле педагогической акмеологии, высокая значимость ее как науки, дающей практически важные результаты, обусловливают ее движение «как вширь, так и вглубь».

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику педагогической акмеологии как прикладного научного направления акмеологии.

2. Какова предметная область педагогической акмеологии?

3. Каковы уровни профессионализма педагога?

Социальная акмеология

Социальная акмеология как направление прикладной акмеологии приобрела отчетливые научные очертания совсем недавно при разработке проблем профессионализма социальных работников в сложных условиях переходного периода1.

Социальная акмеология охватывает области деятельности, относящиеся к профессиональным группам «человек – человек» и «человек – общность», осуществляемым в затрудненных социальных и экономических условиях, поэтому у нее самые тесные связи с социальной психологией и психологией труда в особых условиях. В предмете социальной акмеологии эти связи существуют в неразрывном единстве. В этом крайне важном виде профессиональной деятельности проблема профессионализма стоит особенно остро, потому что сфера социальной работы до сих пор не имеет единой системы подготовки профессионалов, лишь совсем недавно начата подготовка социальных работников в вузах.

Исторически социальная работа возникла из благотворительности, но сама благотворительность осуществляется преимущественно через единичные акции, а обществу нужна сильная социально-ориентированная государственная политика. Значимость социальной работы особенно возросла в годы реформ, когда стали интенсивно распространяться негативные социальные явления – безработица, низкая социальная защищенность, ущемление гражданских прав и пр., а значительная часть населения, да и само государство оказались к ним недостаточно готовыми. На сегодняшний день уровень социальной работы в стране, несмотря на предпринимаемые усилия, все же трудно признать удовлетворительным. Это связано с двумя причинами: экономическими трудностями и недостатком профессионалов в этой очень деликатной и ответственной сфере деятельности. За рубежом (особенно в США, ФРГ, Японии и Финляндии) давно уже проводятся интенсивные научные исследования в этой области, разработаны стандарты деятельности социальных работников, системы требований к ним и их деятельности, которые можно рассматривать как некие модели профессионализма. У нас в стране подобные научные исследования также начали проводиться, но существенно меньше по масштабу и результативности, а зарубежный опыт применим к нашим реальностям ограниченно. х

Ситуация в научно-практическом плане стала меняться в лучшую сторону с формированием социальной акмеологии. В центре внимания социальной акмеологии стоит проблема профессионализма социальных работников, выявление условий и факторов, повышающих эффективность их деятельности, стимулирующих прогрессивное личностно-профессионалъное развитие. Разработаны модели профессионализма и профессиональной компетентности для различных категорий социальных работников, которые стали для них важными профессиональными ориентирами. Описана система необходимых психологических профессионально важных качеств и методов их развития. Выявлены психологические противопоказания к социальной работе, а также виды профессиональной «деформации» социальных работников, разработаны методы их компенсации и преодоления. Создаются научные основы системы социально-психологической и психофизиологической реабилитации и их модельные варианты, так как деятельность многих социальных работников осуществляется со значительными психическими и энергетическими затратами и относится к категории деятельности в особых условиях. Отличительной особенностью данных исследований является их неразрывная связь не только со спецификой деятельности социальных работников, но и очень сложными психологическими особенностями тех, с кем они работают. Это прежде всего незанятое население, безработные, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями. Среди них очень много социально дезадаптированных лиц, находящихся в кризисных ситуациях, сложных психических состояниях, лиц с сильно выраженными негативными психологическими акцентуациями. Именно это стало основанием отнесения социальных работников к категории специалистов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях.

Интенсивные конкретно-прикладные исследования в социальной акмеологии, отчетливое понимание первоочередных научных задач и способов их решения уже требуют теоретико-методологических обобщений, что обусловливает перспективу выхода на уровень фундаментальности.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику социальной акмеологии и ее проблематике.

2. Что из себя представляет предметная область социальной акмео-логии?

3. Дайте характеристику объекту социальной акмеологии.

Акмеодогия управления

Акмеологии управления (управленческая акмеология) получила признание и оформилась как самостоятельное направление в связи с актуализацией общественной потребности в управленческих кадрах, обладающих высоким уровнем профессионализма1.

Прежний подход, основанный на формировании «управленческой номенклатуры», не удовлетворяет требованиям времени, а новые практически не были созданы. Правда, надо заметить, что научные, в том числе и акмеологические исследования по данной проблеме проводились, но они носили конкретно-прикладной, а не обобщающий характер.

Разрабатываемая акмеология управления как направление прикладной акмеологии имеет серьезный научный базис – общую акмеологию, психологию управления, теорию менеджмента. И хотя в психологии управления и теории менеджмента практически ие рассматривались вопросы профессионализма руководителей, менеджеров и управленческих кадров, было проведено немало интересных и результативных исследований, посвященных выявлению описаний психологических детерминант эффективного управления.

В настоящее время акмеология управления являет собой область научного знания, обеспечивающего достижение высших уровней профессионализма в управленческой деятельности. Поэтому в акмеологии управления центральной проблемой является профессионализм личности или деятельности руководителя как субъекта управленческой деятельности, но при этом осуществляется выход и на личностный уровень, обусловливающий поиск индивидуальных факторов самоэффективности и самореализации.

Управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные системные структуры. В этом смысле сам объект управленческой акмеологии весьма сложен, а в психологическом смысле в какой-то степени даже противоречив. Управленческие кадры, нацеленные на личностно-про-фессиональное развитие, достижение высокого уровня профессионализма, обычно осуществляют эти свои планы в процессе профессиональной карьеры. Она же имеет различные траектории, в том числе и те, которые могут негативно сказаться на выбранных профессиональных стандартах и нормативно-нравственной системе регуляции поведения и отношений.

В управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого труда раскрывается с различных позиций:

1) формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;

2) реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;

3) формирования психологической готовности к высокоэффективной управленческой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;

4) развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;

5) мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;

6) формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональных возможностей при управлении в экстремальных ситуациях.

Особое внимание уделяется развитию личностно-деловых и профессионально важных качеств управленца, прежде всего силы личности, самоэффективности и ответственности. К настоящему времени обоснована акмеологическая концепция развития профессионализма субъектов управленческой деятельности.

В то же время развитие управленческой акмеологии сопряжено с немалыми сложностями. Одной из самых значимых из них является отсутствие единства мнений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выдающихся результатов в этой сфере деятельности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Да, можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искусству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений. В то же время данное направление прикладной акмеологии получило хороший научный импульс и должно дать важные научно-практические результаты.

В рамках управленческой акмеологии в последние годы проводятся весьма интенсивные и конструктивные исследования по комплексной проблеме профессионализма государственных служащих, так как многие государственные служащие осуществляют комплексную управленческую деятельность, которую можно рассматривать как особую область данного направления прикладной акмеологии. Ее отличительной особенностью является тесное взаимодействие управленческой акмеологии с комплексом дисциплин, разрабатывающих проблемы профессиональной деятельности госслужащих1.

Данный продуктивный симбиоз наук и дал основание говорить о нем как о новом направлении прикладной акмеологии. Это научное направление управленческой акмеологии являет собой новую научно-практическую область, в которой проводятся как теоретические исследования, так и решаются практические вопросы. Отметим главные из них:

1) профессиональная подготовка кадров госслужбы (включая обучение и практическую подготовленность и психологическую готовность к высокоэффективной деятельности);

2) психолого-акмеологическая диагностика, определяющая у государственных служащих соответствие профессионального типа личности выбранной специальности и траектории развития (по совокупности ценностных, мотивационных и др. данных);

3) содействие продуктивной ориентации внутри профессии (профессиональная специализация);

4) разработка моделей и алгоритмов оптимальной организации профессиональной деятельности госслужащего для разных ее видов, уровней, этапов;

5) осуществление психолого-акмеологической поддержки (тренинга, консультирования и т. д.) на протяжении профессиональной жизни государственных служащих;

6) разработка совокупности направлений данной профессиональной деятельности для создания классов психолого-профессиональных типичных задач и творческих проблем;

7) разработка ценностно-личностного профиля Я-концепция госслужащего;

8) разработка индивидуальных траекторий профессиональной карьеры государственных служащих;

9) разработка программ и акмеограмм личностно-профессионального развития государственных служащих.

В рамках данного направления управленческой акмеологии создана система понятий, позволяющая:

♦ соединять проблемы профессионализма с проблемами организации и оптимизации социальных систем;

♦ соединять ценностные психологические ориентиры, оптимизирующие деятельность, с личностными детерминантами мастерства и профессионализма;

♦ устанавливать связи между аксиологическими, психологическими, педагогическими, социальными, профессионально-кадровыми проблемами, продуктивной организации деятельности, ее алгоритмов.

Акмеологи, специализирующиеся в данном направлении, совместно с привлеченными коллективами психологов, медиков, педагогов, социологов и т. д. выделили такие теоретико-операциональные инварианты, которые составили фундамент акмеологической науки и ее прикладных направлений и позволили применить ее понятийный аппарат к научно-практическим проблемам, связанным с повышением профессионализма и с оптимизацией профессиональной деятельности и профессионального становления госслужащих.

Разработан комплекс акмеологических, психологических методов для диагностики, формирования и коррекции профессионально значимых качеств личности государственных служащих. С помощью известных и оригинальных методов исследования получены и обобщены новые научные факты, которые:

♦ расширяют представление о психологических и акмеологических нормативах и закономерностях обучения госслужащих;

♦ показывают правомерность и перспективность акмеологической концепции исследования профессионального становления, подготовки и обучения личности госслужащих.

Использование данного комплекса методов позволяет осуществлять:

♦ психолого-акмеологический отбор специалистов по профессиональным и личностным качествам;

♦ формирование управленческой команды;

♦ учет психологических механизмов регулирования межличностных отношений госслужащих;

♦ формирование и коррекцию их имиджа;

♦ акмеологическую разработку траекторий их личностно-профес-сионального развития и др.

Осуществляется также оказание психологической поддержки госслужащих в решении их психологических проблем с целью интенсификации их личностно-профессионального роста. Определены пути проведения дальнейших теоретических, экспериментальных и прикладных исследований профессионального становления и роста государственных служащих. Разработаны акмеологические модели профессионализма разных категорий государственных служащих, выявлены особенные акмеологические инварианты, созданы акмеологические технологии развития профессионально важных качеств. Разработаны научные основы и концепция акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Что из себя представляет управленческая акмеология как направление прикладной акмеологии?

2. Дайте характеристику ее предметной области и проблематике.

3. Какие трудности теоретического характера возникают при решении задач личностно-профессионального развития руководителей?

4. Охарактеризуйте область управленческой акмеологии, связанной с профессиональной деятельностью и развитием государственных служащих.



2015-12-15 2359 Обсуждений (0)
Педагогическая акмеология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая акмеология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)