Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия



2015-12-15 538 Обсуждений (0)
Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 3. Ситуационный анализ в исследовании социального благополучия

В результате обучения магистрантов ставится цель развития их компетенций, связанных с расширением их методологических возможностей для исследовательской и практической деятельности. В данной части учебного пособия изучаются методы анализа социальных ситуаций применительно к исследовательской и практической деятельности. В результате развиваются навыки анализа материалов исследования, написания социально-ориентированных адресных текстов.

Освоение методов анализа ситуаций развивает знания, умения и навыки, связанные с проведением исследований, анализом и решением социальных ситуаций, является важной составляющей профессиональной подготовки магистра.

Задания, предлагаемые в данной главе, направлены на овладение магистрами основными методами анализа социальных ситуаций. Для этого предлагается практический материал, кейс и алгоритм его анализа с примерами.

Анализ и интерпретация текстов и ситуаций, – это овладение способами принятия решений в условиях неопределенности. Способность выявить в ситуации (тексте, теории) основные моменты, самостоятельно принять решение о приемлемом способе действия способствует формированию навыков самостоятельного принятия решения на основе анализа в условии неопределенности, что позволяет далее в профессиональной или повседневной ситуации действовать рационально и эффективно.

Работа в данной части учебника строится как последовательность действий, которые обязательны для выполнения именно в том порядке. Литература для самостоятельного поиска информации прилагаются в конце главы. В рамках этой главы планируется изучить:

Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия.На примере выполнения практического задания ставится цель развить навыки ситуационного анализа и обсудить значение теоретических предпосылок исследования и анализа социальных ситуаций.

Использование методов ситуационного анализа с целью создания адресно-направленного текста. Планируется на примере анализа данных, полученных при применении проективной технологии исследования применить методы анализа и на этой основе составить текст информационного сообщения для конкретной группы.

Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия

В результате работы над предлагаемой ситуацией ставится цель провести анализ влияния условий и результатов коммуникации на ее участников. Для достижения цели предлагается выполнить следующие задачи. Анализ ситуации и выполнение заданий. Включает выполнение следующих задач:

1. Проанализировать ситуацию. На основе фрагмента текста (рассказа) выполните задании к нему проанализируйте взаимосвязь ситуации с теоретическими концепциями (Франкфуртская школа, Критическая теория общества. Эрих Фромм «Здоровое общество», в качестве примера).

2. Выполнить творческое задание. Предполагается на основе выполнение этой части работы развитие творчески продуктивных (продолжить текст и дать название) и аналитических навыков (проанализировать название и написать эссе).

3. Оценить результаты собственной творческой деятельности. Необходимо выполнить задание, связанное с оценкой названия на основе параметров.

4. Провести анализ ситуации на основе плана. Задание - описать ситуацию. Предполагается развитие аналитических возможностей, связанных с выявлением значимых элементов текста (ситуации) и обобщением (конструирование аналитических характеристик).

Ситуация «Роль гуманистических принципов в достижении субъективного благополучия или «Что такое счастье?»

На основе ситуации предлагается рассмотреть проблему исследования условий, связанных с развитием человека и его социально продуктивного потенциала. Основная цель использования кейса студентами – развитие их навыков анализа ценностных основ коммуникации.

Поиск ценностных и практических возможностей развития человеческих возможностей рассматривались в длительной традиции развития гуманистических идей. Но наиболее плодотворными они стали благодаря попытке связать ценностные основы с характеристиками социального устройства и особенностями социальной практики (К.Маркс). Благодаря данным идеям появилась возможность рассматривать проблемы общества и человека на основе анализа связи социальных условий, ценностных основ и тех результатов, которые могут быть достигнуты на эмпирическом уровне, уровне развития человека и его возможностей.

Возможности конкретного человека, его творческое развитие и его социальная созидательная активность и являются проявлением сущности общества, условий, сформированных в нем. При этом, ценность и значение человека присущи ему изначально, но возможности их развития и проявления зависят от тех условий, в которых он находится. Предполагается, что нельзя заставить человека воспроизводить готовый опыт и систему ценностей. Какие бы ни были условия и ценностные предпосылки, если они не приводят к качественным результатам на уровне практики, то они теряют свою ценность. Освоение их происходит на основе собственного опыта жизнедеятельности при условии, что эти возможности есть, и существуют заданные ориентиры, ценностные приоритеты, у человека и того сообщества, в котором он находится.

Как создать такие ориентиры? В чем заключается роль «учителя», символизирующего этот конкретный социальный контекст? Как он ставит практические задачи и создает условия для развития личности? В чем критерии успешности результата непосредственного взаимодействия «учителя» и «ученика»? В чем заключается их взаимное влияние? Это основные вопросы, которые побудили использовать следующий фрагмент для размышлений о сущности и содержании условий развития человеческого потенциала.

Рекомендация при подготовке к выполнению задания: Для подготовки необходимо изучить работу Эриха Фромма: Здоровое общество [7].

Прочитайте текст ниже [Придумайте собственное название]

В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах. Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запыленных колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.

Первым заговорил учитель.

- Мне знаком и восточный, и западный тип лица, - не без гордости сказал он. - Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
- Мое имя не имеет значения, -- ответил вошедший. " Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть.

Он снял торбу и вытряхнул ее над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошел, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.

Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнес:
- Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
- Золото меня не интересует, - ответил вошедший. " Эти монеты - всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:

- Путь - это и есть Камень. Место, откуда идешь, " это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.

Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
- Значит, цель все-таки есть? Парацельс засмеялся.

- Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалекие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.

Наступила тишина, затем вошедший сказал:
- Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится " положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
- Когда? с тревогой произнес Парацельс.
- Немедленно, - с неожиданной решимостью ответил ученик.

Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.
Юноша поднял перед собой розу.

- Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
- Ты слишком доверчив, - сказал учитель.

- Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
-Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.

Парацельс взял ее и, разговаривая, играл ею.
- Ты доверчив, - повторил он.

- Ты утверждаешь, что я могу уничтожить ее?
- Каждый может ее уничтожить, -- сказал ученик.
- Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?

- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все смертно.
Парацельс встал.

- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю?

- Роза может сгореть, - упорствовал ученик.
Однако в камине останется огонь, - сказал Парацельс.

- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.

- Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы чтобы ты ее вновь увидел.

- Одного слова? - с недоверием сказал ученик. - Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.

- Сосуд для перегонки стоит без дела, - повторил он, " и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моем долгом веку; сейчас я обхожусь без них.

- Чем же ты пользуешься сейчас? -- с напускным смирением спросил вошедший.
- Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:

- Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь - к сосуду для перегонки или к Слову, - для меня не имеет значения.

Парацельс задумался. Затем он сказал:
- Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиденное - всего лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:

- А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?

Вошедший, охваченный волнением, произнес:
- Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:

- Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазером, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.

Он преклонил колени и сказал:
- Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?

Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придется [2].

Творческие задания

Предложите окончание текста (Запишите 3-5 предложений).

Выполните задания и ответьте на вопросы. Для их выполнения воспользуйтесь табличными формами и алгоритмами работы, которые приведены ниже. Придумайте свое название рассказа. Опишите ситуацию. В чем состоит основная проблема, которая описана в рассказе? Охарактеризуйте поведение действующих лиц. Как развивалась ситуация? Кто прав? Объясните ситуацию с позиций «нормативного гуманизма». Составьте рекомендации для решения проблем героев на основе принципов философии Э. Фромма. Напишите эссе на одну из тем: «Роль гуманистических принципов в достижении субъективного благополучия» или «Что такое счастье?».

Предложите несколько вариантов названий текста. Оцените на основе предлагаемых параметров сформулированные Вами названия.

Оцените название рассказа на основе параметров:

Параметры оценки 1-5 баллов для оценки по параметру, «1» – минимальное соответствие, «5» - максимальное Название 1…n  
Стиль. Кто может быть автором этого текста? О каком времени примерно идет речь? Соотнесите название.  
Лексика. Подчеркните или выпишите слова из названия, которые встречаются в тексте. Они связаны?  
Идея. Как связано название с общей идеей текста?  
Образ. С какими главными действующими лицами или событиями, предметами соотносится название.  
Формулировка. Лаконичность, емкость и привлекательность названия.  
Авторская позиция. Название выражает ваше отношение? Связано ли оно с окончанием, которые Вы предложили?  

Скорректируйте название по результатам самооценки. Сравните с названием автора: Хорхе Луис Борхес. Роза Парацельса [2].

Опишите ситуацию на основе плана:

Элементы ситуации Характеристика Цитата, номер строки, слова
пример: место Подвальное помещение, лаборатория В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах (1 строка, 1-7 слова)
Время действия    
Действующее лицо 1 Имя Основные характеристики: Внешние характеристики Поведение, Слова    
Действующее лицо 2 Внешние характеристики Поведение, Слова    
Ситуация    
Этапы развития сюжета 1 начало 2 основное действие 3 окончание 4 результат    
Оценки и отношения      

Рекомендуемая литература:

1. Масалков И. К., Семина М. В. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов //М.: Академический проект. – 2011.

Дополнительная литература

2. Борхес Х. Л. Everything and Nothing //Борхес ХЛ Проза разных лет. М. – 1989.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Книжный Дом «Университет», 2002.

4. Киричук Е. История зарубежной литературы XX века: учебное пособие. – Litres, 2013.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы //М.: Академический проект. – 2010.

6. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

7. Фромм Э. Здоровое общество. – Litres, 2014.

Использования методов ситуационного анализа с целью создания адресно-направленного текста

Основное содержание этой части учебника заключается в развитии навыков анализа ситуаций с целью разработки текстов, ориентированных на индивидуальные характеристики адресатов. Цель достигается на основе следующих задач:

1. Применение методов анализа данных к анализу фрагментов личных сообщений. Предполагается знакомство с классическими методами анализа, выбор одного из них и проведение анализа фрагментов текстов. Выполнение учебного задания на основе примеров.

2. Определение характеристик группы. Составление текста сообщения и его оценка на основе разработанных параметров (характеристики группы).

Ситуация «Доступный текст»

Результат анализа определяется целью и выбранным способом проведения анализа. Они должны соответствовать особенностям анализируемого материала. Логика анализа определяется целями автора, связанными со степенью обобщения материала.

Основной целью использования данного случая является развитие у студентов навыков анализа качественных данных применительно к анализу текстов. В результате работы планируется разработать текст (информационное, рекламное и т.п. сообщение). С этой целью предлагается рассмотреть основные методы анализа, применить их к анализу материалов, содержащих личные суждения. После обучающей ситуации, связанной с оценкой примера информационного сообщения предлагается разработать собственный текст информационного сообщения.

Прежде всего, рассмотрим последовательность выбора подхода и метода анализа. Можно выделить следующие подходы к степени обобщения материала.

- Анализ, который практически не включает собственные формулировки исследователя. Материал интервью, используется Факты, цитаты говорят сами за себя «рассказы говорят сами за себя» Первоначальные данные преобразуются минимально, автор структурирует, упорядочивает материал, практически без авторской интерпретации. Ситуация анализируется не «вообще», а задача исследования состоит в том, что бы собрать данные в таком виде, когда информанты говорят сами за себя «рассказы говорят сами за себя»;

- Частичный отбор, упорядочение материала. Объяснительные комментарии выстраиваются внутри. Осуществление частичного отбора, упорядочения материала с представлением интерпретативных комментариев низкого уровня абстракции (обобщения минимальны). Объяснительные комментарии выстраиваются внутри и вокруг длинных описательных пассажей и цитат из интервью и полевых записей. У читателя создается представление о наблюдаемой реальности;

- Целью создания итогового текста анализа является формулировка собственной позиции. Основная логика определяется автором, эмпирический материал используется в качестве иллюстраций. Данный метод используется, чтобы проиллюстрировать, или уточнить ранее существовавшую теорию.

Определение элементов анализа и последовательность их отбора для анализа связана с особенностями ожидаемых результатов и последующего их использования. Они могут различаться большей или меньшей точностью и последовательностью или большим привнесением оценочных суждений. Любой анализ – это разделение на части, что в последующем при упорядочивании и обобщении позволяет достичь необходимого результата. Элементы анализа это части текста, факты, высказывания, при вычленении которых формируется текст как упорядоченная совокупность фрагментов содержания.

Предлагаем далее краткую характеристику основных методов анализа, при применении одного из которых, необходимо провести анализ текста (Более подробно о методах см. в Пособии Кейс-стади в теоретическом и практическом обучении).

Проблемный анализ. Предполагает осознание сущности, специфики той или иной ситуации и путей ее разрешения. Этапы продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации. Восприятие - осмысление – поиск способов решения проблемы – решение проблемы.

Системный анализ. Основывается на представлении о системности объекта, взаимообусловленности структуры и функций. От структуры к функции – дескриптивный анализ; конструктивный, – от функции к структуре. Цель дескриптивного анализа –анализ функционирования. Конструктивный – подбор структуры объекта под заданные цели или функции. Оба вида анализа дополняют друг друга.

Причинно-следственный анализ. Основывается на выявлении причинности. Его основными понятиями выступают причины и следствие, которые описывают связь между явлениями. В процессе взаимодействия двух явлений одно порождает другое.

Праксеологический. Или прагматический, анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основные понятия праксеологического анализа: эффективность» - достижение высокого результата минимальными средствами, результативность – способность достигать поставленную цель, оценка – величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности.

Аксиологический анализ. Предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой и находятся в постоянном изменении.

Ситуационный анализ основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. событийный подход – ситуация рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой (круг, узел событий).

Задания: Заполните таблицу (используйте в качестве материала для анализа варианты окончания рассказа, приведенные ниже).

Цель анализа – составить социально-культурный «портрет» анализируемой группы, т.е. желательно выявить проблемы, ожидания и ценности, которые отличают образ мысли респондентов (в данном случае, это молодые люди, студенты, обучающиеся по направлению «социальная работа»).

Проведите оценку соответствия варианта информационного сообщения выявленным характеристикам анализа группы (см. пример анализа в конце части главы).

Проведите анализ характеристик группы (используйте приведенный после таблицы материал для анализа).На основе характеристик составьте сообщение, адресованное данной группе. Оцените соответствие выявленным характеристикам.

Структура анализа

Элементы анализа Характеристика Цитата (фрагмент), номер цитаты
     

Прочитайте следующие варианты окончания рассказа, которые прилагаются далее. Варианты окончания рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса»:

1. Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

2. Иоганн Гризельбах еще долго скитался по миру понимая, что упустил эту возможность стать учеником Парацельса всего лишь из-за своей настойчивости и упертости. Урок, данный ему Парацельсом еще долго учил его жизни.

3. Прошло несколько лет, прежде чем Иоганн Гризельбах набрался опыта. Он много путешествовал, узнавал истории разных людей и человеческие ценности. И только после этого он понял, что пытался донести до него Парацельс, что роза была не главным. А главным были последствия и ее хрупкость. Та встреча научила воспринимать мир по-другому.

4. Он, Гризельбах, понял, чудо, как и истина, так далеки и бесконечны, как необъятный космос, как вселенная, что не стал искать истины. Он понял, что истина запредельно далека и при этом не дальше вытянутой руки. Она придет к тебе, когда настанет время, или не придет, если упустить момент.

5. Встретиться им действительно больше не удалось – Парацельс вскоре умер. Иоганн, до этого пытавшийся найти нового учителя, узнал о смерти Парацельса и решил продолжить его путь, в скором времени обрел веру.

6. Произойдет встреча ученика (юноши) и Парацельса примерно лет так через 20-30. И встреча будет случайной, ученик изменится, как ожидает Парацельс. Ученик будет рад встрече и будет благодарен той ситуации, которая произошла благодаря Парацельсу и тому, что он был в его жизни.

7. У каждого из них было свое представление о сущности бытия. Каждый был прав в своих представлениях. Парацельс мог воскресить розу, но Гризельбах не мог осознать этого.

8. Спустя год юноша вновь вернулся к Парацельсу. Он опустился на колени перед учителем и произнес: «Я готов внимать каждому Вашему слову и жизнь моя не наполнится смыслом без Вашей мудрости. Я переосмыслил все и окреп духовно, проведя это время в долгих размышлениях. Прошу возьмите меня в ученики! Парацельс улыбнулся и сказал: «Сам Господь послал тебя мне, ты упорен и действительно изменился. Я хочу передать тебе все, что знаю сам.»

9. Спустя много лет ученик набрался сил и мужества и вновь пришел в дом Парацельса. Однако, ничто не указывало на то, что в доме кто-то живет. Ученик прошел к столу и увидел на нем розу.

10. Юноша покинул дом Парацельса, так и не постигнув тайны за которой пришел. Парацельс так и остался в одиночестве, без ученика. Умер Парацельс не понятым, осужденным в шарлатанстве.

11. На смертном одре Парацельс думал о своем ученике и о той розе, которую он не смог воскресить. Пепел – это тоже роза, но в другом обличии. Значит его ждет необычный путь – от смерти к праху. В момент своей смерти он увидел свет, яркий, белый свет. Он подумал о том, что ему пришел конец. Он увидел мужчину, который в руках держал ту самую розу. Парацельс спросил: «Но почему?»; Мужчина ответил: «Смерть не конечное наше существование. Пепел розы может стать удобрением для других. Вырастут новые розы. Только так из пепла мы можем создать новый цветок»

12. Но в памяти они будут «пролистывать» этот вечер много раз. Ведь именно той ночью у двух незнакомцев исчезли мечты: у учителя – найти ученика; у ученика – познать науку.

14. После этого ученик ушел, но не раз слышал о своем учителе. В один прекрасный день ученик собрался с духом и решил навестить своего учителя. Когда приехал к нему, понял, что учителя нет на этом свете. Прохожие показали могилу учителя. Он взял засохшую алую розу с печки учителя и поставил на могилу учителя. И сказал, что розы тоже умирают, «высыхают».

15. Прошло много лет. Парацельс так и продолжал заниматься своими практиками. Его ученики верили его учениям и ему безраздельно.

Урок Парацельса не прошел даром для несостоявшегося ученика. Он стал искать веру, веру в себя.

16. Оба прекрасно понимали, что больше не могли встретиться, но через долгое время Парацельс сказал: я не могу тебе отвечать, почему невозможно из пепла вернуть розу, так как это не человек убивает Красоту. Бог создал эту красоту, чтоб мы, люди, наслаждались ею и получали от этого удовольствие.

17. Закрыв дверь за незнакомцем Парацельс понял, что его слова об ученике Богу были услышаны. Каждый человек, пришедший в его дом, требовал увидеть чудо от учителя, и никто не говорил, что чудо – это то, что он уже здесь стоит.

Незнакомец за дверью в темной ночи и проливном дожде осмыслил и все то, что только что происходило на его глазах. Он раньше не мог и подумать, что его будущий учитель, которого в народе называли колдуном, смог понять истину жизни, ту, которая не дана простому незнакомцу.

18. Ученик был разочарован, но все же, он получил часть ответов на свои вопросы. И сейчас он готов идти дальше по ступеням познания бытия. Да, он совершил частичную ошибку сейчас, но он крайне рад такому опыту.

Парацельс был спокоен, в свою очередь, он предполагал такое развитие событий. Он рад, что имел встречу с человеком, который питал к нему интерес, и этому ученику он передал часть своих знаний, в придачу ко всему, он успел посеять в нем несколько зерен добрых плода, возможно ростки которого однажды взойдут.

19. Ученик стал спускаться по лестнице, глядя себе под ноги. Парацельс слышал звук отдаляющихся шагов и громкий скрип дверных петель.

- Да, я шарлатан и обманщик! Но никому не дано познать ту правду, которую я скрываю.

Парацельс подошел к камину, что-то пробубнил на непонятном языке, а затем взмахнул рукой. После этого он опустился в свое старое, местами с большими дырами кресло. Вздохнул и закрыл глаза. В его руках была роза…

20. Иоганн сделал для себя вывод, что все, что он видит вокруг, то, как он воспринимает реальность, это его личное субъективное мнение, пока он не бросил розу в огонь Парацельс был для него волшебником, учителем. После того, как роза стала горсточкой пепла и ничего не произошло Парацельс стал для него фантазером. Мы сами конструируем свои реальность.

21. Парацельс овладел главным орудием человечества – СЛОВОМ. Ученик же искал чудо и веру. Парацельс мог бы все это ему дать, но предпочел показать ученику суровую реальность.

22. Но встреча эта не прошла для Иганна Гризенбаха бесследно. Шли годы и со временем он стал по-другому видеть вещи, людей, события. Он открыл для себя одну простую истину: мир больше, чем он кажется, и, если раздвинуть рамки своего сознания, стереть некоторые границы, - он (мир) тоже изменится, заиграет новыми красками. Ярче и многообразнее.

Ибо путник желал действия неподвластного учителю. Ибо учитель жил возможностью и волей к невозможному. Волей к познанию Бога и его творений.

23. Иоганн Гризельбах продолжит свои странствия. Он пытался понять, что такое истина. Но в этой погоне упустил, что такое жизнь. Рассказывать, что с ним произошло, будет скучно, так как ничего выдающегося он не достиг. Парацельс же так и умер в одиночестве, не дождавшись нужного ученика. Он не смог показать другим то, что значит истина и какова дорога.

24. Роза была идеалом, символом счастья для Парацельса, разрушенным юным путником, требующим доказательств всего.

Счастье субъективное, оно принадлежало только Парацельсу. И, скорее всего, он не утратит веру в свое архаистическое счастье.

25. Гризельбах шел прочь от лаборатории Парацельса. В его ушах звучали слова мудреца, который лишился в его глазах величия:

«…Я не нуждаюсь в доверчивости, мне нужна вера… Мне только известно, что есть дорога… Каждый шаг является целью…»

И ему подумалось, что все, что с ним случилось закономерно. Это его цель, которая стала всего лишь шагом. В этом мире нет ничего конечного.

26. На самом деле, когда Парацельс ушел в комнату, где стоял кимин с ргнем и живая роза. Ученик уже никогда не узнает, что произошло после его ухода и в чем же сила веры. Парацельс как и все верующие полностью отдавал себя этому делу, что и помогло ему выдавать желаемое за действительное. Вера и наука никогда не смогут понять друг друга, что мы и увидели.

Пример анализа (автор- Лихачева Ю.)

№ п/п Элементы анализа Характеристика Цитата (фрагмент), номер цитаты
1)Эффективность (далее – Э.); 2)Результативность (далее – Р.); 3)Оценка 1) Э. достигается долгим и упорным трудом, последовательностью действий; 2) Эмоционально-психологическая атмосфера влияет на Р.; 3) Личностный (субъективный) фактор имеет прямое отношение в достижении цели. 1)«Урок, данный ему Парацельсом еще долго учил его жизни». 2) «…понимая, что упустил эту возможность стать учеником Парацельса». 3) «…из-за своей настойчивости и упертости».
    1) Э. заключается в количестве полученных в ходе путешествий историй, несущих определенную ценность, урок; 2) Р. выражается в количестве времени, затраченном на приобретение и усвоение урока, опыта; 3) Цель может нести скрытые смыслы; необходимость понимания наличия переоценки и нового переосмысления цели для получения новых практико-применимых подходов. 1)«…Он много путешествовал, узнавал истории разных людей и человеческие ценности…» 2) «Прошло несколько лет, прежде чем Иоганн Гризельбах набрался опыта…» 3) «…И только после этого он понял, что пытался донести до него Парацельс, что роза была не главным. А главным были последствия и ее хрупкость. Та встреча научила воспринимать мир по-другому».
    1) Э. заключается в способности ценить время и вовремя уловить возможности. 2) Для получения Р. нет необходимости искать высоких смыслов, смысл в том, чтобы «жить в реальной жизни». 3) Для достижения цели необходимы не только концепция и идея, но и реальные действия. 1) «…Она придет к тебе, когда настанет время, или не придет, если упустить момент». 2) «Он, Гризельбах, понял, чудо, как и истина, так далеки и бесконечны, как необъятный космос, как вселенная, что не стал искать истины». 3) «…Он понял, что истина запредельно далека и при этом не дальше вытянутой руки».
    1) Э. определяется развитием, изменением положения вещей. 2) Р. заключается в рассмотрении, сравнении и анализе различных подходов, любых возможностей. В данном случае – выборе подходящего учителя. 3) После понимания и осознания важности развития и рассмотрения тех или иных возможностей, необходима вера и надежда на позитивный конечный результат, поскольку предугадать его характер невозможно. 1) «…узнал о смерти Парацельса и решил продолжить его путь…» 2) «…Иоганн, до этого пытавшийся найти нового учителя, узнал о смерти Парацельса и решил продолжить его путь…» 3) «…в скором времени обрел веру».
    1) Э. определяется субъективным, внутренним фактором осознания того или иного процесса или явления; 2) Р. заключается в длительном процессе работы над тем или иным процессом или явлением; 3) Для эффективного достижения цели необходимо наличие обратной связи между объектами, участвующими в процессе достижения цели. 1) «…И встреча будет случайной, ученик изменится, как ожидает Парацельс…» 2)«Произойдет встреча ученика (юноши) и Парацельса примерно лет так через 20-30». 3)Ученик будет рад встрече и будет благодарен той ситуации, которая произошла благодаря Парацельсу и тому, что он был в его жизни.
    1) Э. заключается в том, чтобы рассматривать различные мнения и подходы к одному и тому же явлению. 2) Р. определяется принятием того, что те или иные процессы и явления – многогранны – и могут содержать различные стороны. Для достижения цели необходима гибкость. 3) Необходимо умение не только следовать внутреннему голосу, но и слушать других. 1) «У каждого из них было свое представление о сущности бытия…» 2) «…Каждый был прав в своих представлениях…» 3) «…Парацельс мог воскресить розу, но Гризельбах не мог осознать этого».
    1) Э. определяется собственным осознанием своего пути, а также временем, затраченным на это. 2) Р. заключается в том, что у любого человека, находящегося на пути в достижении цели, должен быть наставник, и наоборот. 3) Несмотря на столкновение противоположных взглядов, важна мудрость набраться терпения для необходимого взаимодействия в достижении цели. 1) «…Я переосмыслил все и окреп духовно, проведя это время в долгих размышлениях. Прошу возьмите меня в ученики!» 2) Парацельс улыбнулся и сказал: «Сам Господь послал тебя мне, ты упорен и действительно изменился. Я хочу передать тебе все, что знаю сам». 3) Данная оценка раскрывается в диалоге между учеником и Парацельсом (см. цит. выше в 1ом и 2ом пп.). Оба не были готовы изначально пойти на уступки. Мудрый Парацельс отпустил ученика, тем самым дал время для размышлений ученику. Последний понял, что без знаний и опыта Учителя ему н<

2015-12-15 538 Обсуждений (0)
Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение теоретико-методологических оснований для исследования социального благополучия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)