Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальный статус личности



2015-12-15 1925 Обсуждений (0)
Социальный статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотренные модели взаимодействия личности и общества показывают, что стороны связаны взаимными обязательствами. Принципы действия уникального механизма взаимосвязи личности и общества объясняет статусно- ролевая теория, в разработке которой в разные годы принимали участие У. Джеймс, Р. Линтон, Д.Мид, Ч. Кули, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер. Инструментальными категориями в этой концепции являются «социальный статус» и «социальная роль». В интересах удовлетворения потребностей общество создает множество социальных статусов в зависимости от возникающей потребности: например, в семье возникают статус мужа, жены, родителей и детей. В рамках института образования возникают статусы преподавателя, студента, декана и ректора. В целом все сферы деятельности общества могут быть представлены множеством социальных статусов.

Социальный статус - позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус:

· носит устойчивый характер, в числе других элементов он образует социальную структуру общества;

· деиндивидуализирован, т.е. не связан с конкретным индивидом, а существует сам по себе и открыт для других индивидов;

· имеет свой ранг: есть статусы более или менее престижные.

Интенсивный процесс формирования социальных статусов начался еще в древности с появлением разделения труда и усложнением внутренней организации общества. Статусы разграничивали сферу обязанностей между людьми и закрепляли за ними соответствующие права и властные полномочия. Тем самым социальное положение одних индивидов по отношению к другим определялось как более высокое или низкое. Любой человек обладает множеством статусов, его жизнедеятельность протекает в нескольких группах и организациях, он связан различными отношениями с большим количеством людей. Например, он -гражданин, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, беспартийный. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором. Рассмотрим важнейшие виды статусов.

Главным называется наиболее важный для конкретного человека статус, с которым его отождествляют другие или с которым он себя идентифицирует. Главный статус, как правило, кормит человека, т.е. позволяет ему получать средства для существования. Он определяет стиль и образ жизни индивида, круг его знакомых, манеру поведения. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с профессией или должностью, а для женщин – с местом работы или семьей.

Личнымстатусом называется положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые и родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании, знатоком, другом, умельцем – значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко делает их зыбкими. Поэтому люди стремятся защищаться формальными статусами –(ученый стремится подтвердить квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права). Личный статус еще называют неформальным (неофициальным).

Формальные статусы– закреплены, защищены законом (статус директора, губернатора области). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформальными.

Формальные статусы в свою очередь бывают предписанными или достигаемыми (определяются способами, которыми человек их приобретает).

Предписанным (аскриптивным) принято называть такой статус, который человек получает не по своей воле, над которыми не имеет контроля: пол, раса, родственные характеристики, место рождения, титул (в сословных обществах).

Достигаемый статус приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека. Достигаемый статус всегда подчеркивает личные достижения человека. Это могут быть образование, профессия, квалификация. В традиционном обществе человека оценивали преимущественно по предписанному статусу, в современном – по достигаемому.

В некоторых случаях бывает трудно определить способ приобретения статуса. Например, статусы безработного, инвалида, вдовы, сироты не являются предписанными, но их приобретение не было желанным для человека, а стало скорее результатом неблагоприятного стечения обстоятельств. В этом случае предлагается использовать категорию «смешанный статус».

Предписанный, достигаемый, смешанный, социальный, личный, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные – все это разновидности основных статусов, которые значимы для личности и определяют ее положение в обществе в течении продолжительного времени. Помимо них существует большое количество эпизодических статусов (пешехода, прохожего, пассажира, пациента, читателя) Права и обязанности таких статусов трудноопределимы. Если они не оговариваются в специальных инструкциях, то сводятся к общегражданским правилам и обязанностям.

Существует определенная иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу социальной стратификации данного общества.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов по сути и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и соответственно иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества;

2. системы ценностей в данной культуре:

 

· в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются одними из самых уважаемых (так как власть дает право распоряжаться наиболее ценными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе;

· в любом обществе стремятся поддержать престиж армии-защитницы Отечества, гаранта целостности и независимости;

· статусы, связанные высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой

 

Различия в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритетами ценностей, традициями и обычаями. В обществах бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и др.) всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее заметна – достиженческих (ценятся наука, образование, приоритеты личности). Наибольший престиж у статусов, сочетающих высокую образованность и предусматривающих обслуживание интересов личности, а не государства.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть самозванства, самовосхваления. В каждом обществе существуют тонкие весы, которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность статуса.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально, эмоционально-символически (посредством обрядов, ритуалов, церемоний).

Материальное вознаграждение людей занимающих престижный статус не только призвано возместить физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса.

Моральная поддержка выражается в том, что люди, занимающие престижный статус приобретают определенный авторитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают кино… Носители этого статуса и сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о чести и достоинстве дворянина, офицерской чести, долге ученого – это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса.

Престиж статуса, который охраняет культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят немалые изменения, обусловленные изменением общественных связей, функций, порожденных изменением ценностей, общественных приоритетов и целей. В современном российском обществе за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других ( раньше высокий престиж у ВПК и технических вузов, профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение; сегодня престижны экономические вузы, бухгалтерские специальности, менеджеры, юристы, что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе).

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

Условное расстояние между статусами называется статусной дистанцией. Общество заинтересовано в ее соблюдении, это упорядочивает социальные отношения и делает их предсказуемыми. Реальными показателями статусной дистанции между руководителем и подчиненным, обеспеченным и бедным человеком выступают:

· объем их властных полномочий;

· размеры дохода;

· уровень образования и квалификации;

· престиж профессии;

· различные возможности в проведении отдыха, получении хорошего образования и медицинской помощи.

Необоснованная попытка преодолеть статусную дистанцию получила название фамильярности. Фамильярное поведение (попытка встать на равную ногу с представителем более высокого статуса) обществом осуждается. Для того чтобы сделать социальную структуру более прозрачной, а отношения между носителями различных статусов ограничить рамками допустимого, были придуманы различные статусные символы. Это внешние символические свидетельства престижных или непрестижных статусов. В качестве статусных символов могут выступать мундир, фрак, манеры поведения, язык, жилье, марка автомобиля. Статусные символы, права и обязанности индивида являются основой его статусного образа (имиджа). Как правило, человек стремится создать для окружающих благоприятный имидж. Ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну статусную позицию в структуре общества, то обязательно оказывается в другой. Поэтому социальный статус имеет огромное значение в социологии как существенная характеристика личности, помогающая в любой момент определить «местонахождение» конкретного индивида в социальном пространстве.

Статусы играют важную роль в социальных отношениях, определяют их содержание и характер. Человек смотрит на мир и относится к другим людям с позиции своего статуса. Владельцы собак не понимают тех, у кого домашних животных нет. Автолюбители раздражаются на пешеходов. Профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные статусы человека могут влиять на интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений между людьми.

Интересны не только статусные отношения между людьми, но и отношение индивида к своему статусу. Иногда человек буквально сливается со своим статусом (командные нотки офицера в кругу семьи). Максимальное слияние индивида со своим статусом называется статусной идентификацией, а минимальное –дистанцированием (отстранением от статуса и связанных с ним ролей).

Чем выше общество оценивает какой-либо статус, тем сильнее степень идентификации с ним, которую обладатель высокого статуса будет стремиться подчеркнуть с помощью символических атрибутов (орденов и медалей, форменной одежды, манеры поведения).

Нередко жизнь человека омрачается статусными противоречиями. Причины этого явления следует искать в статусном наборе личности, так как чаще всего эти коллизии случаются при двух обстоятельствах:

· когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой – низкий, что может вызвать внутренний дискомфорт;

· когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого (министр и коммерсант, милиционер и бандит_ совместить эти статусы без конфликтов невозможно).

Социальная роль.

Социальный статус открывается человеку через систему связанных с ним ролей.

Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от носителя определенного социального статуса. Между индивидом, обладающим статусом студента и его ролевым поведением (посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, написание курсовых работ и т.д.) существует промежуточное звено – ролевые ожидания общества (экспектации). Экспектации – совокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей, с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействий индивидов. Таким образом, общество задает идеальную модель студента через государственные образовательные стандарты и нормативные документы, регулирующие учебный процесс.

Социальная роль –это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус (если работа требует сдержанности, а человек эмоционален, вспыльчив, он должен отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя).

Социальная роль – достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности (минимальная регламентация – дворник; максимальная – армия).

Социальная роль объединяет функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе – (женщины, сына, учителя).

Ролевая теория, считает П. Бергер, отражает социальное видение человека. Человек играет разные роли в грандиозной социальной пьесе, при этом надевает те маски, которые необходимы по ходу действия. Человеческая личность (персона) предстает как драматический актер. Термин «персона» понимался сначала как «маска», потом «театральная роль» и, наконец, «лицо», «личность». Ранг личности (персоны) измеряется числом ролей, которые индивид умет играть. Персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. Каждый статус предполагает исполнение ряда ролей, из которых складывается ролевой набор.Например, статус профессора включает такие роли, как преподаватель, автор научных статей, специалист в своей области, консультант. Каждая роль требует особой манеры поведения. Каждая роль предполагает собственный тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег совсем не те, что складываются у него со студентами. Таким образом, чем богаче ролевой набор, тем разнообразнее социальные отношения в обществе.

Статусно-ролевые взаимодействия направлены на удовлетворение потребностей людей. Этот процесс регулируется обществом, которое на высоком уровне устанавливает незримую планку «удовлетворения потребностей». Г. Герт и Р. Миллс ввели специальный термин «личностный подбор», объясняя, как общество контролирует выполнение личностью своих социальных ролей. Среди претендентов на конкретный статус постоянно происходит отбор тех, кто максимально эффективно способен справиться с этой задачей, лучше других подготовлен и имеет опыт решения подобных задач. Вследствие этого претенденты вынуждены развивать необходимые способности и осваивать нужные модели поведения. Успех выполнения социальных ролей зависит от многих факторов:

· биопсихических возможностей и способностей человека, которые могут активизировать или тормозить выполнение социальной роли (слабого или сильного типа нервной системы);

· социального ожидания, воплощенного в образцах выполнения роли, ее идеальном типе (М. Вебер), определяющем необходимый комплекс черт и способов поведения, которые индивид должен проявлять при выполнении роли и которые общество ожидает от него;

· осуществления обществом контролирующих функций с целью удержания образцов выполнения роли через поощрение или наказание ее исполнителей;

· традиции исполнения роли, принятой в конкретной группе, к которой относится индивид; чем теснее человек связан с семьей или кругом друзей, тем больше вероятности, что их правила игры он примет как свои, будет дорожить ими и стараться им соответствовать.

Как и всякое другое явление, система социальных статусов и ролей, несмотря на устойчивость исторически изменяется. Инициатива в формировании статусных и ролевых наборов принадлежит обществу. Но это не означает, что индивид запрограммирован на выполнение однотипных ролевых действий, как и те из его коллег, кто имеет такой же статус. Человек автономен в исполнении своих ролей. Социальная роль существует как бы в нескольких положениях одновременно:

· это социальные ожидания общества (экспектации);

· индивидуальное понимание личностью, как сущности самой роли, так и ожиданий общества (внутреннее проигрывание роли);

· реальное ролевое поведение личности с учетом не только стандартных общественных ожиданий, но и своего понимания роли, специфики обстоятельств.

Автономность личности в исполнении социальных ролей проявляется:

· в выборе самих ролей;

· в поиске наиболее рациональных вариантов исполнения ролей;

· в выборе наиболее важных ля себя ролей, требующих исполнения в первую очередь;

· в оценке исполняемых ролей ( можно гордиться собой, или относиться с иронией).

 

 



2015-12-15 1925 Обсуждений (0)
Социальный статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальный статус личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1925)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)