Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какие существуют классификации партийных систем?



2015-12-13 517 Обсуждений (0)
Какие существуют классификации партийных систем? 0.00 из 5.00 0 оценок




§ однопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

  • 114. Что такое политическая социализация?
  • Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
  • 115. Что такое политическая идеология?
  • Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.
  • 116. Назовите общие особенности происхождения и динамики идеологий.
  • Термин "идеология" древнегреческого происхождения и буквально означает "учение об идеях", поскольку состоит из двух слов "идея" и "логос". Понятие "идея" возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Кроме того, уже с момента введения в научный оборот "идея" превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального, сохранившийся в научном мире до настоящего времени. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом "старых режимов" и основанных ими систем авторитетов.
  • Политические события периода назревания и проведения Великой французской буржуазной революции были связаны с динамичными и радикальными изменениями, как в практической жизни, так и в общественном сознании французского народа. Данный феномен привлёк внимание ряда французских учёных к области общественного сознания, как возможность управления обществом посредством идей. Французский учёный А. Д. де Траси в 1796 году, в своём труде "Этюд о способности мыслить" использовал термин "идеология", чтобы охарактеризовать науку об идеях.
  • Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований – анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о "справедливости", "свободе", "равенстве" и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии – это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами.
  • В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим.
  • Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника. Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки – Э. Шиле, Д. Белл – с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом "конца идеологий". Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция "реидеологизации", которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии.
  • Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:
  • 1) либеральная
  • 2) консервативная
  • 3) социалистическая (социал-демократическая)
  • 4) националистическая
  • 117. Что такое идеологический спектр? Из каких он состоит оппозиций?
  • Идеологический спектр - система идей, представлений, взглядов, характеризующий воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической партии, общества.
  • 118. Чем экстремизм отличается от радикализма?
  • Отличие экстремизма от радикализма в том же, в чем отличие теории от практики. Радикализм - определенная общественно-политическая платформа, идеология. Экстремизм - готовность на определенные, совершенно не обязательно связанные с какой-то идеологией поступки.
  • 119. Охарактеризуйте идеологию либерализма.
  • ЛИБЕРАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое течение, отстаивающее незыблемость естественных прав и свобод человека, трансформированных в правовом государстве в гражданские права, в права личности (на жизнь, свободу, безопасность, счастье, собственность, семью и т. д.). Принцип свободы личности, ее свободного существования, развития, деятельности, ответственности за собственное благополучие является фундаментальной ценностью в либеральной идеологии, носителем которой впервые выступила ранняя буржуазия Европы, противостоящая феодально-сословному и самодержавно-бюрократическому консерватизму. Основы же либеральной идеологии были заложены в трудах английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, французских просветителей и в экономической доктрине А. Смита. Экономические постулаты либерализма, сформулированные А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни. Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство и гражданское общество. Духовная жизнь общества, согласно либеральной доктрине, должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности. Непременным условием реализации всех этих принципов и доктрин выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы.
  • 120. Чем либерализм отличается от неолиберизма?
  • Главное отличие неолиберализма от классического либерализма заключается в признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики. На смену идее о его отстраненности от экономических и социальных процессов пришло понимание того, что государство должно всемерно содействовать прекращению социальных конфликтов и сглаживанию чрезмерного социального неравенства на основе поддержки наиболее бедных и социально незащищенных слоев общества. Было признано, что подобная политика может проводиться государством лишь на основе его активного влияния на экономические процессы.
  • 121. Охарактеризуйте идеологию консерватизма.
  • Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию. Позднее комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, B.C. Соловьева и И.А. Ильина.
  • Основные идеи консерватизма:
  • – трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения;
  • – идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности;
  • – признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;
  • – негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям;
  • – отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей;
  • – государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия;
  • – политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти;
  • – приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций).
  • Неоконсерватизм возник в xx в. в результате слияния идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом.
  • Для современного консерватизма независимо от его разновидности характерна высокая степень приспособляемости к новым историческим реалиям. Всем направлениям современного консерватизма присуща значительная приверженность культурным и религиозным традициям. Основная причина всякого рода негативных явлений, по мнению консерваторов, лежит в отходе от традиционных ценностей. Современные консерваторы выступают за сильное государство, видя в нем подлинную опору порядка, законности и истинной морали. Поэтому основная задача – восстановить авторитет и престиж власти и правительства. Решая вопрос о соотношении личности и общества, консерваторы пытаются по-новому синтезировать идеи индивидуализма и авторитета государства, отдавая определенное предпочтение второму во имя его укрепления и процветания. Многие социально-экономические идеи в рамках неоконсервативной политики, например уменьшение государственной поддержки ряда социальных программ, увеличение числа собственников, повышение роли индивидуальной ответственности и другие, широко использовались правительствами США (при президенте Р. Рейгане), Великобритании (М. Тэтчер), Франции (Ж. Ширак). В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, консервативные партии на протяжении довольно длительного периода находились у власти.
  • 122. Чем традиционализм отличается от фудаментализма?
  • Традиционализм- это мировоззрение, или концепция, утверждающая глубинное единство всех народных традиций.
    Единство не в смысле единообразия. Как раз наоборот. Не смотря на кажущиеся различия в образах, символах, мифах, обычаях и ритуалах, их общее основание лежит в возвышении человека.
    Сущность традиционализма (то есть сохранения традиций) в том, чтобы переосмыслять глубину, вложенную внутри наследия предков.
    Тогда как фундаментализм - это консервативная защита любых форм, оставшихся от предков, не смотря на их качество, будь они совершенно устаревшими, архаичными и даже вредными. То есть теми, что отслужили свой срок.
  • 123. Охарактеризуйте либертаризм как идеологию.
  • ЛИБЕРТАРИЗМ(от англ, liberty — свобода) — идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о «единственно подлинном либерализме современности», который «совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм». Л. — это «философия личной свободы», «твердый индивидуализм». По вопросам, касающимся государственно-политической системы, соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества либертаристы занимают позиции не только правее либералов, но и консерваторов (см: Либерализм, Консерватизм). Они являются правыми радикалами, т. к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма, свободно-рыночных отношений, неограниченней конкуренции во всех сферах жизни общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека и др.), «эрозия» свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм, поднявшийся на волне «микроэлектронной революции (70-е гг. XX в.). Идеал сторонников Л. — рыночная стихия свободного предпринимательства. Свободный рынок рассматривается ими и как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование «государства-минимум» («посторонившегося» государства), пытается выступить от имени «демократии потребителей», защитить мелких собственников. С другой стороны, Л. содержит открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор. Многие сторонники Л. требуют сильной, «авторитетной» власти для «обуздания общественных аппетитов». Для крайних форм Л. характерен лозунг «от коллективизма к свободе!». Идеалом здесь выступает «либертаристская анархия» (анархо-капитализм): восстановление абсолютной свободы рыночных отношений и деэтатиэация общества. Программа денационализации, осуществленная в Чили генералом Пиночетом, была разработана американскими экономистами М. Фридменом и Э. Хербергером, выступающими с позиций Л. В мае 1989 г. в СССР создана «Радикальная ассоциация за мир и свободу» — «ненасильственная автономная либертарианская политическая организация членов Транснациональной Радикальной партии». На основе этой ассоциации летом 1990 г. провозглашено образование Либертарианской партии. Партия выступает за формирование «моральной экономики, основанной на принципах социального и природоохранного производства в духе экономического либерализма». Сторонники партии поддерживают легализацию наркотиков, предоставление бесплатных контрацептивов, выступают в защиту сексуальных меньшинств, проституток и животных. Либертарианская партия состоит из людей свободных профессий и безработных, в своих рядах насчитывает около 300 человек. Лидеры — Е. Дебрянская и Р. Калинин (руководитель Лиги сексуальных меньшинств).
  • 124. Назовите основные положение социализма как идеологии.
  • 1. Уничтожение частной собственности.
  • Основоположный характер этого принципа подчеркивают, например, Маркс и Энгельс: " .коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности" ("Коммунистический манифест"). Это положение в своей отрицательной форме присуще всем без исключения социалистическим учениям и является основной чертой всех социалистических государств. Но в своей положительной форме, как утверждение о конкретном характере собственности в социалистическом обществе, оно менее универсально и проявляется уже в двух разных видах: подавляющее большинство социалистических учений прокламирует общность имуществ, более или менее радикально осуществленную, а социалистические государства (и некоторые учения) основываются на государственной собственности.
  • 2. Уничтожение семьи.
  • Прокламируется большинством социалистических учений. В других учениях, а также в некоторых социалистических государствах, это положение не провозглашается столь радикально, но тот же принцип проявляется как уменьшение роли семьи, ослабление семейных связей, уничтожение некоторых функций семьи. Опять отрицательная форма этого принципа более универсальна.
  • Как положительное утверждение определенного типа отношений полов или детей с родителями он представляется в нескольких видах: как полное разрушение семьи, общность жен и уничтожение всех связей детей с родителями, вплоть до того, что они не знают друг друга; как расшатывание и ослабление семейных связей; как превращение семьи в ячейку бюрократического государства, подчиненную его целям и его контролю.
  • 3. Уничтожение религии.
  • Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма религии, ибо она присуща за малым исключением всем современным социалистическим государствам и учениям. Лишь редко уничтожение религии прокламировано законодательным путем - как в Албании. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнения в том, что всеми ими руководит именно этот принцип уничтожения религии и лишь внешние трудности препятствуют пока его полному осуществлению. Тот же принцип многократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века.
  • 4. Общность или равенство.
  • Это требование встречается почти во всех социалистических учениях. Отрицательная форма того же принципа - это стремление уничтожить иерархию окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру. Первую формулировку такого взгляда можно найти у Платона, последнюю - в современных западных левых течениях, признающих культуру "индивидуалистической", "репрессивной", "удушающей" и призывающих к "идеологической партизанской войне против культуры".
  • 125. Перечислите основные положение марксизма как политической идеологии.
  • 1. Политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания.
  • 2. Хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования.
  • 3. Государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К.Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства.
  • 4. Экономически господствующий класс - он и политически, и идеологически господствующий класс.
  • 5. На основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание.
  • 6. Анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров.
  • 7. Политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.
  • 126. Основные положения нацизма как идеологии.
  • Нацизм — мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). Современные проявления нацизма часто называются неонацизмом.
  • В узком смысле, нацизм — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933—1945 годах.

  • 127. Охарактеризуйте фашизм как идеологию.
  • Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими шестью признаками и чертами:
  • 1. обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
  • 2. нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
  • 3. отрицание демократии и прав человека;
  • 4. насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;
  • 5. утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;
  • 6. милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
  • Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.


2015-12-13 517 Обсуждений (0)
Какие существуют классификации партийных систем? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какие существуют классификации партийных систем?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)