Тема 3. Античная культура – основа европейской цивилизации
Тема 2. Культура Древних цивилизаций. Цель занятия: рассмотреть начальную стадию формирования культуры и первых цивилизаций в истории человечества, определить, чем являлось искусство для первобытного человека, причины формирования первых очагов человеческой цивилизации, рассмотреть специфику древневосточной философии. План занятия: 1. Ранние этапы формирования культуры. Первобытное общество а) Основные периоды первобытной истории б) Характерные черты первобытной культуры в) Основные виды первобытного искусства: наскальная живопись, мегалитические сооружения, скульптура, религиозные верования, петроглифы. 2. Особенности культуры Древнего Египта 3. Религиозно-философские идеи Древнего Востока а) Древней Индии б) Древнего Китая
Список литературы:
Рекомендации к работе над вопросами темы: В первом вопросе необходимо раскрыть археологическую периодизацию первобытной истории. Рассмотреть как в разные периоды данного этапа человеческой истории изменялась материальная культура, социальная организация и верования первобытных людей. Раскрыть такие специфичные черты первобытной культуры как: однородность форм, условность в изображении, гипертрофированность многих форм, традиционность, коллективный характер, синкретизм, символизм. Определить основные места распространения наскальной живописи, характер первобытных изображений и скульптур, причины появления первых изображений. Определить что из религиозных представлений первобытного человека сохранилось в сознании современных людей. При ответе на второй вопрос раскрыть причины появления и условия возникновения древнейших цивилизаций. Определить признаки, определяющие появление цивилизации. Уместно остановиться на общих чертах египетского искусства: тесная связь с заупокойным культом, каноничность, традиционность, культ фараона, преобладание темы власти и темы смерти, архитектура – ведущее направление в искусстве. Раскрыть специфику древнеегипетской мифологии. В третьем вопросе дать характеристику таким религиозно-философским системам как: в Индии – веды, брахманизм, индуизм, буддизм; в Китае – даосизм и конфуцианство. Определить, что объединяет и позволяет говорить о целостности религиозно-философской картины мира Древнего Востока. Знать понятия: синкретизм, антропогенез, социогенез, промискуитет, зоологический индивидуализм, патриархат, матриархат, антропогенез, «палеолитетическая Венера», кромлех, домлен, мегалит, петроглиф, канон, мастабы, касты, веды, нирвана, сансара, Дао. Задания по теме: 1. Какие теории происхождения человека вам известны?
2. Раскройте понятия: Антропогенез_
Промискуитет
Зоологический индивидуализм
Матриархат
Патриархат
3. Назовите основные периоды археологической периодизации первобытной истории человечества
4. Сторонниками какой теории происхождения искусства в первобытном обществе вы являетесь: трудовой, игровой, религиозной, инстинктивной? Ответ обоснуйте.
5. Назовите известнейшие места распространения наскальной живописи. На ее примере докажите такие черты первобытного искусства, как синкретизм и однородность форм выражения.
6. Перечислите основные причины возникновения и места появления древнейших цивилизаций.
7. Приведите примеры канона в египетском искусстве.
8. Докажите тесную связь египетского искусства с заупокойным культом.
9. Известнейшими пирамидами и храмами Древнего Египта являются:
10. В чем своеобразие древнеегипетской мифологии?
11. Брахманизм защищал социальное разделение общества. На какие группы делилось древнеиндийское общество?
12. К основным идеям буддизма относятся…
13. В чем заключается идея «срединного пути» Конфуция?
Тема 3. Античная культура – основа европейской цивилизации Цель занятия: рассмотреть античную цивилизацию как основу европейской, раскрыть достижения древних греков и римлян в различных сферах человеческой деятельности: политической, социальной, культурной и духовной, выявить общие черты в греческой и римской культуре.
План занятия:
Знать понятия: античность, полис, агон, алагоя, курос, кора, ордер, термы. Список литературы: § Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2005 § Очерки по истории мировой культуры. / Т.Ф. Кузнецова. М., 1997 § Малюга Ю.Я. Культурология.М., 1998 § Кун. Мифы Древней Греции § Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. М. 2005
Рекомендации к работе над вопросами темы: В первом вопросе раскрыть периодизацию греческой и римской истории, обратите внимание, какие народы приняли участие в формировании античной цивилизации, и почему она распространилась на огромные территории. Раскрыть общие черты античной цивилизации. Во втором вопросе рассмотреть как исторические менялась античная скульптура: от образа статичных куросов и кор до передачи элементов движения. Перечислить основных античных скульпторов и архитекторов, обратить внимания кого они изображали в своих скульптурах. Не просто перечислить величайшие примеры античной архитектуры, а ответить на вопрос, какой вклад в развитие представлений об архитектуре внесли греки и римляне. В третьем вопросе раскрыть религиозные представления греков и римлян. Обратите внимание на специфику античного воспитания, какие качества ценились в человеке, что по мнению греков являлось величайшими добродетелями человека. Задания по теме: 1. Раскройте периодизацию античной истории.
2. Дайте определения следующим понятиям: Полис
Алагоя
Агон
Кора Ордер
3. Родиной каких политических идей и принципов стала античная цивилизация?
4. В чем специфика античных верований по сравнению с язычеством Древнего Египта, цивилизаций Двуречья?
5. Назовите римских богов, соответствующих греческим: Зевс Гера Афродита Афина Гермес
6. Докажите конкретными примерами, что агонистическое начало было развито у древних греков и римлян
7. Где располагался и когда был построен Кносский дворец?
8. Как назывался классический тип греческого храма? Что он представлял из себя?
9. Перечислите основные ордера, возникшие в греческой архитектуре.
10. Проследите, в каком направлении трансформировалась античная скульптура.
11. Назовите имена 5 известных античных скульпторов
12. Что из себя представлял Акрополь?
13. Назовите античные «чудеса света».
14. Приведите примеры величайших творений римских архитекторов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |