Этапы
деятельности
преподавателя
| Этапы
деятельности
студентов
| Виды профес-сиональной
деятельности
| Содержание действий студентов по овладению профессиональными компетенциями, сгруппированными по обобщенным видам профессиональной деятельности будущих инженеров
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Стадия творческого процесса: период интеллектуальной готовности
|
Подготовительный этап. Организация учебной деятельности по физике, связанной с освоением теоретического материала, получением студентами практических навыков в решении физических задач и выполнении заданий физического лабораторного практикума. Определение установки учебной деятельности на интеллектуально-техническое развитие личности
| Подготовительный этап. Изучение физических основ инженерной деятельности, освоение основных физических законов. Получение практического опыта решения физико-технических задач. Развитие аналитического инженерного мышления, позволяющего решать поставленные задачи с помощью различных физических, технических,
| Научно-исследовательская.
| Накопление глубоких и прочных знаний по курсу физики, развитие и совершенствование умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности, связанной с постановкой исследовательских задач в области профессиональных интересов будущих инженеров, и творческим поиском их физико-технического решения. Ознакомление с современными методами ведения научных исследований. Изучение способов постановки и решения технических задач в области профессиональной деятельности соответствующего направления подготовки.
|
Проектно-конструкторская.
| Освоение практико-ориентированных проектно-конструкторских методов, позволяющих проводить решение физических задач чертежно-графическими способами. Изучение способов анализа и конструирования объектов профессиональной деятельности с учетом их физического основания. Ознакомление с методами конструкторской обработки физико-технических данных в компьютерных системах автоматизированного проектирования (САПР).
|
Организационно-управленческая.
| Получение знаний о современном развитии производственной инженерной отрасли и методах организации физико-технических процессов на производстве. Ознакомление с методами мониторинга качества и экономической эффективности производственных физических процессов. Освоение практической обработки полученных
|
1
| 2
| 3
| 4
|
студентов в процессе освоения
инженерного компьютеризированного инструментария.
| статистических методов анализа. Развитие
самостоятельности в выборе методов решения поставленных задач.
|
| данных с использованием средств и методов современного компьютерного программного обеспечения.
|
Производ-
ственно-технологическая.
| Изучение технического опыта применения физических знаний в организации, управлении и оптимизации производственно технологических процессов. Получение аналитического вооружения методами физико-технического анализа в рационализаторской деятельности инженеров. Ознакомление с практикой применения аналитических методов к описанию и оценке физико-технологических характеристик, позволяющих оценить эффективность и качество применяемых инженерных технологий на производстве.
|
Сервисно-эксплуатационная.
| Изучение аналитических методов исследования физико-технических процессов, положенных в основу сервисно-эксплуатацонной деятельности инженеров. Изучение современной практики применения физических знаний и методов их анализа к совершенствованию сферы сервиса и эксплуатации объектов профессиональной деятельности. Мониторинг технических новинок и изучение физических основ их конструирования, позволяющих оптимизировать сервисно-эксплуатационные процессы.
|
Стадия творческого процесса: усмотрение проблемы
|
Поисковый этап. В процессе проведения лекционных и практических занятий по физике освещение перспектив использования современного компьютерного инструментария в профессиональной
| Поисковый этап. Знакомство с современными методами компьютерной обработки инженерных данных. Постановка личностно востребованной задачи освоения различных аналитико-
| Научно-исследовательская.
| Выбор объектов профессиональной деятельности в качестве исследовательского тренажера, позволяющего осуществлять информационно-аналитические операции. Постановка научно-исследовательской проблемы с последующей ее конкретизацией в качестве интеллектуальной задачи. Выбор компьютерных систем инженерного анализа, средств и методов реализации оценочных операций, относительно физических законов, явлений, процессов, параметров и характеристик изучаемых объектов профессиональной деятельности инженера. Нахождение аналитических зависимостей рассматриваемых физико-технических параметров, и их оценка.
|
1
| 2
| 3
| 4
|
деятельности инженеров соответствующего
профиля подготовки. Проведение обзора современных компьютерных аналитических средств и способов реализации инженерной деятельности, а так же использующихся компьютерных программ. Постановка задачи освоения студентами методов инженерного анализа, адекватных разбору изучаемых физических ситуаций.
| оценочных способов анализа профессионально
значимой физико-технической информации. Знакомство с различными инженерными системами комплексной обработки физико-технических данных, изучение особенностей различных версий использующегося программного обеспечения. Выбор объектов и процессов профессиональной инженерной деятельности в качестве моделей компьютерного анализа.
| Проектно-конструкторская.
| Получение установки на определение сферы проектно-конструкторских задач профессиональной деятельности инженеров, имеющих физическое содержание и предполагающих компьютерное решение с помощью систем автоматизированного
проектирования. Выбор способов конструкторского анализа и определение итоговой формы чертежно-графического представления результатов. Изучение образцов чертежей, схем, технологических описаний изучаемых объектов профессиональной деятельности с целью обнаружения перспектив их дальнейшей творческой конструкторской модификации.
|
|
Организационно-управленческая.
| Концентрация на способах организации инженерной деятельности и ее физико-технических аспектах применительно к изучаемой области профессионального приложения физических знаний. Выделение физико-технических параметров, влияющих на эффективность организации профессиональной деятельности инженеров. Выбор оптимизационных алгоритмов и поиска решений, связанных с подбором выявленных физических параметров, экологических и эргономических характеристик объектов и процессов профессиональной деятельности инженеров.
|
Производ-
ственно-технологическая.
| Рассмотрение физических процессов и явлений, являющихся основой производственно-технологической деятельности. Выбор физико-технических параметров и характеристик указанных процессов в целях изучения качества реализуемых производственных технологий. Определение динамики найденных параметров в традиционных и инновационных производственно-технологических процессах. Постановка задачи оптимизационного поиска компьютерных методов и подбора физических параметров, влияющих на характеристики указанных процессов.
|
1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Сервисно-эксплуатационная.
| Реализация оценочной деятельности, связанной с определением набора параметров и характеристик физических процессов, влияющих на производительность сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров. Выбор компьютерных средств и пакетов анализа, позволяющих решить проблему эргономичности оснастки сервисно-эксплуатационного оборудования и оптимизации задействованных физических процессов. Выбор физических параметров, влияющих на трудоемкость процесса сервисно-эксплуатационной деятельности и определение способов их компьютерной аналитической обработки.
|
Стадия творческого процесса:формулировка задачи
|
Проблемно-постановочный этап. Определение цели аналитической обработки данных, обзор возможных методов достижения поставленной цели. Объяснение преимуществ, особенностей и недостатков возможных методов решения поставленной аналитической задачи. Обращение внимания на эргономичность интеллектуального
| Проблемно-постановочный этап. Осмысление поставленной задачи аналитической оценки физико-технических параметров объектов профессиональной инженерной деятельности. Ознакомление с компьютерными методами их решения, освоение выбора программного обеспечения и методов осуществления аналитической
| Научно-исследовательская.
| Четкое описание научно- исследовательской задачи. Лаконичная запись заданных и исходных параметров, подчиненная научной логике описания физических законов и явлений, применяемых в профессиональной деятельности инженеров. Учет формализма научного нормирования и стандартизации аналитической инженерной деятельности, принятого в реализации научных исследований.
|
Проектно-конструкторская.
| Фиксация внимания на конструкционно-аналитических особенностях заданий по физике. Определение компьютерной среды проектирования и выбор инженерных методов решения конструкторской задачи. Определение формы представления выполненного профессионально-ориентированного задания (чертежи, макеты, пространственные модели).
|
Организационно-управленческая.
| Определение способов самоорганизации инженерно-технического труда, согласования техники реализации выполняемого проекта с условиями и критериями оценки его качества. Установка самоконтроля над сроками и способами проведения интеллектуально-аналитической деятельности инженеров.
|
1
| 2
| 3
| 4
|
труда и на способы и параметры оценки его качества.
| деятельности. Фиксация заданных физических параметров как исходных аналитических показателей.
| Производ-
ственно-технологическая.
| Определение производственно-технологической составляющей поставленной физической задачи, связанной с анализом представленного технологического описания объектов профессиональной деятельности. Определение аналитических способов физического и технологического описания исследуемых аналитических параметров.
|
Сервисно-эксплуатационная
| Ознакомление с идеей и способами аналитического описания сервисно-эксплуатационных параметров изучаемых объектов профессиональной деятельности. Выбор способов оценки параметров, влияющих на технические, эргономические и экономические качества сервисно-эксплуатационного оборудования, использующегося в профессиональной деятельности инженеров.
|
Стадия творческого процесса:поиск решения
|
Эвристический этап. Курирование деятельности студентов по освоению методики использования профессионального инженерного программного обеспечения. Подбор списка методической литературы, оказание помощи в выполнении пошаговой
| Эвристический этап. Освоение способов и этапов проведения интеллектуальной оценочной деятельности, связанной с анализом физических параметров изучаемых объектов профессиональной деятельности инженеров. Изучение руководства пользователя и методических
| Научно-исследовательская.
| Поэтапное выполнение (согласно методическому описанию) алгоритмов реализации различных аналитических методик. Освоение операций синтеза, слияния и сравнения информации о параметрических зависимостях физико-технических данных, полученных разными методами. Изучение степени взаимного согласования аналитических и статистических методов анализа, вычислительных и оценочных погрешностей.
|
Проектно-конструкторская.
| Последовательная реализация программы исследовательского конструкторского анализа объектов профессиональной деятельности инженеров. Поэтапное освоение моделирования, конструкционной аналитики и методов чертежно-графического анализа объектов инженерной деятельности.
Освоение отдельных элементов анализа физических данных с помощью компьютерного инженерного конструкторского программного обеспечения.
|
1
| 2
| 3
| 4
|
алгоритмической деятельности. Комментирование и формулировка рекомендаций относительно эффективности прохождения этапов обработки физико-технической информации.
| рекомендаций по использованию систем инженерного анализа данных. Поиск дополнительной информации в Интернете о практических способах работы в использующихся программных продуктах.
| Организационно-управленческая.
| Освоение организационно-управленческой компетенции будущих инженеров в процессе рефлексивного самоанализа и аналитико-оценочной практики результатов проводящейся информационно -аналитической деятельности. Фиксация способов аналитико-синтетической деятельности, связанной с поиском аналитических связей между исследуемыми физико-техническими данными. Освоение рациональных способов проведения аналитических инженерных операций.
|
Производ-
ственно-технологическая.
| Аналитический поиск, учет и фиксация производственно-практических условий и физических процессов, происходящих в ходе функционирования объектов профессиональной деятельности будущих инженеров. Проекция характеристик полученной модели физико-технологических процессов на реальную производственную ситуацию. Освоение практики применения аналитического инструментария к изучению физических основ производственно-технологических процессов.
|
Сервисно-эксплуатационная
| Поиск алгоритмов компьютерного анализа физико-технических характеристик качества организационных процессов сервиса и эксплуатации объектов профессиональной деятельности инженеров. Изучение различных методов компьютерной оценки физико-технических, эргономических, экологических характеристик качества режимов сервисно- эксплуатационной деятельности инженеров.
|
Стадия творческого процесса: реализация информационно-аналитической деятельности
и техническое оформление ее результатов
|
Исполнительно-
практический этап. Оказание необходимого консультирования
| Исполнительно-
практический этап. Оформление результатов аналитической
| Научно-исследовательская.
| По итогам реализации инженерно-технологической деятельности производится освоение норм представления научно-технических отчетов с теоретико-экспериментальным подтверждением выводов проведенного информационно-аналитического анализа физико-технических данных. Дается развернутое обоснование выбора мето-
|
1
| 2
| 3
| 4
|
студентов относительно подведения итогов аналитической практики и оценки физических параметров объектов профессиональной деятельности инженеров. Указание требований аналитических стандартов и шаблонов к
оформлению результатов физико-технического анализа.
| инженерной деятельности в соответствии с нормативами и стандартами предъявления полученных результатов. Подготовка физико-технического отчета по аналитико-оценочной практике. Изучение возможностей
используемых пакетов анализа к представлению конечного продукта инженерного анализа физических данных.
|
| дики исследования, характеристика полученных теоретических зависимостей и их соответствия поставленным целям и задачам исследования.
|
Проектно-конструкторская.
| Оформление в соответствии с техническими нормативами по итогам выполнения конструкторских аналитических операций чертежей, схем, моделей, макетов объектов профессиональной инженерной деятельности. Получение опыта двух и трехмерного проектирования объектов профессиональной деятельности с использованием компьютерных систем автоматизированного проектирования. Оформление сопроводительной проектно-чертежной документации.
|
Организационно-управленческая.
| Решение координационных вопросов относительно сроков и формы исполнения и информационно-аналитических заданий по физике. Подготовка и оформление доклада и оформление электронного проектно-конструкторского портфолио, содержащего все основные параметры и физико-технические характеристики исследуемого объекта профессиональной деятельности инженеров.
|
Производ-
ственно-технологическая.
| Создание оптимизационных моделей реализации производственно-технологической деятельности будущих инженеров. Изучение технологической документации с чертежно-графическим описанием инженерно-технических объектов. Подготовка и совершенствование отчетов о проведенной аналитической деятельности с указанием физических параметров изучаемых производственных процессов.
|
Сервисно-эксплуатационная
| Подготовка электронных документов в программах инженерного проектирования по итогам информационно-аналитической обработки физических данных, относящихся к описанию сервисно-эксплуатационных процессов на производстве. Создание сопроводительной аналитико-технической документации, разъясняющей физические основы сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров.
|