Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление процессами культурного развития



2015-12-15 1402 Обсуждений (0)
Управление процессами культурного развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Процессами культурного развития на муниципальном уровне занимаются управление культуры в структуре администрации города, учреждения и организации, функционирующие в сфере культуры. Генеральная стратегическая цель субъектов управления данными процессами ¾ обеспечить устойчивое сбалансированное развитие социально-культурных составляющих качества жизни населения, приумножить творческий потенциал людей. Данная цель может быть представлена системой стратегических задач, ориентированных на среднесрочную перспективу:

§ развитие культурного потенциаламуниципального образования на основе использования духовных традиций и эффективных образовательных технологий;

§ формирование творческого потенциала жителей, создание условий для проявления массовых культурных и образовательных инициатив;

§ ориентация социально-культурной политики на семью, обеспечение соответствующих социальных гарантий для детей и молодежи;

§ сохранение, реставрация и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных и библиотечных фондов;

§ возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел;

§ поддержка молодых дарований и культурных инноваций.

Достичь поставленных целей социально-культурного развития можно с помощью разработки и реализации стратегии развития социально-культурного комплекса. Основным механизмом реализации данной стратегии должны быть комплексные, адресные и целевые программы, ориентированные на сбалансированное развитие отдельных составляющих социально-культурного комплекса.

23.10. Управление процессами охраны здоровья населения
на уровне муниципального образования

Субъектами управления процессами охраны здоровья населения выступают управление здравоохранения, коммерческие и некоммерческие организации здравоохранения. Коммерческие организации здравоохранения создаются в форме муниципальных унитарных предприятий, некоммерческие организации ¾ в форме муниципальных учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета.

Стратегическими целями в области управления муниципальными процессами здравоохранения должны стать:

§ улучшение здоровья населения города, уменьшение показателей смертности, увеличение показателей рождаемости;

§ оказание медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования;

§ осуществление мероприятий по охране окружающей среды и надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием муниципального образования.

Чтобы в условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечить гарантированные права населения в области здравоохранения, требуется оптимально использовать имеющиеся ресурсы, поэтому наряду с государственными средствами необходимо привлекать и использовать:

§ внебюджетные средства;

§ средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

§ средства добровольного медицинского страхования;

§ благотворительные взносы и пожертвования.

Важным инструментом управления процессами здравоохранения служит использование системы добровольного страхования в качестве одного из источников финансирования здравоохранения. Это позволит:

§ расширить возможности населения по выбору медицинского учреждения;

§ при необходимости пользоваться более квалифицированной медицинской помощью;

§ применять индивидуальный подход к клиенту.

Не менее важным направлением развития здравоохранения является его постепенная коммерциализация, которая осуществляется посредством создания коммерческих медицинских центров при лечебно-профилактических учреждениях города. Данные медицинские центры могут функционировать совместно с медицинским факультетом, обладающим мощным научно-практическим потенциалом, и привлекать высококвалифицированных специалистов. Функционирование коммерческих медицинских центров должно осуществляться на основе договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение экономической основы местного самоуправления. Охарактеризуйте существующие концепции, по-разному рассматривающие данное понятие.

2. Как в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» трактуется понятие экономической основы местного самоуправления?

3. Что такое муниципальная собственность (в юридическом и экономическом смыслах)?

4. Что такое муниципальное имущество?

5. Какая часть муниципального имущества составляет муниципальную казну?

6. Как можно классифицировать объекты муниципальной собственности?

7. Кто является главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью?

8. Кого можно отнести к второстепенным субъектам права муниципальной собственности?

9. Как осуществляется формирование муниципальной собственности?

10. Чем определяется целесообразность создания муниципальных предприятий?

11. Что такое приватизация муниципальной собственности? Каково ее значение?

12. Кто определяет порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Куда поступают и на какие цели используются доходы от приватизации муниципального имущества?

13. Какими полномочиями в отношении муниципальной собственности обладают органы местного самоуправления, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ?

14. В чем состоят основные полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны природных ресурсов?

15. Какое предприятие называется унитарным?

16. Какими правами по управлению деятельностью унитарных предприятий обладают органы местного самоуправления?

17. Опишите положительные стороны и недостатки в деятельности муниципальных предприятий.

18. Охарактеризуйте положительные стороны и недостатки привлечения частного сектора к предоставлению муниципальных услуг. При каких условиях местной администрации выгодно использовать услуги частного сектора?

19. Что такое муниципальный заказ?

20. Как осуществляется размещение муниципального заказа?

21. Что понимается под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования?

22. Дайте определение управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

23. Перечислите недостатки, характерные для организации управления социально-экономическими процессами на уровне муниципальных образований.

24. На конкретных примерах поясните, в каких случаях удовлетворение социальных потребностей может быть целью социально-экономического развития муниципального образования, а в каких случаях ¾ нет.

25. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы в процессе управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

26. Что является объектом управления в системе управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования?

Раздел VII. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 24. Научные основы муниципального планирования

24.1. Необходимость и сущность планирования
в деятельности местной власти

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ) содержатся четкие положения о необходимости проведения в регионах исследований прогнозно-аналитического характера, о формировании концепций и программ развития территорий, налаживания систем социально-экономического мониторинга. В соответствии с этим и другими законами местные органы власти, и в частности администрация города, несут ответственность за разработку планов развития муниципального образования, баланса его финансовых ресурсов, составление проектов предплановых документов концептуального и прогнозного характера.

Таким образом, главная задача муниципальных органов управления в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику муниципального образования и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в Российской Федерации. Оставаясь разработчиком прогнозов, программ и планов социально-экономического развития территории, органы местного самоуправления отвечают и за решение социальных проблем муниципального образования.

Муниципальное планирование связано, в частности, с составлением прогнозов, формированием и реализацией перспективных концепций, программ и планов развития муниципальных образований. Муниципальная администрация должна создать научно обоснованную систему долгосрочного и текущего планирования социально-экономического развития данной территории. При построении такой системы следует отказаться от преимущественно отраслевого принципа планирования в пользу «проблемно-ориентированного». Для выполнения указанной задачи потребуется создать соответствующее организационное, методическое, информационное и кадровое обеспечение. Речь идет о создании комплекса необходимых методических материалов, уточнении функций отдельных участников разработки концепций, программ и планов, проведении работ по созданию и пополнению информационно-технической базы планирования, реализации системы мер по подготовке кадров аппарата управления, способных решать проблемы планового регулирования в условиях действия нового механизма территориального хозяйствования.

Муниципальное планирование ¾ важнейшая составляющая деятельности муниципальных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления. Цель этой деятельности ¾ обеспечить баланс государственных, местных и частных интересов в решении совокупности проблем данного муниципального образования, связанных в первую очередь с необходимостью существенно повысить качество жизни местного населения.1 Планирование ¾ важнейшая функция органов муниципальной власти, заключающаяся в конкретизации целевых установок в области развития местного сообщества, представлении этих целей в виде совокупности стратегических и тактических планов, концепций и программ.

Субъектом процессапланового развития муниципального образования являются муниципальные властные структуры.

Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле ¾ это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. Именно они входят в круг директивно регулируемых, поэтому за результаты их деятельности и реализации муниципальная власть в первую очередь, несет ответственность.

В широком смысле объектом муниципального планирования является вся социально-экономическая сфера муниципального образования, пусть формирование многоукладной экономики и привело в ряде случаев к тому, что муниципальные органы снимают с себя ответственность за решение проблем в тех сферах, где они не имеют всех необходимых полномочий. Между тем муниципальные органы должны отвечать за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные процессы и субъекты хозяйствования зависят от характера этих процессов и субъектов, форм собственности, ведомственной подчиненности. Поэтому объектом муниципального планирования в широком смысле слова выступает вся социально-экономическая сфера жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в рамках его территории. Следует отметить схожесть разных подходов к объекту муниципального планирования и определению муниципального хозяйства, поэтому можно считать, что объектом муниципального планирования является муниципальное хозяйство.

24.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования

Одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.

На региональном уровне местную экономическую стратегию можно рассматривать как комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местной власти или при их участии в интересах местного населения и реализуемый в рамках определенной концепции, которая направлена на расширение экономического потенциала территории, повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий посредством создания лучших условий производства, благоприятного хозяйственного климата.

Таким образом, местную экономическую стратегию можно считать формой регулирования местной экономики со стороны местных властей.

Определяющими признаками местной экономической стратегии являются:

§ субъект экономической стратегии ¾ местные органы власти, обладающие необходимой самостоятельностью в формировании и реализации местной экономической стратегии (как правило, такую самостоятельность имеют только органы местного самоуправления; если эти органы входят в иерархическую вертикаль, при определенных условиях деконцентрации и делегирования полномочий они также могут быть субъектами местной экономической стратегии);

§ объект местной экономической стратегии ¾ смешанная экономика с преобладанием частной и существенной долей муниципальной собственности;

§ ориентация местной экономической стратегии на интересы местного сообщества при учете интересов региона и страны в целом;

§ наличие механизмов привлечения широкого круга заинтересованных хозяйственных и политических структур, действующих в муниципальном образовании, к разработке и реализации местной экономической стратегии.

Возможности для существования местной экономической стратегии как формы организации хозяйства территории возникают при наличии:

1) местного самоуправления;

2) муниципальной собственности;

3) права регулирования землепользования;

4) права изменения нормативов хозяйственного регулирования на данной территории.

Необходимость местной экономической стратегии обусловлена потребностью общества в регулировании рыночной экономики, в территориальной организации хозяйственной деятельности, заинтересованностью самих субъектов хозяйствования в организующей деятельности по улучшению местной среды производства.

Местная экономическая стратегия является органической частью более общей местной социально-экономической стратегии, которая должна согласовываться и сочетаться с соответствующей региональной, хотя может проводиться и независимо. Профессор А. Е. Когут считает, что местная социально-экономическая стратегия ¾ «это взаимосогласованная совокупность социальных, экологических, экономических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным обществом и его органами самоуправления».2

Необходимо разделять этапы формирования (обоснования, выбора) стратегии и ее реализации. На этапе формирования обосновываются и выбираются приоритетные направления развития экономики города и сферы деятельности местных властей. На этапе реализации местные власти и созданные при их участии общественно-частные организации осуществляют намеченный комплекс мер по стимулированию развития отраслей экономики города.

В условиях переходной экономики и экономических реформ особое место в содержании местной экономической стратегии занимают процессы, связанные с институциональными изменениями в экономике ¾ приватизацией, формированием местного хозяйственного регулирования, созданием систем регистрации недвижимости, образованием рыночной инфраструктуры. Там, где эти процессы идут устойчивее, быстрее создается благоприятная рыночная среда для развития старых и новых видов деятельности, успешнее проходит структурная перестройка экономики.

Организующая и регулирующая роль местных властей в экономическом развитии велика. Умелое влияние на создание привлекательной и разнообразной среды производства содействует возникновению очагов экономического роста. Пассивность или неверная экономическая стратегия на местах чреваты утратой динамики, консервацией устаревшей структуры хозяйства, низкой деловой активностью и в итоге падением качества жизни города.

Конечной целью местной экономической стратегии служит рост качества жизни за счет обеспечения эффективной занятости и создания надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы.

Основная задача местной экономической стратегии ¾ создание благоприятных условий для развития экономики путем совершенствования «мягких» и «жестких» факторов среды производства. К «мягким» факторам относятся хозяйственный климат и его составляющие (хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил, качество среды жизнедеятельности и др.), к «жестким» ¾ хозяйственная инфраструктура: транспорт, связь, земельные участки, производственные помещения и т. п.

Основным документом, содержащим изложение стратегии социально-экономического развития муниципального образования, принято считать концепцию, под которой понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

В структуре концепции социально-экономического развития муниципального образования можно выделить следующие основные разделы:3

1) стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;

2) стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития;

3) основные направления реализации стратегических целей, включающие в себя четыре основных подраздела ¾ по социальной, экологической, экономической и градостроительной сферам муниципального образования;

4) механизм реализации концепции социально-экономического развития, в том числе, во-первых, возможности и виды государственной поддержки выполнения намеченной стратегии; во-вторых, источники финансирования реализации намеченной стратегии; в-третьих, вопросы модернизации муниципального управления.

Уточнение и конкретизацию основных положений концепции развития муниципального образования можно считать специфической формой стратегического плана развития муниципального образования.

Основные принципы и условия формированиякомплексной программы социально-экономического развития муниципального образованияпредусматривают:4

§ социальную направленность целевых ориентиров и обеспечивающих мероприятий, составляющих содержание программы, что становится возможным благодаря наличию соответствующей социальной базы и применению методики определения социальных приоритетов муниципального развития;

§ преемственность, которая достигается за счет ретроспективного анализа развития муниципального образования и прогнозных документов, определяющих перспективы и приоритеты его социально-экономического развития;

§ управляемость процесса разработки проекта программы, которая основывается на создании специального организационного аппарата и необходимых организационно-управленческих документов, закрепляющих технологическую процедуру и персональную ответственность участников разработки;

§ гласность и открытость хода и результатов работ по формированию программы, что обеспечивается благодаря привлечению ученых и специалистов, представителей общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов;

§ достаточный профессионализм разработчиков и научная обоснованность результатов. Этого удается достичь за счет создания методической и информационной базы, деятельного участия структур муниципальной администрации, специализированных по отдельным видам программ, а также за счет организации экспертизы проектных материалов.

Процесс формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов:

1) организационно-подготовительная работа;

2) формирование и анализ информационной базы;

3) разработка проекта программы;

4) согласование и утверждение программы.

Важным вопросом является обоснование структуры указанной программы, которая зависит от многих факторов. В самом общем виде структура программы выглядит следующим образом:

§ вводный раздел;

§ раздел «повышение качества жизни населения» ¾ обобщаются материалы по решению таких проблем, как обеспечение общественного порядка и законности; охрана здоровья населения; улучшение экологической ситуации и природоохранная деятельность; защита социально уязвимых слоев населения; обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами, благоустройство территории; молодежная политика; развитие сферы бытового обслуживания; развитие культуры и искусства; развитие торговли; развитие сферы образования; улучшение транспортного обслуживания и другие проблемы, определяемые спецификой муниципального образования;

§ раздел «основные направления развития и реформирования экономики» ¾ представлены следующие основные проблемы: развитие отраслей экономики муниципального образования; поддержка предпринимательства; развитие межтерриториальных и внешнеэкономических связей и др.;

§ раздел «развитие системы местного самоуправления» ¾ собрана информация по формированию и совершенствованию организационных структур и регламентации деятельности органов местного самоуправления, информатизации органов местного самоуправления, укреплению финансовой базы муниципального управления и т. п.

 

__________________

 

1 Муниципальный менеджмент: учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие. М.: Дело, 1998.

2 Когут А. Е. Система местного самоуправления. СПб., 1995. С. 33.

3 Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие. М.: Дело, 1998.

4 Там же.

 

Глава 25. Муниципальное хозяйство как объект планирования

25.1. Значение и структура муниципального хозяйства
как объекта планирования

Планирование есть процесс превращения целей системы в конкретные действия ее элементов. Среди объектов муниципального планирования особая роль принадлежит муниципальному хозяйству, так как оно выполняет важные социально-экономические функции развития территории: муниципальное хозяйство, с одной стороны, за счет продукции своих отраслей удовлетворяет первоочередные потребности населения в жилье, услугах, товарах, продуктах, а с другой ¾ обеспечивает устойчивое функционирование инженерно-транспортной инфраструктуры территории.

Муниципальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей, относящихся к муниципальной (полностью или частично) либо другим формам собственности, но выполняющих жизненно важные функции по реализации муниципального заказа. На уровне города муниципальное хозяйство практически совпадает с городским хозяйством.

Нельзя забывать, что кроме отраслей муниципального хозяйства в ведении местных властей находятся и другие важные сферы деятельности: образование, медицина, культура, социальное обеспечение и др.

Муниципальное (городское) хозяйство традиционно включает в себя следующие основные отрасли и сферы деятельности: жилищную сферу, коммунальное хозяйство, городской пассажирский транспорт, бытовое обслуживание, торговлю и общественное питание, муниципальное строительство и ремонтно-строительное производство, местную промышленность и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям и в результате приватизации значительная доля собственности вышла за пределы собственно муниципального (государственного) сектора. Практически полностью приватизированы предприятия и организации бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Изменение форм собственности в значительной мере затронуло также строительство и ремонтно-строительное производство, местную промышленность. В ряде случаев смена формы собственности повлекла за собой и изменение профиля деятельности, но, как правило, этого не произошло, и более того, некоторые отрасли в результате приватизации получили новый импульс развития. Речь идет прежде всего о торговле и общественном питании, где качество и ассортимент предоставляемых услуг существенно изменились в лучшую сторону. Бытовое обслуживание, строительство, ремонтное производство в первые годы рыночных преобразований пережили трудные времена, но постепенно стали находить свое место на рынке и уже получили определенное развитие.

Некоторые изменения, связанные с частичной приватизацией жилых помещений и с коммерциализацией хозяйственной деятельности предприятий и организаций, произошли также в жилищно-коммунальном хозяйстве и пассажирском транспорте, но практически не затронули ограниченный рыночный механизм функционирования данной группы отраслей, в которых доминирует муниципальная собственность. Указанные отрасли составляют в настоящее время основу муниципального (городского) хозяйства.

Специфика планирования связана также с особенностями функционирования муниципального хозяйства как группы отраслей, имеющих местный характер, производящих специфическую продукцию, тесно взаимосвязанных друг с другом и в значительной мере зависящих от потребителей, а также имеющих различные возможности вхождения в рыночную среду, но нацеленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения. Муниципальное хозяйство выполняет важнейшие задачи по обеспечению жизнедеятельности территорий, направлено на удовлетворение потребностей местного населения и территориальных производственных систем и потому носит местный (территориальный) характер. Состав и содержание отраслей муниципального хозяйства определяется численностью и структурой населения, величиной территории, особенностью природных условий, характером планировки территории и другими местными факторами.

25.2. Проблемы развития муниципального хозяйства
и необходимость их учета в планировании

При планировании перспектив развития муниципального хозяйства важно принимать во внимание ряд обстоятельств.

Муниципальное хозяйство представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств, которые должны развиваться пропорционально, без перекосов. Уровень достижений в одних отраслях зависит от степени развития других. Так, тесно взаимосвязаны водопровод и канализация, тепло- и газоснабжение, транспорт и дорожное хозяйство, строительное и ремонтно-строительное производство и т. п. Соответственно важнейшей задачей разработки перспективного плана является обеспечение пропорционального развития всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим при расчете капитальных затрат должны быть соблюдены пропорции между развитием жилищного и коммунального хозяйства.

Муниципальное хозяйство тесно связано с потребителем. Это особенно сказывается в таких отраслях, как транспорт, электро-, водоснабжение, где производство и потребление услуг практически совпадают, а оплата ¾ в большинстве случаев ¾ нет. Значительная часть коммунальных услуг отпускается в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает задолженность и воспроизводит дотационность. Поэтому при разработке перспектив развития муниципального хозяйства города необходимо стремиться к наиболее полному удовлетворению потребностей его жителей в услугах различных предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Предприятия и организации муниципального хозяйства, обеспечивающие функционирование территориальных систем, являются монополистами в своей сфере деятельности. Они связаны единой технологической цепочкой и включаются в состав естественных монополистов, для которых конкуренция невозможна или нецелесообразна: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской электротранспорт и некоторые другие. Потребители этих отраслей не могут реализовать свое право выбора и обратиться при необходимости к конкурентам, так как альтернативы не имеется. Такое положение дел противоречит рыночному подходу, но с ним приходится считаться.

Другая группа отраслей муниципального хозяйства обладает достаточным рыночным потенциалом и может быть переведена на рыночные принципы хозяйствования. Речь идет о муниципальном строительстве и ремонтно-строительном производстве, эксплуатации жилищного фонда, банно-прачечных услугах и др. Перевод предприятий данной сферы на рыночную основу должен сопровождаться различными мероприятиями по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения (адресные ссуды, льготы по оплате коммунальных услуг и др.).

Существует множество проблем, непосредственно связанных с функционированием комплекса отраслей муниципального (городского) хозяйства: хронический дефицит финансовых средств, низкий уровень научно-технического потенциала и острая нехватка современных машин, оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и труда, недостаточная квалификация работников и др. Все эти проблемы возникли не сегодня, они были характерны для городского хозяйства на протяжении многих лет и десятилетий, но обострились в последние годы в связи с трудностями в экономике страны. Ограниченность бюджетных средств не дает возможности в полном объеме профинансировать необходимые для городского хозяйства мероприятия. Субсидии из федерального или региональных бюджетов в большинстве городов крайне малы либо вовсе отсутствуют. Поэтому возникает актуальная задача поиска дополнительных источников финансирования как за счет пополнения городского бюджета, так и путем использования внебюджетных фондов и нецентрализованных финансов.

Однако решение финансовых проблем еще не гарантирует соответствующего повышения уровня и качества работы в городском хозяйстве, ведь препятствием служат и другие проблемы:

§ неоправданное совмещение функций заказчика и подрядчика на предприятиях многих отраслей городского хозяйства;

§ отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей населения;

§ слабая связь между затратами труда и результатами в городском хозяйстве;

§ фактическое отстранение потребителей (населения) от влияния на результаты деятельности производителей работ и услуг в городском хозяйстве.

Радикальные перемены, происшедшие в последние годы в нашей стране в связи со становлением рыночных отношений, лишь в малой степени затронули экономический механизм городского хозяйства. В частности, существенно повысились тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, выросли доходы работников данной сферы, предприятия и организации городского хозяйства стали в большей мере ориентироваться на достижение коммерческих целей и результатов. Однако повышение тарифов, которое тяжелым бременем легло на население, не улучшило финансовое положение большинства предприятий и организаций муниципальной сферы, не обеспечило соответствующего повышения качества работ и услуг.

В процессе управления городским хозяйством нужно учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и подрядчиков. Однако интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований.

Глава 26. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства

26.1. Формирование программы развития
жилищно-коммунального хозяйства

Жилищная проблема приобретает особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребность горожан в жилье и принять конкретные меры по решению всех вопросов местного значения.

Научно-методической основой динамичного развития жилищной сферы и других отраслей муниципального хозяйства города является программно-целевой подход, который предусматривает использование целевых комплексных программ и в их составе ¾ ряда отраслевых программ (например, «жилище», «коммунальная энергетика», «чистая вода» и многие другие).

Важнейшими этапами формирования указанной программы служат:

1) анализ состава, структуры и состояния жилищного фонда, уровня жилищной обеспеченности и жилищно-коммунального обслуживания населения в городе, выявление проблем в указанных областях;

2) формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищно-коммунального хозяйства города, прогнозирование важнейших показателей данной сферы;

3) обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и проблем жилищно-коммунального обслуживания.

Этап анализа. Формирование комплексной программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда города. Особое внимание на данном этапе уделяется уровню обеспеченности населения района жильем. Для этого уточняется численность и состав населения, выявляется демографическая структура семей. На основании полученных данных, а также сведений о распределении квартирного фонда определяется численность семей, не обеспеченных благоустроенными квартирами (в соответствии с предъявляемыми требованиями).

В процессе анализа достигнутого уровня развития жилищного хозяйства рассчитываются объемы работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, размер дотаций из бюджета города на меры по эксплуатации муниципального жилищного фонда, определяются производственные и финансовые результаты деятельности жилищно-эксплуатационных организаций. Кроме того, вычисляется общий объем услуг, предоставляемых коммунальными службами населению; причем этот объем дифференцируется по видам коммунального обслуживания.

Анализ достигнутого уровня обеспеченности жильем, развит



2015-12-15 1402 Обсуждений (0)
Управление процессами культурного развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление процессами культурного развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)