Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституция Российской Федерации



2015-12-15 397 Обсуждений (0)
Конституция Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Международные документы о праве на участие в управлении.

2.1.1.«Всеобщая декларация прав человека».

Современной правовой основой для развития и функционирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит целый комплект нормативных документов, включая «Всеобщую декларацию прав человека», в статье 21 которой прямо указывает, что «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».[2]

Таким образом, ведущий международный документ, каким признается «Всеобщая Декларация прав человека» требует от всех стран, ратифицировавших данный основополагающий документ, обеспечить реализацию права каждого человека (независимо от возраста, образования и т.п.) управлять своей страной. Для ребенка его страна воплощается, прежде всего, в общеобразовательной школе, где он учится, управлять которой он также должен иметь право.

2.1.2.«Конвенция о правах ребенка».

Следующий международный документ, в котором есть нормы, регулирующие право ребенка на участие в управлении, называется «Конвенция о правах ребенка», которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. В статье 29 «Конвенции о правах ребенка» говорится, что «государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами …».[3]

Таким образом, международное сообщество признает за детьми, как частью общества, основные права и свободы, включая право на участие в управлении, а в области образования одной из приоритетных задач провозглашается подготовка детей к жизни в свободном демократическом обществе, в том числе через участие в самоуправлении, осознании и использовании своих прав и выполнение возложенных на органы самоуправления обязанностей.

Оба этих международных правовых акта являются обязательной для исполнения на всей территории Российской Федерации. Это значит, что каждая образовательная организация, которая сегодня рассматривает вопросы, связанные с разработкой и внедрением той или иной модели государственно-общественного управления, обязано изучить вопрос о создании условий, необходимых для развития и поддержки ученического самоуправления.

Тезис № 4. Самоуправление - это одна из форм реализации права человека и гражданина на участие в управлении страной.

Поскольку ребенок является гражданином государства, значит и у него есть право на участие в управлении делами государства, особенно в той части, которая касается его жизни, по крайней мере, в форме выражения своего мнения.

Мнение школьников о самоуправлении:

1. Самоуправление, прежде всего, для меня важность участия во взрослой жизни, возможность попробовать и проявить себя в деле. (Гусаров Игорь)

2. Самоуправление - это, в первую очередь, свобода действия, слова и выбора для каждого гражданина республики, но в разумных пределах. То же можно сказать и об ученическом самоуправлении. Я считаю, что при самоуправлении все равны. (Зиновьева Наталья)

Федеральное законодательство о самоуправлении.

Конституция Российской Федерации.

Основным документом, определяющим правовые основы функционирования ученического самоуправления в нашей стране, является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., где в статье 17 зафиксировано, что:

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».[4]

Специально подчеркнем, что Конституция Российской Федерации зафиксировала положение о том, что на территории России действуют международные документы, включая «Всеобщую Декларацию прав человека» и «Конвенцию о правах ребенка». Кроме того, данные права – включая право на участие в управлении – принадлежат человеку от рождения. Следовательно, школьникам не обязательно ждать совершеннолетия, чтобы активно включиться в обсуждение дел общеобразовательной организации.

Анализируя далее Конституцию России, в части 1 статьи 32 находим следующее положение: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».[5]

Таким образом, Конституция страны провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для развития ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, следовательно, это положение распространяется на всех участников образовательного процесса в школе, в том числе и на самих школьников.

Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции, в соответствии с которой «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет»[6]. Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав. То, что ребенок не имеет право самостоятельно осуществлять ряд правомочий до 18 лет, не означает, что он не может принимать участие в общественной жизни.

Здесь очень важна именно педагогическая интерпретация этого положения, нужно понять, что с наступлением 18-летия молодой человек за один день не может стать грамотным избирателем или депутатом местного законодательного собрания. Он должен быть психологически и практически готов к этому новому качеству своих прав и активному характеру жизни в обществе. А это не приходит только с помощью специальных курсов или уроков права. Мы не считаем, что их не должно быть в учебном плане современной образовательной организации, но этого явно недостаточно. Нужна практика общественной и нормотворческой деятельности, а это возможно только в процессе реализации принципов самоуправления, когда обучающийся реально включен в решение вопросов жизни образовательной организации.

2.2.2. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В качестве ориентира для понимания нормативной основы организации ученического самоуправления следует рассматривать и Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно в этом законе дается развернутое определение понятия «самоуправление». Читаем первую статью: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».[7]

Исходя из этого понимания самоуправления «…самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций», следует выстраивать модель ученического самоуправления. Сами обучающиеся должны «самостоятельно и под свою ответственность» решать вопросы, которые непосредственно касаются их жизни и деятельности в образовательной организации «непосредственно и (или) через органы ученического самоуправления».



2015-12-15 397 Обсуждений (0)
Конституция Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституция Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)