Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Очерки юго-западной половины Шадринского уезда



2015-12-15 1165 Обсуждений (0)
Очерки юго-западной половины Шадринского уезда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

( «Пермский сборник» 1859 г.

Автор - священник с. Ключи, ныне Далматовского района

о. Тихон Успенский)

 

Описание местности

Шадринский уезд рекою Исетью разделяется почти на две равные части: юго-восточную и юго-западную, различные между собой характером и местности, и самих жителей.

Общий характер местности: волнообразные равнины или возвышенные площади. Обширные хлебные поля перемешиваются с перелесками и ямистыми болотами. Почва черноземная и суглинистая.

Вся юго-западная половина уезда продовольствуется своими березовыми и осиновыми лесами, но из него только восьмая часть годна для постройки амбаров, а по нужде – домов, остальная часть – только дрова и жерди. Но за 100 лет перед этим, по уверению старожилов, были здесь такие сосновые боры, из которых получался жителями весь нужный для них строительный материал. Еще в 1765 году, по предписанию управителя Далматовской монастырской вотчины, секунд-майора Нестерова, для вновь строящейся тогда деревянной церкви в с. Першино, были отпущены из монастырских дач 30 сосновых балочных и половых дерев. Ныне только зажиточный крестьянин (один из десяти) в состоянии построить себе дом из соснового леса, добываемого за 80-100 верст, с примесью осины и березы.

Произрастает в данном регионе вишня. В годы урожаев, с вишен собирают так много ягод, что их возами отправляют в Екатеринбург и близлежащие заводы. Произрастают осолодка, таволжаник.

По возвышенным берегам рек Исети и Течи встречаются курганы и земляные насыпи. Первобытных кочевых обитателей этой местности называют Чудаками (Чудью), а курганы – могилищами князьков их. С издавна курганы считались заветными местами кладов, вот почему большая часть таких насыпей перекопана искателями. На счет курганов существует в народе замечательная легенда. Когда Чудаки увидели себя со всех сторон теснимыми приливом нового славянского населения, то, не видя возможности силою противостоять своим врагам, и не желая сделаться их денниками, приказывали рыть обширные ямы. Покрывали их сверху досками, и простившись со своими подданными, князьки спускались в эти подземелья и заживо погребались под высокими курганами.

Климат данной местности. Наибольшая температура летом +25, зимой -28. Климат умеренно-холодный. Река Исеть вскрывается между 29 марта и 10 апреля, а покрывается сплошным льдом между 15 и 20 октября. Исеть до 200 дней остается открытой и до 165 дней покрыта льдом. Озера замерзают ранее реки, и освобождаются ото льда раньше. Зимой, летом и особенно осенью с запада или с гнилой стороны несутся сплошные облака с продолжительным мелким дождем. Грозы бывают в лето не более трех раз, но зато каждая из них весьма редко обходится без воспламеняющего или смертного удара.

Распределение населения

Заселение территории началось с Далматово, с того времени, когда башкирский князек Елигей, пораженный чудесным явлением Божьей Матери, уступил в 1644 г. иноку Далмату небольшой участок земли. Далмат выбрал для своего поселения самое выгодное местоположение и на его приглашение отовсюду начали стекаться к нему иноки и миряне. Стали появляться деревни и села, для которых центром гражданственности служил Далматов.

В 1662 г. возникла деревушка Шадрина, из которой образована сначала слобода, потом дистрикт, зависевший от Тобольской губернии, в 1837 г. г. Шадринск с уездом, причисленный к Оренбургской губернии. Так в течение 100 лет быстро населился край и в 1745 г. существовали уже все селения.

Физические и нравственные свойства народа

Оклад лица у жителей принадлежит к разряду чисто русских физиономий. Физические силы значительно развиты.

Высока детская смертность, особенно во время страды. Причина в принятом между крестьян обычае, – отправляясь на работу в свои отдаленные от дома поля, оставлять грудных младенцев на попечении старухи или малолетних девочек – домовниц, часто наемных. Никогда и ни в каком случае крестьянка не возьмет ребенка с собою в поле, как это делается в великороссийских губерниях. Оставлять младенцев под наблюдением малолетних неизвинительно для наших крестьянок, потому что у нас каждый домохозяин, имея свои поля за 4 и даже за 7 верст от дому, устраивает там временные избушки, вполне достаточные для убежища дитя и матери.

Главные причины местных болезней – простуда и испорченность желудка.

 

Придерживаясь старины, крестьяне смотрят с большим сомнением и неприязнью на всякое нововведение. Не более как за 30 лет перед этим наши крестьяне не знали употребления пилы. Сосновые деревья, привозимые за 100 и более верст, не пилили, а раскалывали на 2-3 доски. Им и в голову не приходило, что при распиловке, тоже дерево может дать 7-8 досок. Великороссийские плотники, смотря на затейливый способ наших крестьян приготовлять доски, назвали весь край немшоною Сибирью, за то ознакомили последнюю с продольною и поперечною пилою Обстоятельство важное при недостатке материала.

В ряде лучших качеств первое место занимают искренняя и теплая религиозность. Если крестьянин, по отдаленности своего места жительства, в праздник не может быть в церкви, то он непременно, в часы Богослужения, молится дома, зажегши свечу перед иконами. В неделю Пасхи и местные праздники крестьяне приглашают духовенство в свои дома для служения молебнов. По их желанию, молебствия совершаются и на хлебных полях, в особо устроенных для того из зеленых ветвей палатках. На такие богомолья приглашаются жители соседних селений, которые отплачивают им, в свою очередь, таким же приглашением. Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно же во время засухи, нечаянной и не своевременной стужи, молебствия совершаются умилостивительные. Но не отлагаются ходы и тогда, когда все благоприятствует прозябению хлебных растений и обещает обильные плоды, тогда молебствия бывают благодарственные. По данным обетам и благочестивому влечению, многие из крестьян отправляются на поклонение Святым мощам, преимущественно, праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, что делается ими большею частью, в начале Великого поста. Летом набожные люди посещают Далматовский Успенский и Екатеринбургский Тихвинский монастыри. Из пожилых весьма многие воздерживаются от скоромной пищи по понедельникам, все вообще свято и строго соблюдают посты, установленные церковью. Благотворительность их к нищим, щедрые подаяния на украшение Святых храмов, их гостеприимство и общительность, во взаимных друг с другом сношениях прямо уже происходят из их искренней религиозности. Каждый из крестьян охотно дает приют дорожному человеку, накормит путника и его лошадь, все это сделает безвозмездно. Принять на ночлег нищего, накормить его, дать на дорогу зернового и печеного хлеба, яиц, холста считается святым делом. Сверх того нищие получают милостыню при храмах, на ярмарках, на торжках.

Вследствие той же религиозности крестьяне свято хранят присягу и принимают важность и значение ее. За тем любовь и преданность их к Государю, как православному Царю и земному Богу беспредельны. С полной уверенностью полагаются они на Его защиту и отеческую любовь к ним. Грозит ли мужику даже наказание за какой-нибудь проступок перед Законом, он утешает себя словами: «Батюшка наш Царь простит нас слепых людей и помилует». Замирает ли у него сердце от страха при каком-нибудь грозном явлении природы, вместе с глубоким вздохом, вы, наверное, услышите: «Что-то у нашего Царя-Батюшки делается?» Отдаваемые в военную службу молодые люди, конечно, не без грусти и слез, расстаются с родными и родиной; но жалоб вы здесь не услышите. «На то воля Божья», говорит будущий воин, прижимая к груди, может быть в последний раз, своих близких. А потому между ними нет, и не бывало беглецов: все служили и служат с честью.

В моем приходе было, из здешних крестьян, до 50 отставных и бессрочных солдат, поступивших в 1854 г. вновь на службу: большая часть из них Унтер-офицеры и имеют знаки отличий.

Верность данному слову и известная честность крестьян приобрела им доверенность у купцов, что без письменных обязательств доверяют им товар и деньги.

Но и на солнце есть пятна и в семье – не без урода. И между нашими крестьянами водятся нравственные недостатки: праздность, леность, невоздержанность и роскошь не по состоянию, доводящая до воровства. Но благодаря Богу, такие примеры редки и люди безнравственные получают должную мзду за дела свои.

 

Главные занятия крестьян

Основные занятия – земледелие и скотоводство. Пашенной и сенокосной земли полагается по 6 десятин на ревизскую душу.

Посев начинают 25 апреля и ни позднее 1 мая. Сперва сеется горох, потом пшеница и ярица, овес и ячмень, наконец, лен, конопель и просо. Каждая женщина в семье имеет в поле свой особый участок, каждая заботится отдельно от других о своем посеве и уборке выросшего. Редко крестьяне сеют улучшенные сорта пшеницы: белотурку, голоколоску и пр. Кроме серпов и кос-горбуш, с другими земледельческими орудиями крестьяне незнакомы. Только Сухринский священник Иоанн Успенский, как любознательный сельский хозяин, устроил по правилам земледельческой науки молотильную машину, которая, по словам крестьян, чудеса творит: и молотит, и сеет, и веет, - только что не мелет.

Время жатвы: 2 августа до 14 сентября. С 14 по 27 сентября хлеб свозится в остожья, особые городьбы, устраиваемые в полях, где он сохраняется вплоть до зимней молотьбы. Молотьбу проводят ручным молотилом.

Под разные культуры крестьяне отводят разные площади: так, если представить, что поле для посева разделено на 64 ровных квадрата, тогда пшеница и овес займут по 20 квадратов, ярица – 16, ячмень, горох и конопель – по 2, лен и просо – по 1. Причина объяснима: пшеничный хлеб – ежедневная пища, овес – зерно для продажи и домашнего обихода, солома заменяет сено, в котором всегда чувствуется недостаток. Ярица сбывается в виде муки в уральские заводы.

У среднего крестьянина, у которого хлеба достает на год, а денег на нужду, разделив весь годовой доход на 5 равных долей, одною – платятся государственные подати, земские повинности и общественные налоги за 4-5 душ, две с половиною доли употребляются на продовольствие семейства, одежду, обувь, утварь и т.п., последние полторы – на наем поденщиков во время страды, на ремонт строений и прочие мелочные расходы.

Скотоводство. В семье 4-5 человек, имеющей под насевом 12-15 десятин земли приблизительно, держат 4-6 лошадей, кроме подростков, 6-10 рогатого скота, 5-10 свиней, домашней птицы по 2 гнезда уток или гусей, 10-15 куриц. Весь скот обыкновенной породы. С наступлением осени, зажиточные крестьяне начинают скупать по деревням рогатый скот под колотье, платя по 5-15 руб. серебром за штуку. Торговля идет на зимних ярмарках.

В свободное от полевых работ время некоторые занимаются подрядным извозом хлеба, говядины, кож и др. из Шадринска в Екатеринбург; другие занимаются мелочной торговлей. Самые бедные работают по найму на золотых приисках, уральских заводах, на рыбной ловле на озерах.

Огородничеством занимаются все жители, но только для своего семейства. Самые распространенные овощи – огурцы.

Занимаются крестьяне и сбором хмеля.

Охота и рыболовство. Этим промыслом занимаются около 30 %.

Рыболовством по рекам Исети и Течи и по внутренним озерам занимаются многие. Рыболовные снасти и способы ловления рыбы следующие: рыбу бродят неводами и недошками (редко тканый Бредни). По рекам и заливам делают перегородки (язы) с отверстиями, против которых прикрепляются морды, сплетенные из тонких прутьев. Для ловли карасей в озерах употребляются сети, витили и котцы. Режева есть тонкая льняная сеть, в которую рыбу загоняют, пугая ее ботами; сак есть сетчатый мешок, укрепленный на длинном шесте. Саком ловят рыбу (сачат), с берега тотчас по вскрытии рек. Бьют еще рыбу острогою (лучат). Это делается ночью. Рыболов тихо разъезжая в лодке, на носу которой горит воткнутая в железную козу лучина, высматривает спящую невдалеке от поверхности воды рыбу и бьет ее острогою. Удить рыбу много охотников. Из уд самые большие жерлицы, на которых приманкою служит живая мелкая рыба. В наших реках и озерах ловятся караси, окуни, лини, налимы, щуки, пескозобы, чебаки, язи, ерши. Рыба продается на рынках Шадринска, села Далматово, села Катайского и в других соседних многолюдных селениях.

Среди крестьян распространено занятие промыслами.

 

Устройство домов, пищи и одежда крестьян

Жители русские по уму, нраву, обычаям.

Селения расположены по берегам рек и крупных озер. Строения располагаются так близко к воде, что изгороди усадеб и скотских пригонов стоят в самой воде, а по берегам нет ни проходу, ни проезду. Не смотря на отдаленность красного леса, дома крестьяне строят из березы или сосны. Строения состоят из избы, клети и горницы, имеющих общие сени. Клеть строится обычно в два этажа: в нижнем хранится разная провизия, в верхнем – имущество поценнее: ящики, коробья и плетеные пестерюхи с зимними и летними одеждами (как называют, со шкарпетом). Тут же висят овчины, говядина, рыба и т.д. словом, в обоих этажах всякая всячина разбросана в самом неживописном беспорядке.

Часть избы у печи, предназначенная для стряпни, называется середа, отгораживается крашеною заборкою или завешивается набойчатым завесом. В чистом отделении избы: божница в переднем углу, уютные полати, широкие полки (полицы). У самой печи спуск через западню в подполье, где хранятся съестные припасы.

К задней стене дома пристраивается теплый крытый двор, с отделениями для мелкого скота и птицы. В селениях при больших озерах, хозяева птицеводы устраивают на берегу крытые садки, в которых кормят своих домашних уток и гусей.

В некотором расстоянии от дому, в одну линию ставятся погреб, завозня, скотная или черная изба и амбары. Позади всех строений находится скотский пригон с хлевами. Строения крыты тесом, драньем по скалью (берестой), соломою или дерном. Все постройки и дом окружены забором. Все крестьянские постройки сходны между собой по расположению, составу, разнятся только размерами, зависящими от состояния домохозяев.

Приблизительно можно сказать, что сосновых изб ¾, березовых ¼, из них крытых тесом ¼, драньем ½, дерном ¼. Последнего рода кровли введены, по неимению других материалов, правительством. Они хороши в отношении безопасности от пожаров, но непрочны. В сухую погоду землю с крыш сдувает ветер, а в сырую она в виде грязи скатывается в низ, сверх того своею тяжестью гнетет и ломает стропила.

Прежде дома строились без плана: кто где хотел, ничем не стесняя и имея в виду только то, чтобы окна избы обращены были на полуденную сторону (солнцепек). От этого расположение улиц и переулков сделалось до того неправильным, что незнакомый нередко заезжал в гумно, думая попасть на двор. Такое беспланное расположение строений, затрудняя сообщения между жителями, было крайне гибельно в случае пожара. Ныне вводится порядок в расположении зданий. Улицы получают должный вид, как по направлению, так и по ширине своей, дома, прячущиеся в своих надворных постройках, ныне в редкость.

Рядом с надворными постройками или в ближайшем к дому огороде, помещались прежде черные бани; ныне и они переносятся к речкам и озерам. Гумна, почти прикасавшиеся к надворным строениям, ныне отодвинуты назад и отделены широкой улицей от селения. Как во дворах, так и в домах соблюдаются чистота и опрятность. Двор или ограда очищаются, а в домах полы моются ко всякому воскресному дню. Пред великими и особо чтимыми праздниками вся домашняя утварь, медные образа и божница тщательно чистятся, полы и стены скоблятся и моются, печи белятся, выметенная дочиста ограда усыпается песком. Такой порядок ведется как богатым крестьянином в его хоромах, так и бедняком в его хижине. Дома крестьян снабжены всякой утварью, в достаточном количестве. Почти у всякого есть: железные ведра, чугунки, кадки для провизии, квашонки, масленки, лагуны (для доставки в них пива и квасу на поля, во время страды), чистые квашеные кадочки. У некоторых луженый медяник, постоянно наполненный водою, красуется на сомом видном месте избы.

Пища постная: холодное из тертой редьки с луком, картофелем, огурцами, белая капуста, пирог из рыбы или груздей, щи из толстой ячной крупы, каша из мелкой ячневой крупы, уха, репные паренки и сушеная вишня в сусле, сладкие пироги с маком, толченой черемухой и вишней, густой квас из сусла.

Скоромная: из говядины, баранины, свинины, домашней птицы, пироги с морковью, дутое пирожное из пшеничной муки на молоке. В заговенье, годовые и семейные праздники готовят мясные пельмени, в постные дни – с груздями и капустой. Пельмени едят без уксуса и перца, так что непривыкший к такой пище желудок весьма затруднительно переваривает ее. Ежедневно едят пшеничный хлеб, пекут булки, витушки, плетеные кральки, оладьи, блины, пряженики. Обыкновенное питье- квас, в праздники – пиво, хмельное и бесхмельное, с душистыми травами.

 

Одежда делается из домашнего, грубого, но прочного материала. Зимой крестьянин надевает поверх дубленого полушубка зипун из домашнего черного сукна. Дубленые полушубки и тулупы так сильно пропитаны дымом, что человек с порядочным обонянием, с трудом простоит в толпе людей, одетых в такие меха. Дубление овчин предохраняет их от моли. В дальнюю дорогу надевается еще и яга, козлиная, телячья или жеребячья кожа, мехом вверх; штаны из самодельного сукна; бахилы с длинными голенищами или унты (валенные сапоги, обшитые синим сукном); шапка, подложенная овчиною с суконным или плисовым верхом и вместо рукавиц шубные мохнатки. В зимние праздники многие из зажиточных крестьян надевают тулупы, крытые синим или черным фабричным сукном без воротника, опушенные кругом морским котиком; красный каменковый кушак или цветную полушелковую опояску; шапку с лисьим, беличьим или мерлужчатым околышем; чистые рукавицы и юхтовые сапоги. В летние праздники мужчины одевают синие или черные чекмени из сукна, армяки из верблюжьей шерсти с узорчатою вышивкой на полах и подоле, поярковую шляпу, ситцевые или пестрядинные рубашки с теми же портами.

Женщины в будни носят: старый бумажный платок, пестрядинные рукава у рубашки, синий холщовый дубас или выбойчатый, а у зажиточных из дешевого ситца сарафан, обутки с красной суконной опушкой, черный суконный зипун, с борами сзади и с фигурной нашивкой из фабричного сукна. Зимой сверху надевают овчинный полушубок с узорами сзади. По праздникам - яркой краски шелковые, редко бумажные головные платки, цветные гарусные и шелковые шали, шамшуры, шитые золотом или фольгой по бархату, пестрые шелковые и ситцевые сарафаны с коленкоровыми и кисейными рукавами и фартуками, серебряные цепочки или мишурные тесьмы, на которых висит крестик, спрятанный под рубашкой, на груди – все это дышит чистотой и изысканностью: все достойно праздничного торжества! По зимним праздникам девицы – невесты надевают шубы, крытые черным или синим фабричным сукном, с бурым лисьим воротником.

 

Семейная жизнь и родственные отношения крестьян

Каждое семейство повинуется одному из своих членов – большаку, а женщины, кроме того старшей из них хозяйке – большухе. От большака зависят все хозяйственные распоряжения по дому. Где нет отца, там выбирается в большаки дядя, или один из братьев, смотря по разуму и расторопности; так что младший летами берет иногда преимущество над старшим, без обиды для последнего. Тоже встречается и среди женщин. Когда в семействе есть молодые люди, то с нетерпением ждут 18-летия. Тотчас отец и мать жениха начинают искать для него невесту в добром, т.е. зажиточном доме, который бы превышал своим достатком их собственное состояние. На благонравие и лета мало при этом обращается внимания. Главное, была бы она работящая да естевая девица, т.е. дочь богатого отца, а об остальном и думать нечего. Исстари ведется между крестьянами странное обыкновение: выбирать для впервые вступающего в брак невесту старше его на 4-5 лет. От этого молодые девушки, достигшие 16 лет, т.е. имеющие право выйти замуж, сидят в почетном звании невест лет 7 и более и часто падают в нравственном отношении. Свадьбы совершаются двумя способами: добром – с предварительного и обоюдного согласия как вступающих в брак, так и родителей, с соблюдением всех принятых церемоний и обрядов; и убегом, т.е. будто бы без ведома родителей невесты. В последнем случае, просватанье и другие церемонии не имеют места. Свадьбы убегом связаны с желанием небогатых родителей избежать лишних расходов. Без согласия своих родителей ни одна девушка не решалась выйти замуж: родительское благословение свято чтится детьми и только с ним уверены они в своем будущем счастье. Когда свадьба совершается добром, просватанная невеста требует от отца жениха запрос от 3-х до 30 рублей серебром. На эти деньги покупает она разных фабричных товаров и дарит их ближайшим родственникам жениха. В день бракосочетания жених с поездом приезжает в дом невесты. Здесь свахи с невестиной стороны встречают приехавших и начинают в песнях состязаться со свахами жениха. В них они поочередно выхваляют жениха и хулят невесту и наоборот. Вся эта песенная перебранка оканчивается миротворною рюмкой вина, стаканом пива и разменом поцелуев. По возвращении из церкви, занимательна роль дружка (шафера). Сидя на почетном месте, с кнутом за поясом, он приглашает гостей полюбить новобрачных, заставляет гостей пожелать им того - сего, часто несбыточного, читает для смеха разные наговоры от призора недоброжелательного глаза и т.д.

Жены в отношении к своим мужьям находятся в совершенном подчинении: без совета и приказания мужа жена ничем не смеет распорядиться. Муж безапелляционный судья и исполнитель своих иногда жестоких приговоров при семейных проступках жены. Дети мужского пола, с 5 лет, начинают ездить верхом на лошадях и гонять скот на водопой, с 8 лет мальчик зовется борноволоком и управляет лошадью при распашке и бороньбе земли; в 14 он хорошо уже владеет косой, серпом, молотилом, топором и принимается за соху. Бедные крестьяне отдают в эти лета детей в срочную работу.

Дети женского пола с 6 лет садятся за прялку и пасут цыплят, с 10 – берутся за иголку и серп, водятся с зыбочными малютками и домовничают во время страды; с 14 лет садятся ткать за кросна, проворно жнут и косят. Родители, не имеющие детей мужского пола, садят своих дочерей, моложе 14 лет на лошадь и они заменяют собой мальчиков – борноволоков.

Семейный круг есть единственная школа, в которой совершается развитие умственных и нравственных сил ребенка: что видит и слышит он в семейном кругу, то и усвоит навсегда в себе. Впрочем, дети весьма часто ходят в общее наше училище – церковь, особенно в теплое время; заботливые родители сами учат их первоначальным и главным молитвам. Почти неволею набираются мальчики для обучения в сельских училищах, и большею частью из сирот. Причина та, что бедные вынуждены отдавать детей в срочную работу; а богатые имеют надобность в подросших детях для своих дел. Даже обучившись в своей молодости читать и писать, в зрелых летах все забывают, устремив свои силы на земледельческий труд. Замечательно, что из грамотных большей частью поступают в военную службу. В училища помещают своих детей солдатки и те из крестьян, у которых много детей и они обязаны приготовить за свое семейство рекрута. Число грамотных из крестьян приблизительно: мужчин 2 на 100, женщин 1 на 400.

Когда семья начинает значительно умножаться, когда от двух, трех зыбок сделается в избе тесно, а от крика малюток хоть уши зажми и беги вон: тогда приступают к постройке отдельного дома и передают его во владение старшему сыну, или брату, имеющему взрослых детей - помощников. Разделом движимого имущества распоряжается отец семейства. Устное завещание его имеет обязательную силу после смерти. При отделе сына, если их всего только двое при живом отце, имущество делится на три части: лучшая из них предоставляется отцу, который и живет до своей смерти, с избранным им сыном. Когда при отце три сына, и один из них солдат, то и последнему выделяется известная часть из недвижимой собственности. Дочери получают свою часть при замужестве (одежду, постель, домашний скот и др.)

Вдовы и солдатки, если имеют детей, живут в семействах своих и исправляют свою недельную очередь в стряпне, наряду с другими снохами. В больших семействах, всякая сноха, или замужняя дочь поочередно обязана неделю стряпать на всю семью. Прочие женщины, убрав скот, занимаются рукоделием, каждая в свою пользу. При хорошем поведении сноха, вдова или солдатка имеет свой пай и в наследстве наравне с прочими. Бездетные редко живут в семье своих мужей, чаще возвращаются к своим родителям и родственникам. Браки между вдовцами и девицами, холостыми и вдовицами обыкновенны.

Степень родства считают крестьяне от колен однокровных и двукровных, а препятствие в браке простирают далее, чем назначается уставами церкви. Нередко считаются родными и величают друг друга сватами, когда между ними можно было бы завести новое родство. Ни один родитель не решится дать благословения сыну на брак, если невеста предполагается в каком-нибудь родстве. Они убеждены, что за малейшее нарушение этого правила, новобрачные поплатятся несчастьями и бедами во всю супружескую жизнь.

По смерти близких родственников редко соблюдается траур; даже не многие совершают поминовение по усопшим. Только зажиточные разносят по 40 домам 40 милостынь. Народное поверье: когда выносят покойника из дома, ближайшие его родственники тотчас на мгновение садятся на лавку, где лежал покойник, и потом спешат догнать и проводить до кладбища. Без этого, думают крестьяне, живым плохо придется от покойника.

Народные увеселения, взаимные посещения друг друга в праздники, осенние и зимние вечерки с песнями, играми, масленичные катания с гор и на лошадях и т.п. помочи и супрядки заканчиваются всегда пирогом с обильным угощением, за которым следует у молодежи песни и игры. Не мало удовольствия в зимние вечера доставляет семье крестьянина старик-сказочник. Любят потешать старики себя и молодое племя рассказами о Пугачеве, как готовились их отцы и деды отражать пугачевскую сволочь и растоптать ее как грибы.

 

Общественные отношения крестьян

При свиданиях и даже заочно величают крестьяне друг друга по имени-отчеству. Одни бедняки носят иногда полуимена, с уличными прозвищами: лапшонок, малюк, крупенок и т.п.; такие прозвища переходят от отца на детей.

Все общественные дела решаются на сходке или совете стариков. Для этого десятник, по распоряжению сельского старосты, приглашает всех жителей своего участка на известное место на улице. Здесь, после продолжительных прений между несколькими партиями, дело решается большинством голосов. Еще не так давно водился такой обычай надевать на уличенного в краже покраденное им и в таком виде водить по улицам. Этот способ наказания действовал на человека, и он навсегда бросал свою привычку. Но бывало и так, что униженный своим положением, становился отъявленным вором. При несознании в проступке, уличаемого прежде кормили соленым пирогом и не давали ему пить, пока не сознается.

Между родными или близкими соседями допускается в делах суд Божий. Заподозренный в поступках обязан снять икону со стены и, держа ее перед собой, говорит: 2порази меня Царь Небесный, если я этому делу виновен!» - затем ставит икону на место. Присутствующие при этом всматриваются в лицо обвиняемого и следят за изменением его физиономии, за трясением рук и прочее. По этим признакам делается заключение о виновности или невиновности.

При покупке, продаже, мене и прочих сделках необходимое условие – разъемщик рук у договаривающихся. При заключении договора, участвующие в нем берут друг друга за руку – это и называется ударить по рукам. Этот же посредник обязывается распечатать вино, заменяющее собой самый верный, денежный задаток, самый формальный акт договора. Выпито вино – и дело, наверное, будет сделано. Иначе, тот, кто первый попятится от выполнения принятых им условий, понесет штраф вином же; но в размере, превосходящем вдесятеро выпитое при заключении условия. Замечательно, что при продаже лошади или коровы, условившись в цене и ударив по рукам, продавец берет лошадь или корову не голою рукой, а обернув ее в полу верхней одежды и передает покупателю. Последний в свою очередь, принимает купленное животное точно таким же порядком. При этом неотъемлемое приданое: к лошади – седло, к корове – подойник или кринка.

Во всех взаимных отношениях крестьян между собой, заметны доброжелательство и искренность. В разделе ли земель, в обсуждении ли новых мирских налогов, везде однодеревцы горою стоят друг за друга. Если у кого-нибудь не достает необходимо – нужной вещи – другой ссужает ею своего соседа, уверенный, что при нужде встретит тоже.

Почти все работы потяжелее делаются помочами, так что редкий день пройдет без того, чтобы у кого-нибудь из крестьян не было помочи. На них всякий идет охотно, имея в виду повеселиться вечером, окончив работу днем. У женщин есть тоже свои помочи, называемые супрядками или копотихами. За месяц и ранее, раздается по желающим куделя для пряжи. В назначенный день все собираются в доме той, от которой была роздана куделя, и сдают ей выпряденные мотки, после чего начинается лакомое угощение, конечно, не без вина и пива.

Взаимные ссуды и одолжения в большом употреблении между крестьянами. Ссуды делаются и хлебом и деньгами. Уплата совершается или работою, или деньгами же, полагая за одолженное двойную цену, но выплачивая ее не ранее, как год спустя, после выдачи ссуды. Конечно, такого рода долги остаются иногда и вовсе не уплаченными; но где же не бывает этого?

 



2015-12-15 1165 Обсуждений (0)
Очерки юго-западной половины Шадринского уезда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Очерки юго-западной половины Шадринского уезда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)