Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заочная форма обучения



2015-12-15 461 Обсуждений (0)
Заочная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Практикум. Методические указания по в ыполнению практических занятий

Очная форма обучения

Семестр 3

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1. Предмет и задачи педагогики начального образования  
2.
3. Формирование и развитие личности ребенка  
4.
5. Возрастные особенности детей  
6.
7. Процесс обучения как система  
8.
9. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе  
10.
11. Педагогические технологии и педагогическое мастерство  
12.
13. Описание и анализ педагогических технологий. Варианты классификаций  
14.
15. Эволюция концепции развивающего обучения в России  
16.
17. Современный образовательный процесс в начальной школе  
18.

Семестр 4

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1. Воспитание в целостном педагогическом процессе  
2. Общечеловеческие ценности как основа формирования личности  
3. Целеполагание в воспитательном процессе  
4. Система деятельности педагога-воспитателя  
5. Педагогика сотрудничества (технологии обучения и воспитания учащихся)»  
6. Мастерство учителя в активизации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала и проверке знаний и умений  
7. Сущность, структура, противоречия, принципы и технология педагогического процесса  
8. Игровые технологии в педагогическом процессе  

 

Семестр 5

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1. Процесс обучения как целостная система  
2.
3. Закономерности и принципы обучения  
4.
5. Методы обучения как форма теоретического и практического освоения учебного материала  
6.
7. Формы организации обучения в начальной школе  
8.
9. Цели урока  

Семестр 6

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1. Современное состояние теории и практики воспитания младших школьников  
2. Понятие «воспитание» в категориальном поле педагогики и других наук  
3. Педагогические концепции воспитания  
4. Современные подходы в теории и практике воспитания  
5. Принципы воспитания  
6. Нормативно-правовая база воспитания в начальной школе  
7. Методы взаимодействия (педагога и воспитанника) в педагогическом процессе  
8. Методика и техника планирования воспитательной работы в классе  
9. Личностно-профессиональная позиция педагога начальной школы как воспитателя  
10. Младший школьник: возрастные особенности в контексте воспитания  
11. Социальная общность в воспитании  
12. Младший школьник и коллектив: проблемы взаимодействия  
13. Взаимодействие семьи и начальной школы в вопросах воспитания  
14. Детские общественные организации и объединения: история и современность  
15. Диагностика эффективности воспитания в начальной школе  

 

 

Заочная форма обучения

Семестр 3

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1.   Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе  
2. Современный образовательный процесс в начальной школе  

Семестр 4

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1.   Сущность, структура, противоречия, принципы и технология педагогического процесса  
2. Воспитание в целостном педагогическом процессе  
3. Процесс обучения как целостная система  

Семестр 5

№ занятия Тема практического занятия Стр.
1.   Современное состояние теории и практики воспитания младших школьников  
2. Педагогические концепции воспитания  
3. Взаимодействие семьи и начальной школы в вопросах воспитания  

Тема № 1 «Предмет и задачи педагогики начального образования»

Цель –формирование и закрепление знаний о сущности педагогики начального образования, о ее месте в системе педагогических наук.

Вопросы для подготовки:

1. Что изучает педагогика начального образования? Каковы ее задачи? Функции?

2. Когда возникла наука о воспитании?

3. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.

4. Что сделал для педагогики Я.А. Коменский? Когда это было?

5. Расскажите о деятельности российских педагогов.

6. Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они прославились?

7. Что такое воспитание в социальном и педагогическом смысле?

8. Почему воспитание имеет исторический характер?

9. Что называется обучением?

10. Что такое образование?

11. В чем заключается развитие личности?

12. Что называется формированием личности?

13. Какие вы знаете основные педагогические течения?

14. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

15. Какое место занимает педагогика начальной школы в системе педагогических наук?

16. Что вы знаете о новых отраслях педагогики?

17. Что такое методы педагогических исследований?

18. Какие методы относятся к традиционным (эмпирическим)?

19. Какие методы относятся к новым (теоретическим)?

Задание:

Подготовьте сообщение в виде презентации об одном из выдающихся педагогов:

Ян Амос Коменский (1592-1670).

Джон Локк (1632-1704).

Жан Жак Руссо (1712-1778).

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Фридрих Дистервег (1790-1886).

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871).

Джон Дьюи (1859-1952).

Эдвард Торндайк (1874-1949).

Антон Семенович Макаренко (1888-1939).

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М., 1995.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007.

4. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

5. Пидкасистый, П.И., Педагогика как система научных теорий / И.П. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М., 1988.

6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

7. Снегуров, А.В. Педагогика от «А» до «Я» / А.В. Снегуров. – М., 2003.

 

 

Тема № 2 «Формирование и развитие личности ребенка»

Цель – формирование и закреплений знаний о специфике процессов формирования и развития личности.

Вопросы для подготовки:

1. Что такое развитие личности?

2. Что является движущей силой развития?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?

4. Когда человек может быть назван личностью?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части содержат наследственные программы развития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей детям?

9. Что такое задатки? Наследуются ли они?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми?

11. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

14. Как влияет воспитание на развитие личности?

15. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

16. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

17. В чем сущность принципа природосообразности?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности? Как?

20. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Рекомендуемая литература:

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М., 2000.

2. Выготский, Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения / Л.С. Выготский. – М., 2002.

3. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

4. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

5. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. – М., 1980.

6. Филонов, Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников / Г.Н. Филонов. – М., 1983.

Тема № 3 «Возрастные особенности детей»

Цель – формирование и закрепление знаний о возрастных особенностях детей.

Вопросы для подготовки:

1. Что такое возрастная периодизация?

2. Что составляет основу возрастной периодизации?

3. Что такое возрастные особенности?

4. Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?

5. Что такое акселерация?

6. Какие педагогические проблемы ставит акселерация?

7. Сформулируйте закономерности физического развития.

8. Какова зависимость между возрастом и темпами духовного развития?

9. В чем сущность закона неравномерности развития?

10. Какие периоды называются сензитивными?

11. Когда наступает сензитивный период развития навыков решения проблем?

12. Охарактеризуйте особенности физического развития дошкольников.

13. Каковы особенности духовного и социального развития дошкольников?

14. Охарактеризуйте особенности физического развития младших школьников.

15. В чем особенности духовного развития младших школьников?

16. Почему нельзя одинаково подходить к воспитанию мальчиков и девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте?

17. Какие особенности детей относятся к индивидуальным?

18. Какие взгляды существуют на учет индивидуальных особенностей?

19. Каких действий от учителя требует принцип учета индивидуальных особенностей?

20. Как следует учитывать тендерные особенности развития?

Задание:

На педагогической практике выясните, какими методиками и показателями для определения интеллектуального развития детей пользуются учителя начальных классов. Проанализируйте. Сравните. Лучшее позаимствуйте.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни, или Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М., 2004.

2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М., 1988.

3. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

4. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М., 1977.

5. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

 

Тема № 4 «Процесс обучения как система»

Цель – формирование и закрепление знаний о системности и целостности педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие об учебном процессе.

2. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

3. Характеристика процесса обучения как целостной системы.

4. Функции педагогического процесса в начальных классах. Соотношение функций обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007.

2. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

3. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.А. Ларнер. – М.: Знание, 1980.

4. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

5. Селивёрстова, Е.Н. Развивающая функция обучения: современный дидактический взгляд / Е.Н. Селиверстова // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 45.

Задание:

1. Сделайте выписки о соотношении обучения и развития, обучения и воспитания из указанной выше работы И.Я. Лернера (с. 66-82).

2. Сделайте выписки о развивающих и воспитывающих возможностях учебного труда из работ В.А. Сухомлинского «Учение – частица духовной жизни ребенка», «Дайте ребенку радость умственного труда».

3. Законспектируйте статью Селивёрстовой Е.Н.

4. Подготовьте сообщение по статье Трубайчук Л.В. «Младший школьник как субъект учебной деятельности» (Трубайчик, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчик // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 6.

5. Сделайте библиографическое описание трех работ (статей) по проблеме практического занятия из специальных журналов (за последние 10 лет).

Контрольный блок

Ответьте на вопросы:

1. Какова структура процесса обучения?

2. Каковы основные компоненты процесса обучения?

3. Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?

4. Как доказать, что процесс обучения есть педагогическая система?

5. Что является основной структурной единицей процесса обучения?

6. Что изменяется в процессе обучения?

Найдите педагогические ошибки и неточности в высказываниях:

- «основные движущие силы процесса обучения – противоречия между учителем и учеником»;

- «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;

- «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся».

 

 

Тема № 5 «Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе»

Цель – формирование и закрепление знаний о современных концепциях и технологиях педагогического процесса в начальной школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное).

2. Проблемное обучение (определение, сущность, понятийный аппарат проблемного обучения, виды проблемного обучения).

3. Программированное обучение (сущность программированного обучения, его задачи, виды программирования).

4. Технологии компьютерного обучения.

5. Технологии развивающего обучения, используемые в начальной школе (система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова).

6. Педагогика сотрудничества (опыт В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Потаповой, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова и др.).

Рекомендуемая литература:

1. Беспалько, В.П. Программированное обучение: Дидактические основы / В.П. Беспалко. – М.,1971.

2. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильинская. – М., 1985.

3. Казанский, Н.Г. Дидактика (Начальные классы) / Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров. – М., 1978.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М., 1991.

5. Матюшкин, А.В. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.В. Матюшин. – М., 1972.

6. Подласый, И.П. Опираясь на закономерности / И.П. Подласый // Народное образование. – 1991. – № 3. – С. 37-45.

7. Цукарь, А.Я. Элементы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике / А.Я. Цукарь // Начальная школа. – 1991. – № 1. – С. 39-38.

8. Шеншев, Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? / Л.В. Шенцев // Педагогика. – 1992. – № 11. – С. 56-71.

9. Фридман, Л.М. Проблемная организация учебного процесса / Л.М. Фридман. – М., 1990.

Задание:

1. Подготовьте сообщение по указанной выше работе В.Т. Кудрявцева об основных понятиях проблемного обучения (проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация, способы решения проблемных задач).

2. Составьте библиографию статей журнала «Начальная школа», описывающих возможности компьютерных технологий обучения (за последние 10 лет)

3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, найдите или смоделируйте 2-3 проблемных ситуации, которые можно использовать в обучении младших школьников.

4. На основе анализа специальной литературы раскройте сущность дидактических принципов развивающего обучения, сравните их традиционными принципами дидактики: сознательности, научности, доступности.

5. Проанализируйте 1-2 работы, описывающие передовой педагогический опыт, выделите особенности деятельности педагогов, приводящие к повышению эффективности урока.

 

Тема № 6 «Педагогические технологии и педагогическое мастерство»

Цель – формирование и закрепление знаний о специфике педагогических технологий и педагогическом мастерстве.

1. Проверка усвоения основных теоретических положений по теме. Опорные понятия: профессия, педагог, учитель, педагогическая технология, педагогическая система, воспитательная система, педагогическое мастерство и его элементы.

2. Осмысление сущности педагогической технологии (сравнительный анализ определений данного понятия в научно-методической литературе).

3. Микровыступление на тему «История воспитательных систем и педагогических технологий».

Рекомендуемая литература:

1. Беспалько, В.П. Программированное обучение: Дидактические основы / В.П. Беспалко. – М.,1971.

2. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильинская. – М., 1985.

3. Казанский, Н.Г. Дидактика (Начальные классы) / Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров. – М., 1978.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. – 2002. – № 2.

5. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М., 1991.

6. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

7. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2001.

8. Пешкова, В.Е. Педагогика. Технологии развивающего обучения / В.Е. Пешкова. – Майкоп: ООО «Аякс», 1997

 

Тема № 7 «Описание и анализ педагогических технологий. Варианты классификаций»

Цель – формирование и закрепление знаний о специфике педагогических технологий.

Задание:

1. Проверка усвоения основных теоретических положений по теме. Опорные понятия: «технологичность» содержания обучения и воспитания; развитие технологического мышления; технологические звенья в педагогическом процессе; крупные методико-технологические цепочки; технологические средства; алгоритмизация и стандартизация учебной деятельности; кибернетика; педагогический менеджмент.

2. Осмысление понятия «технология конструирования педагогического процесса».

3. Микровыступление по теме «Технология осуществления педагогического процесса».

4. Сравнительный анализ классификаций педагогических технологий.

Рекомендуемая литература:

1. Беспалько, В.П. Программированное обучение: Дидактические основы / В.П. Беспалко. – М.,1971.

2. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильинская. – М., 1985.

3. Казанский, Н.Г. Дидактика (Начальные классы) / Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров. – М., 1978.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. – 2002. – № 2.

5. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М., 1991.

6. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2001. 5. Матюшкин, А.В. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.В. Матюшин. – М., 1972.

7. Пешкова, В.Е. Педагогика. Технологии развивающего обучения / В.Е. Пешкова. – Майкоп: ООО «Аякс», 1997.

 

 

Тема № 8 «Эволюция концепции развивающего обучения в России»

Цель – формирование и закрепление знаний о сущности развивающего обучения, об эволюции концепций развивающего обучения в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая обусловленность идеи развивающего обучения.

2. Поиски путей развивающего обучения в России.

3. Теория развивающего обучения П.Я. Гальперина.

4. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

5. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

6. Состояние проблемы развития начальной школы в системе общего образования.

7. Основные положения в функционировании развивающего обучения в начальной школе.

8. Разработка и внедрение авторских программ и технологий обучения.

Задание:

Подготовьте презентацию одной из развивающих систем обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М., 1998.

2. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – 592 с.

3. Латышев, В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие / В.Л. Латышев. – М., 1995.

4. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

5. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. – М., 2005.

6. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М., 2005.

Тема № 9 «Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен» «Современный образовательный процесс в начальной школе»

Цель – формирование и закрепление знаний о социокультурном аспекте образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность содержания образования.

2. Исторический характер содержания образования. Теория формального и материального образования.

3. Стандартизация образования в начальной школе:

a) государственный образовательный стандарт;

b) виды образовательных программ в начальных классах;

c) вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе.

Рекомендуемая литература:

1. Даринский, А.В. Региональный компонент содержания образования / А.В. Даринский / /Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 18-20.

2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 90-128.

3. Зуев, Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника / Д.Д. Зуев // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 3-10.

4. Зуев, Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. – М., 1983. – С. 51-83.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

6. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – 592 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000. – 400 с.

8. Лернер, И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И.Я Лернер. – М., 1988.

9. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 64.

Задание:

1. Сделайте выписки об основных требованиях к учебным программам, ориентированным на развитие школьников указанной выше из статьи И.С. Якиманской.

2. Сделайте выписки об основных функциях учебника из книги Д.Д. Зуева «Школьный учебник».

3. Сделайте выписки из статьи А.В. Даринского о критериях выделения регионального компонента в содержании образования, о месте регионального компонента в образовательном стандарте.

4. Сделайте библиографическое описание трех работ (статей) по проблеме практического занятия из специальных журналов (за последние 10 лет).

Практическая работа:

1. Знакомство с учебными программами начального образования:

- структура учебной программы по предмету;

- анализ учебной программы по предмету с точки зрения отражения в ней всех компонентов содержания обучения, реализации воспитывающей и развивающей функции обучения.

2. Знакомство с учебниками для начальных классов. Анализ учебника с точки зрения его структурных компонентов, реализации функций, дидактических требований, предъявляемых к учебнику.

3. Ознакомление с работой по отбору и конструированию конкретного содержания образования для уроков, формирование и развитие соответствующих умений с помощью следующих примерных заданий:

1. Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).

2. Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности, приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т.п., расположите их от простого к сложному.

3. Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.).

4. Составьте варианты тестов.

5. Составьте варианты контрольных текстов.

6. Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.

7.Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально – дифференцированного подхода.

8. Составьте групповые задания по одной теме.

9. Составьте задания для разных этапов одного урока.

10. Составьте задания для работы с отстающими школьниками.

11. Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.

12. Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока.

13. Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.

14. Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.

15. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

Контрольный блок

Ответьте на вопросы:

1. Почему содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. Что означает деятельностный аспект содержания образования?

4. Как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?

5. Каковы современные особенности разработки учебных документов, отражающих содержание образования?

Найдите педагогические ошибки и неточности в высказываниях:

- «требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования»

- «важная особенность содержания начального образования – доступность»

- «приоритетная цель обучения – обеспечение знаний и умений по предмету»

 

 

Семестр 4

Тема № 1 «Воспитание в целостном педагогическом процессе»

Цель – формирование и закрепление знаний о сущности воспитательного процесса как составной части целостного педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности воспитательного процесса.

2. Воспитание как формирование и развитие личности.

3. Диалектика процесса воспитания.

4. Личность воспитателя.

5. Системы и структура воспитательного процесса.

6. Общие закономерности и принципы процесса воспитания. Содержание процесса воспитания.

7. Показатели и критерии воспитанности школьников. Диагностика воспитанности.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия «воспитание» «воспитательная работа»?

2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

3. Дайте аксиологическую (признание моральных, эстетических и других ценностей) характеристику личности.

4. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

5. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?

6. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образования.

7. Считаете ли вы правомерным говорить о «воспитуемости» ребенка как о мере его подверженности воспитательным влияниям?

8. Что такое принципы воспитания?

9. Что значит общественная направленность воспитания?

10. В чем сущность принципа опоры на положительное?

11. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью?

12. В чем сущность личностного подхода к воспитанию?

13. В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?

14. Как вы объясните поведение детей, постоянно доставляющих неудобства окружающим людям и как будто лишенных совести?

15. Если в воспитательной работе возникают вопросы «что?», «как?» и «кто?» Какой их этих вопросов для вас основополагающий?

16. Проанализируйте собственное личностное формирование; какой элемент системы вашего школьного воспитания был наиболее сильным и оказал на ваше становление решающее влияние.

17. Какими критериями вы пользуетесь, когда даете человеку «характеристику»? Что, наш взгляд, позволяет вас лично характеризовать как достойного человека?

18. Рассмотрите влияние на школьника телевидения с точки зрения представленной картины воспитательного процесса.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990.

2. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М., 1984.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007.

4. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

5. Пидкасистый, П.И., Педагогика как система научных теорий / И.П. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М., 1988.

6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

7. Снегуров, А.В. Педагогика от «А» до «Я» / А.В. Снегуров. – М., 2003.

 

 

Тема № 2 «Общечеловеческие ценности как основа формирования личности»

Цель – формирование и закрепление знаний об основе формирования личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Права человека – общечеловеческие ценности (познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты). Права, закрепленные в документах ООН.

2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

3. Основное содержание конвенции (конспект).

4. Отражение идей конвенции в законодательных актах РФ.

5. Уважение к личности ребенка – основа общения «учитель-ученик».

Вопросы и задания:

1. Какие положения конвенции обращены к государствам, а какие педагогам, родителям и другим взрослым?

2. Что означает для учителя знание всемирной декларации прав человека и конвенции о правах ребенка?

3. Что значит единство прав и обязанностей?

4. Проведите исследование – знают ли учителя и учащиеся школы, где вы проходите практику, конвенцию о правах ребенка?

5. Конвенция о правах ребенка, как и другие международные документы, написана сложным юридическим языком. Попробуйте адаптировать ее текст для учащихся младшего и среднего возраста.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990.

2. Закон РФ «Об образовании» 1992 года.

3. Конституция (Основной закон РФ).

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М., 1984.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М., 2007.

7. Снегуров, А.В. Педагогика от «А» до «Я» / А.В. Снегуров. – М., 2003.

8. Шнекендорф, З.П. Правовые акты ООН в вузовском курсе педагогики / З.П. Шнекендорф. – М., 1992.

 

 

Тема № 3 «Целеполагание в воспитательном процессе»

Цель – формирование представлений о целях воспитательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Теория цели воспитания.

2. Иерархия целей воспитания и образования.

3. Педагогические цепи и образовательные стандарты.

Вопросы и задания:

1. Постарайтесь привести доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

2. Попытайтесь провести самоанализ всесторонности своего школьного развития и установите его параметры.

3. Сопоставьте содержание целей воспитания и образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО и Российской Федерации.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990.

2. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М., 1984.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007.

4. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005.

5. Пидкасистый, П.И., Педагогика как система научных теорий / И.П. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М., 1988.

6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.

7. Снегуров, А.В. Педагогика от «А» до «Я» / А.В. Снегуров. – М., 2003.

 

 

Тема № 4 «Система деятельности педагога-воспитателя»

Цель – формирование и закрепление знаний о сущности педагогической деятельности педагога-воспитателя.

Подготовка и ход работы

1. Создать микрогруппы по 5-6 человек.

2. На основе изученной литературы об опорных сигналах составить логические схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и т.п. по предложенным ниже вопросам:

- деятельность педагога как система, характеристика основных видов деятельности;

- функции и основные направления деятельности классного руководителя;

- органы школьного и классного самоуправления;

- методика воспитывающей деятельности педагога;

- методика организации детского коллектива на разных этапах его развития;

- методика деятельности органов самоуправления.

3. Прослушать выступления представителей микрогрупп.

4. Прослушать выступления оппонентов из других микрогрупп.

5. Провести анализ и оценку проведенной работы каждого студента и каждой микрогруппы и заполнить лист контроля.

Лист контроля

Список студентов Индивидуальная работа Групповая работа Участие в дискуссии Общая сумма баллов
         

Самостоятельная работа: Составить схему системы школьного самоуправления.

 

 

Тема № 5 «Педагогика сотрудничества (технологии обучения и воспитания учащихся)»

Цель – формирование и закрепление знаний о сущности педагогики сотрудничества.

Задание:

1. Проверка усвоения основных теоретических положений по теме. Опорные понятия: педагогика сотрудничества, новаторство, педагогическое кредо, творческая лаборатория учителей-новаторов (манифест); качественный подход к организации учебного процесса; основные идеи педагогов-новаторов: учение без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, идея свободного выбора, идея опережения, идея крупных блоков, идея соответствующей формы, идея самоанализа, интеллектуальный фон класса, личностный подход и др.

2. Осмысление технологий педагогики сотрудничества: С.Л. Лысенковой, Ш.А. Амона



2015-12-15 461 Обсуждений (0)
Заочная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заочная форма обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)