Тонкая моторика: хватание, 1-2 года
Раздел 4. Тонкая моторика
Приобретению тонкомоторных навыков способствуют прежде всего такие упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев. Так как различные функциональные области находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации рук и глаз.
Тонкомоторные упражнения служат следующим основополагающим учебным целям: · контролируемое движение рук и пальцев; · самостоятельное хватание рукой; · целенаправленное оперирование предметами; · координированное использование рук.
Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода. Изучение функций ухода за собой, рисования, письма и других, необходимых в будущем для профессии навыков, зависит от хорошего контроля тонкомоторных двигательных процессов. Осознание управления движениями рук и пальцев - также необходимая предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой. При овладении тонкой моторикой многие занятия будут меньше расстраивать и проходить приятнее как для ребенка, так и для взрослых.
Предлагаемые упражнения представляют собой лишь часть упражнений для различных уровней тонкомоторного развития, которые могут проводиться как в детских садах/школах, так и на дому.
Упражнение 94. Держать ложку Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Самообслуживание: прием пищи Учебная цель: держать предмет, подготовка к самостоятельному приему пищи Задание: взять ложку рукой и держать ее без помощи Материал: ложка
Покажите Анне ложку и привлеките ее внимание к ней. Когда она увидит ложку, скажите: "Ложка". Возьмите руку Анны и так расположите ее пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху всей рукой. Возьмите кулачок Анны в свою руку, чтобы она не уронила и не выбросила ложку. Помогите ей таким способом несколько секунд держать ложку, ласково разговаривая с ней. Увеличивайте время, когда Анна должна держать ложку. Когда почувствуете, что Анна лучше контролирует ложку, уменьшите силу, с которой Вы давите на ее руку. Наконец, уберите свою руку, чтобы увидеть, может ли Анна сама держать ложку несколько секунд.
Упражнение 95. "Темный ящик" Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Восприятие: осязательное, 0-1 год Учебная цель: брать предметы, не видя их Задание: вытянуть 3 предмета из закрытого ящика Материал: картонная коробка, 3 предмета средней величины из домашнего обихода (например, ложка, бумажный кубок, скалка)
В узкой стороне коробки прорежьте дырку, чтобы она была достаточной величины, и Петя мог бы легко запустить туда руку. Положите в коробку три предмета, которые должны быть такой величины, чтобы легко проходили через отверстие. Закройте коробку или, если она без крышки, положите предметы на стол и накройте их коробкой.
Следите за тем, чтобы Петя видел, как Вы просовываете руку в отверстие с целью вытянуть предмет. Сделайте вид, что Вы удивлены, вытянув предмет. Просуньте потом через отверстие руку Пети и помогите ему найти и вытянуть предмет. Хвалите его каждый раз, когда он вытаскивает предмет. Когда Вы повторите упражнение несколько раз, подведите руку Пети к отверстию, но теперь пусть он сам ищет предмет. Когда он станет увереннее, можете увеличить количество предметов и взять большую коробку, чтобы он интенсивнее искал предметы.
Упражнение 96. Брать маленькие предметы Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Восприятие: визуальное, 0-1год Учебная цель: овладение "захватом щипцами", улучшение тонкомоторного контроля Задание: поднять 10 различных по размеру предметов, положить их на блюдо Материал: маленькое блюдо, 10 маленьких предметов (например, изюм, орешки, пуговица, кубики, бусины, шурупы, карандаши, теннисный мячик, монета, ключ)
Сядьте с Борисом за стол и просигнализируйте ему, что Вы хотите с ним работать. Разместите предметы на столе и следите за тем, чтобы он мог их достать. Поднимите один из предметов, образовав тремя пальцами "захват щипцами". Скажите: "Вот сюда!" - и положите предмет в коробку. Возьмите руку Бориса, его большой палец и первые два пальца, составьте из них "щипцы" и пусть он возьмет другой предмет. Со словами "Сюда" подведите руку Бориса к коробке. Помогите ему опустить туда предмет. Сразу же похвалите его.
Повторите упражнение многократно, пока Вы не почувствуете рукой, что он начинает выполнять упражнение самостоятельно. Заметьте, с какими предметами ему сложнее справиться, и помогите ему закончить упражнение.
Упражнение 97. Совершенствование "захвата пинцетом" Тонкая моторика: хватание, 1-2 года Учебная цель: овладение "захватом пинцетом", улучшение тонкомоторного контроля Задание:оторвать от большого куска пластилина маленькие кусочки и положить их в коробку Материал: пластилин, коробка
Сядьте с Даниэлем за стол, положите перед ним кусок пластилина и рядом поставьте емкость. Возьмите его руку и помогите ему скатать пластилин в валик размером 1-2 см. Покажите ему, как оторвать от конца валика кусочек пластилина, используя для этого большой и указательный пальцы. Подержите оторванный кусочек у него перед глазами, чтобы он мог видеть, как Вы держите. Скажите: "Вот сюда!" - и положите кусочек в емкость. Возьмите большой и указательный пальцы Даниэля и помогите ему также оторвать кусочек пластилина. Со словами "Вот сюда" подведите его руку к емкости. Повторите упражнение многократно и уменьшайте контроль рукой, когда почувствуете, что он начинает правильно использовать большой и указательный пальцы. Ему нужно знать точно, сколько кусочков он должен оторвать. Хвалите и награждайте его за каждое действие.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |