Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Атланто–осевой сустав (articulatio atlantoaxialis) – нижний сустав головы



2015-12-15 1219 Обсуждений (0)
Атланто–осевой сустав (articulatio atlantoaxialis) – нижний сустав головы 0.00 из 5.00 0 оценок




Биомеханика движений  
вокруг вертикальной оси в обоих суставах происходит одновременно, ротация 30–40° в каждую сторону
Мышцы  

 

При изучении топографии шеи Cervix, принято выделять переднюю, область шеи – Colli (Regio cervicalis anterior) и заднюю область шеи – Nuchae (Regio cervicalis posterior), отдельными областями являются боковая область шеи Regio cervicalis lateralis и область грудинососцевидной мышцы

Regio sternocleidomastoidea. Regio cervicalis anterior (trigonum cervicalis anterior) разделена linea mediana anterior на trigonum cervicalis medialis dextrum et sinistrum. На препарате или муляже продемонстрируйте границы данных областей.

В пределах данных областей принято выделять следующие треугольники:

Trigonum omoclaviculare (соответствует проекции fossa supraclaviclaris major)

Trigonum omotrapezoideum (occipitalis);

Trigonum omotracheale;

Trigonum omohyoideum (caroticum);

Trigonum submandibubulare;

Trigonum submentale;

Trigonum submandibubulare включает trigonum linguale (Н.И.Пирогова).

Клинически значимыми являются – spatium antescalenum (содержит v.subclavia) et interscalenum (содержит a.subclavia).

На препарате или муляже продемонстрируйте их границы и перечислите их содержимое. Составить схему областей и треугольников шеи.

Фасции и клетчаточные пространства шеи (fasciae et spatii cervicale [colli]).

В современной анатомической номенклатуре принято выделять 3 фасции шеи, В практической медицине используется классификация фасции шеи по В.Н.Шевкуненко – 5 листков. Заполните таблицу и нарисуйте в рабочей тетради обязательный рисунок срез фасций и клетчаточных пространств шеи.

Фасции шеи по международной анатомической номенклатуре Фасции шеи по В.Н. Шевкуненко
   

 

Между фасциями и структурами шеи принято выделять:

Recessus lateralis,

Spatium interaponeuroticum suprasternale,

Spatium prevertebrale,

Spatium retropharyngeale,

Spatium pretracheale,

Spatium vaginae caroticum.

Продемонстрируйте на препаратах и муляже их границы и перечислите содержимое.

 

Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):

  1. Разобрать особенности прикрепления фасций шеи.
  2. Выделить области и треугольники шеи.

 

Подведение итогов, домашнее задание:

  1. Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
  2. Нарисовать схему фасций и клетчаточных пространств шеи.
  3. Составить схему областей и треугольников шеи, указать их практическое значение (сонный треугольник, треугольник Пирогова).

 

 

Тесты для самоподготовки:

№№ 171-180


Занятие 13.

 

Тема занятия:

Мышцы и фасции спины. Топография туловища. Слабые места передней брюшной стенки, диафрагмы. Влагалище прямой мышцы живота. Паховый канал. Мышцы груди и живота. Диафрагма.

 

Цель занятия:

Выделить топографические образования спины и живота, показать их практическую значимость. Составить представление о классификации мышц на примере мышц груди и живота.

 

Содержание занятия:

Классификация мышц туловища по форме, функциям и по происхождению. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Подзатылочные мышцы. Форма области спины у новорожденного. Степень развития мышц спины у детей различного возраста. Топография туловища. Слабые места передней брюшной стенки, диафрагмы. Влагалище прямой мышцы живота. Фасции и клетчаточные пространства живота. Паховый канал, его стенки, содержимое (у мужчин и женщин). Большая и малая грудные, передняя зубчатая и межреберные мышцы, подключичная мышца, их строение, топография и функция. Диафрагма, ее части, строение, топография, функции. Косые, поперечная и прямая мышцы живота.

 

Оснащение занятия:

Позвоночный столб, грудная клетка, плечевая кость, череп, муляж диафрагмы. Влажные препараты: торс мышечный, отдельный сегмент глубоких мышц спины, диафрагма.

 

В процессе филогенетического развития первыми формируются мышцы, обеспечивающие движения в двигательном сегменте позвоночного столба. Глубокий слой глубоких мышц спины, представленный: mm. interspinales, mm. intertransversarii, mm. suboccipitales (m.rectus capitis minor et major, m.obliquus capitis superior et inferior)

Впоследствии формируются группы мышц, обеспечивающие движения в зонах позвоночного столба это средний слой глубоких мышц спины m.transversospinalis,представленный: mm.semispinale (lumborum, thoracis, cervicis), mm.multifidi(lumborum, thoracis, cervicis), mm.rotatores (lumborum, cervicis).

Затем формируются группы мышц, обеспечивающих движения в областях, отделах и позвоночном столбе в целом – это поверхностный слой глубоких мышц спины: m.splenius capitis, m.splenius cervicis (colli), m.erector spinae (trunci) (mm.iliocostalis (lumborum, thoracis, cervicis), mm.longissimus (thoracis, cervicis, capitis), mm.spinalis (thoracis, cervicis, capitis)).

Формирование поверхностных мышц спины связано с развитием пояса и свободной части конечности (первый и второй слои) и особенностями легочного дыхания (третий слой).

При изучении мышц спины уясните их деление на поверхностные, связанные с развитием головы и верхней конечности (трункопетальные, трункофугальные), и глубокие (аутохтонные) мышцы, развивающиеся из грудных миотомов.

 

В рабочей тетради с использованием латинской терминологии приведите КЛАССИФИКАЦЮ МЫШЦ СПИНЫ:

I поверхностные:

первый слой (2 мышцы);

второй слой (2 мышцы);

третий слой (2 мышцы)

В отношении поверхностных мышц составьте карточку каждой мышцы (занятие 11).

II глубокие:

поверхностный слой (3 мышцы);

средний слой (3 мышцы);

глубокий слой (3 мышцы).

 

При изучении мышцы, выпрямляющей позвоночник, уясните, что ход ее волокон ориентирован снизу от крестца кверху и кнаружи. На уровне поясничных позвонков она разделяется на 3 тракта, каждый из которых имеет название мышцы: латеральный тракт, средний, медиальный, и в каждой из них, кроме того, выделяют по 3 отдела, соответствующих отделу тела.

При изучении поперечно-остистой мышцы уясните, что ход ее волокон ориентирован снизу от поперечных отростков кверху и кнутри и, в зависимости от количества позвонков, через которые они перекидываются, их подразделяют на 3 мышцы: полуостистую (более длинную и самую поверхностную из них), многораздельные (средние по длине и расположению), мышцы вращатели (самые глубокие и короткие). В каждой из них, кроме того, выделяют по 3 отдела, соответствующих отделу тела.

К глубокому слою вместе с короткими межпозвоночными мышцами относят и задние мышцы шеи из группы подзатылочных мышц, эта группа в свою очередь включает малую и большую задние прямые мышцы головы, нижнюю и верхнюю косые мышцы головы действующие только на атлантозатылочные и атлантоосевые суставы.

При изучении функции всех мышц туловища и головы следует различать движения, которые могут осуществляться при одностороннем или при двустороннем сокращении мышц, т.к. все эти мышцы являются парными. При разных условиях сокращения этих мышц движения могут выполняться как в сторону сокращающейся мышцы (в свою сторону), так и в сторону, противоположную расположению сократившейся мышцы.

При изучении функции глубоких мышц спины уясните, что при двустороннем сокращении все они являются синергистами, т.к. выпрямляют (разгибают) позвоночник, или соответствующий его отдел, а верхние из них запрокидывают голову назад. При наклонах туловища вправо или влево синергистами являются все мышцы соответствующей стороны. При поворотах же туловища вокруг вертикальной оси поперечно-остистые мышцы являются антагонистами для подвздошно-остистых, длиннейших, остисто-поперечных мышц своей стороны, т.к. в отличие от последних, поворачивают туловище не в свою, а в противоположную сторону.

При изучении фасций спины следует найти пояснично-грудную (поверхностный и глубокий листки) и выйную фасции. Нужно уяснить, что между листками пояснично-грудной фасции расположена мышца, выпрямляющая позвоночник, а глубже расположенные мышцы заключены в костно-фиброзное влагалище.

Используя данный рисунок обозначьте пояснично-грудную фасцию (поверхностный и глубокий листки).

При изучении мышц груди уясните их деление на поверхностные, связанные с развитием верхней конечности (трункопетальные), и глубокие (аутохтонные) мышцы, развивающиеся из грудных миотомов.

В рабочей тетради с использованием латинской терминологии приведите КЛАССИФИКАЦЮ МЫШЦ ГРУДИ:

I поверхностные:

первый слой;

второй слой;

третий слой.

В отношении поверхностных мышц составьте карточку каждой мышцы (занятие 11).

II глубокие:

поверхностный слой;

средний слой;

глубокий слой (3 мышцы).

При изучении функции поверхностных мышц груди следует уяснить и смоделировать движения, когда подвижная точка находится на костях конечности и движения, возможные при фиксированной верхней конечности (функция добавочных дыхательных мышц).

При изучении функции глубоких мышц груди следует уяснить, что все они относятся к дыхательным, но в акте вдоха участвуют только наружные межреберные и мышцы, поднимающие ребра, а внутренние межреберные, подреберные и поперечная мышца груди участвуют в акте выдоха.

При изучении диафрагмы найдите ее поясничную, реберную и грудинную части, сухожильный центр, правую и левую ножки, медиальную, латеральную и срединную дугообразные связки, а также слабые места диафрагмы – аортальное, пищеводное, и нижней полой вены отверстия, грудино-реберный и пояснично-реберный треугольники. Опишите особенности (источники формирования) диафрагмы. Запишите в тетрадь латинские термины.

При изучении фасций груди следует найти поверхностную, грудную, собственно грудную и внутригрудную фасции. Нужно уяснить, что между фасциями груди расположены поверхностное (позади большой грудной мышцы – межгрудное) и глубокое (позади малой грудной мышцы) подгрудные межфасциальные клетчаточные пространства, латерально переходящие в пространство подмышечной полости.

Дайте определение живота. Определите топографические ориентиры (линии) позволяющие найти границу живота и спины. Мышцы живота разделяют по расположению на мышцы боковых, передней и задней стенок брюшной полости. В рабочей тетради с использованием латинской терминологии приведите КЛАССИФИКАЦЮ МЫШЦ ЖИВОТА соотнеся их с каждой из стенок. В отношении всех мышц живота составьте карточки (занятие 11). Дайте определение апоневроза.

При изучении функций мышц живота все они функционально объединяются в одно образование – брюшной пресс (prelum abdominale). Перечислите мышцы его формирующие и его функции.

В связи с различием мест их фиксации, мышцы живота по разному действуют на многоосные межпозвоночные суставы, обеспечивая различные движения туловища. См. «Обзор движений суставах туловища и конечностей» учебника.

При изучении фасций живота следует различать расположение поверхностной, собственных и поперечной фасции. И их особенности во взаимоотношении с прямой мышцей живота в различных его регионах.

Дайте определение fascia endoabdominalis и ее отношение с fascia transversalis.


 

 

 

Используя данную схему, укажите название линий и места их локализации, название топографических зон и областей живота.

 

Для понимания взаиморасположения и возможностей функционирования боковых и прямой мышц живота необходимо понять конструкцию влагалища прямой мышцы. Для этого следует уяснить, что все 3 широкие мышцы обеих сторон живота в передних своих отделах переходят в широкие сухожилия, апоневрозы, которые по средней линии живота срастаются в единую белую линию живота, расположенную от мечевидного отростка грудины до лобкового симфиза. При этом конструкция стенок этого влагалища не одинакова на разных уровнях передней брюшной стенки. В верхней и средней третях переднюю стенку влагалища прямой мышцы образуют апоневроз наружной косой и половина апоневроза внутренней косой мышц живота, заднюю – вторая половина апоневроза внутренней косой и апоневроз поперечной мышц живота мышц живота. Над лобком – апоневрозы всех 3 боковых мышц располагаются спереди прямой мышцы, а сзади – только поперечная фасция.

 

 

Используя данный рисунок обозначьте все структуры.

 

 

Прочность передней стенки живота определяется:мышечными слоями (основной фактор), апоневротическими слоями, фасциальными структурами, наличием "слабых мест".

Слабые места (Loci minores resistentiae) стенок живота находятся в зонах:

– с уменьшенным количеством слоев в стенке (мышечных, в основном),

– перехода структур из одной полости (области) в другую.

Это может служить источником возникновения грыж. Грыжа (hernia) – выход или выпячивание какого–либо органа из полости, где он расположен, через врожденное или приобретенное отверстие.

Дайте характеристику LOCI MINORES RESISTENTIAE ABDOMINIS и их содержимого:

Верхней стенки полости живота (диафрагма):

spatium sternocostale sinistrum (щель Ларрея),

spatium sternocostale dextrum (треугольник Моргагни),

spatium lumbocostale (пространство Бохдалека),

hiatus aorticus (аорто–диафрагмальный канал),

hiatus esophageus (пищеводная расщелина),

foramen venae cavae (отверстие нижней полой вены).

Передней стенки:

trigonum hypochondriacum aponeuroticum (треугольник Ф.А.Волынского):;

linea alba abdominis (выше и ниже linea arcuata Дугласа);

anulus umbilicalis (пупочное кольцо);

linea semilunaris Spigeli (полулунная линия);

trigonum inguinale(паховый треугольник), а в нем

canalis inguinalis, fossa inguinalis lateralis, medialis, supravesicalis.

Задней стенки:

trigonum lumbale (Петитов треугольник);

rhombus lumbale[треугольник] (Лесгафта–Гринфельта).

 

Для понимания возможности образования грыж (выхода органов за пределы брюшной полости) необходимо запомнить расположение слабых мест брюшной стенки. При этом найти пупочное кольцо в белой линии живота, паховый канал, поясничный треугольник, а также складки и ямки внутренней поверхности передней брюшной стенки (срединную, медиальные и латеральные пупочные складки, надпузырные, медиальные и латеральные паховые ямки).


Анатомические варианты строения пупочного кольца и пупочной фасции Рише: (1) круглая связка (lig. teres hepatis - облитерированная пупочная вена), (2) срединная пупочная связка/складка (lig./plica umbilicalis mediana – облитерированный первичный мочевой проток), (3) медиальная пупочная связка (lig./plica umbilicalis mediana - облитерированные пупочные артерии и канал аллантоиса), (4) annulus umbilicalis, и (5) fascia umbilicalis (фасция Рише[2]).

 

Пупочное кольцо в белой линии живота (ниже – слева, выше – справа) обозначьте структуры. Обозначьте все пронумерованные структуры.

trigonum inguinale(паховый треугольник),

trigonum inguinale (CDE) это часть regio inguinalis (ABE),

обозначьте границы (локализация точек А, Е) и содержимое

AE – ____________,

BE – ____________,

а внутри находится F – паховый промежуток.

 

Используя данную схему рельефа передней брюшной стенки внутри брюшной полости нарисуйте в рабочей тетради схему и используя латинскую терминологию обозначьте структуры (слева брюшина сохранена, т.о. обозначается рельеф, справа отсутствует, т.о. обозначаются внутренние/проходящие структуры).

 

При изучении анатомии пахового канала следует уяснить, что канал – это щель между паховой связкой и свободными нижними краями внутренней косой и поперечной мышц живота, прикрытая спереди апоневрозом наружной косой мышцы живота, а сзади – поперечной фасцией. При этом найдите стенки канала, его отверстия (поверхностное и глубокое паховые кольца), медиальную, латеральную ножки и межножковые волокна, окружающие поверхностное кольцо.

Используя предложенную схему обозначьте стенки и их содержимое (образующие структуры) на сагиттальном срезе проходящим через паховый канал в норме и у потенциального грыженосителя.

 

 

Используя данный рисунок обозначьте названия входных и выходных ворот пахового канала, название ямок a, b, c, содержимое структур их ограничивающих (слева), варианты названий грыж (с), (b), (a) и содержимое в норме (a) (справа).

 

Самостоятельная работа студентов (рекомендуется разобрать с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):

  1. Пропальпировать точки начала и прикрепления мышц груди и живота.
  2. Научиться находить, называть и показывать мышцы груди и живота, продемонстрировав прикрепление мышц на скелете.
  3. Рассмотреть на препаратах пояснично-грудную фасцию, найти поясничный треугольник и ромб Лесгафта.
  4. Сухожильный центр диафрагмы.
  5. Рассмотреть на препаратах апоневрозы косых мышц живота, белую линию живота, переднюю и заднюю стенки влагалища прямой мышцы живота.
  6. Рассмотреть на препаратах наружное и внутреннее кольцо пахового канала, ямки и складки внутренней поверхности передней брюшной стенки.

 

Подведение итогов, домашнее задание:

  1. Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
  2. Составить таблицу «Мышцы груди и живота».
  3. Выделить мышцы, участвующие в акте вдоха и выдоха, при спокойном и форсированном дыхании.
  4. Отверстия диафрагмы и их содержимое.
  5. Подготовить сообщение «Форма области живота новорожденного и ее последующие изменения».
  6. Дать понятие «живот», области живота, нарисовать схему областей передней брюшной стенки.
  7. Подготовить сообщение «Особенности строения и топографии мышц живота, белой линии, пупочного кольца и пахового канала и их возрастная динамика».

 

Тесты для самоподготовки:

№№ 146-171

 


Занятие 14.

 

Тема занятия:

Мышцы и фасции пояса верхней конечности, плеча, предплечья. Мышцы кисти. Развитие мускулатуры верхней конечности, дистально-проксимальный градиент. Понятие о биокинематическом узле.

 

Цель занятия:

Учитывая объем и характер движений, определить расположение мышечных групп пояса верхней конечности и плеча. Обосновать особенности расположения мышц дистального отдела верхних конечностей с позиций выполнения функции захвата и удержания. Выявить степень развития и дифференцированности мышц верхней конечности, сформировать представление о кинематической цепи на примере верхней конечности.

 

Содержание занятия:

Классификация мышц и фасций верхней конечности по их расположению, строению и функциям. Мышцы и фасции пояса верхних конечностей (плечевого пояса). Дельтовидная, подостная, надостная, подлопаточная мышцы. Большая и малая круглые мышцы. Мышцы плеча. Передняя группа (сгибатели плеча и предплечья – клювовидно-плечевая, двуглавая мышца плеча, плечевая мышца) и задняя группа (разгибатели плеча и предплечья – трехглавая мышца плеча и локтевая мышца). Мышцы предплечья: передняя группа (сгибатели кисти и пальцев, мышцы- пронаторы – плечелучевая, круглый пронатор, лучевой и локтевой сгибатели запястья, длинная ладонная, поверхностный и локтевой сгибатели пальцев, длинный сгибатель большого пальца кисти, квадратный пронатор), задняя группа (разгибатели кисти и пальцев – длинный и короткий лучевые разгибатели запястья, разгибатель пальцев, разгибатель мизинца, локтевой разгибатель запястья, длинный и короткий разгибатели большого пальца кисти, длинная мышца, отводящая большой палец кисти, разгибатель указательного пальца, мышца-супинатор). Мышцы кисти: мышцы, возвышения большого пальца, средняя группа (червеобразная, ладонные и тыльные межкостные мышцы), мышцы возвышения мизинца. Развитие мускулатуры верхней конечности, дистально-проксимальный градиент. Биокинематические узлы и цепи верхней конечности.

 

Оснащение занятия:

Грудная клетка. Грудина, ключица, лопатка, плечевая, локтевая, лучевая кости. Кости пояса и свободной верхней конечности. Влажные препараты: верхняя конечность, отдельные сегменты.

 

Базовым алгоритмом в изучение мышц конечностей является соотношение с выделением мышц действующих на Stylopodium (плевой пояс и плечо), Zeugopodium (плечо и предплечье) и Autopodium (предплечье и кисть). Мышцы верхней конечности перекидываются через дистально расположенные суставы и основные движения обеспечивают в них, это как правило многосуставные мышцы, или их головки при изменении фиксированной точки действуют и на другие суставы.

Сформулируйте понятие «кинематический узел» в отношении верхней конечности, сформируйте представление о кинематических узлах в ней.

В отношении мышц плечевого пояса укажите мышцы спины и груди прикрепляющиеся на плечевой кости и найдите дельтовидную, надостную, подостную, малую и большую круглые, подлопаточную мышцы. Используя латинскую терминологию составьте карточку этих мышц (занятие 11).

 

В классификации мышц плеча выделяют 2 группы: переднюю (клювовидно-плечевая, плечевая мышцы и двуглавая мышца плеча) и заднюю (трехглавая мышца плеча и локтевая мышца). Используя латинскую терминологию составьте карточку этих мышц (занятие 11).

При изучении мышц предплечья используйте принцип их деление на 3 группы: начинающиеся от медиального надмыщелка плечевой кости – сгибатели, начинающиеся от латерального надмыщелка плечевой кости – разгибатели и мышцы окружающие лучевую кость (преимущественно пронаторы и супинаторы). Используйте и топографический алгоритм так в в передней группе принято выделять 4 слоя, в задней – 2. В рабочей тетради используя латинскую терминологию сформируйте классификацию этих мышц, составьте их карточки.

При изучении мышц кисти используйте следующий алгоритм: мышцы расположенные на ладонной поверхности делят на 3 группы: возвышения большого пальца (короткая мышца, отводящая большой палец кисти, короткий сгибатель большого пальца кисти, мышцы, противопоставляющая и приводящая большой палец кисти), возвышения мизинца (короткая ладонная мышца, мышцы, отводящая и противопоставляющая мизинец, короткий сгибатель мизинца) и расположенную глубже между ними среднюю группу мышц (4 червеобразные, 3 ладонные и 4 тыльные межкостные мышцы). На тыльной поверхности выделяют только межкостные мышцы. В рабочей тетради используя латинскую терминологию приведите классификацию этих мышц.

Формируя представление о функции мышц верхней конечности следует использовать принцип «взаимоуступчивого сокращения», так при выполнении разных движений мышцы могут быть как синергистами, так и антагонистами, это справедливо и в отношении изменения положения точки фиксации.

 

Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):

1. Рассмотреть особенности начала и прикрепления групп мышц предплечья и кисти.

2. Выделить границы ключично-грудного, грудного и подгрудного треугольников, их содержимое.

3. Выделить структуры, образующие трехстороннее и четырехстороннее отверстия.

4. Борозды и каналы предплечья.

5. Каналы запястья.

 

Подведение итогов, домашнее задание:

  1. Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
  2. Составить таблицы « Мышцы пояса верхней конечности и плеча», «Мышцы предплечья и кисти».

 

Тесты для самоподготовки:

№№ 186-191, 194-204

 


Занятие 15.

 

Тема занятия:

Мышцы и фасции пояса нижней конечности и бедра. Мышцы и фасции голени и стопы. Развитие мускулатуры нижней конечности, возрастные изменения положения таза. Изменение пропорций и формы нижней конечности. Изучение анатомии и топографии мышц и соединений нижней конечности с элементами биомеханики.

 

Цель занятия:

Учитывая функции опоры и локомоции, обосновать расположение мышечных групп тазового пояса и бедра. Показать участие мышечных групп дистального отдела нижней конечности в формировании сводов стопы. Показать степень развития и дифференцированность мышц нижней конечности в связи с преобладанием опорной функции, сформировать представление о кинематической цепи на примере нижней конечности.

 

Содержание занятия:

Классификация мышц нижней конечности по их расположению, строению и функциям. Мышцы пояса нижних конечностей (тазового пояса). Внутренние мышцы таза, наружные мышцы таза. Мышцы бедра: передняя группа (сгибатели бедра и разгибатели голени), задняя группа (разгибатели бедра и сгибатели голени), медиальная группа (приводящие мышцы бедра). Мышцы голени. Мышцы голени: передняя группа (разгибатели стопы и пальцев), задняя группа (сгибатели голени, стопы и пальцев), латеральная группа (сгибатели стопы). Мышцы стопы. Мышцы тыла стопы, подошвы стопы. Развитие мускулатуры нижней конечности, возрастные изменения положения таза. Изменение пропорций и формы нижней конечности. Биокинематические узлы и цепи нижней конечности.

 

Оснащение занятия:

Мышечный препарат нижней конечности, сагиттальный распил таза. Таз в целом. Скелет нижней конечности. Кости пояса и свободной нижней конечности, стопа на подставке, набор костей стопы. Влажные препараты: мышечный препарат нижней конечности, сегменты голени и стопы.

 


Базовым алгоритмом в изучение мышц конечностей является соотношение с выделением мышц действующих на Stylopodium (таз и бедро), Zeugopodium (бедро и голень) и Autopodium (голень и стопа). Мышцы нижней конечности перекидываются через дистально расположенные суставы (многосуставные мышцы) и основные движения обеспечивают в них. Однако в отличии от верхней конечности, в которой превалирует функция захвата, мышцы нижней выполняющие функцию опоры имеют большую мышечную массу, в них превалирует красный тип мышечных волокон, движение дистального отдела (стопа) менее дифференцированы (совместное сгибание, приведение и пронация, разгибание, отведение и супинация).

Сформируйте представление о кинематических узлах в отношении нижней конечности.

В отношении таза принято деление их, в зависимости от места начала по отношению к поверхностям костей таза на 2 группы: внутреннюю и наружную. К внутренней группе относят найдите подвздошно-поясничную мышцу и ее части (большую поясничную и подвздошную мышцы), малую поясничную (может отсутствовать), грушевидную и внутреннюю запирательную мышцы. Мышцы наружной группы располагаются в 3 слоя: в поверхностном – большая ягодичная мышца и напрягатель широкой фасции бедра, в среднем – средняя ягодичная, верхняя и нижняя близнецовые мышцы, квадратная мышца бедра и вышедшие из полости таза части внутренней запирательной и грушевидной мышц, в глубоком – малая ягодичная и наружная запирательная мышцы. Используя латинскую терминологию запишите в рабочей тетради классификацию мышц таза, найдите мышцы и места их фиксации, составьте карточки мышц. Функциональное объединение верхней, нижней близнецовых и внутренней запирательной мышцы обусловленное в т.ч. особенностями прикрепления позволяла называть их m.triceps rotators femoris.

При изучении мышц бедра принято их деление на 3 группы: переднюю (портняжная мышца и четырехглавая мышца бедра), медиальную (тонкая, гребенчатая, длинная, короткая и большая приводящие мышцы) и заднюю (двуглавая мышца бедра, полусухожильная и полуперепончатая мышцы). Используя латинскую терминологию запишите в рабочей тетради классификацию мышц бедра, найдите мышцы и места их фиксации, составьте карточки мышц. В функциональном плане: передняя группа выполняет функцию сгибания в тазобедренном суставе (ведущая функция) и разгибания в коленном; задняя функцию разгибания в тазобедренном суставе (ведущая функция) и сгибания в коленном; медиальная группа – функцию приведения.

Мышцы голени делятся на 3 группы: переднюю, заднюю и латеральную. Передняя группа включает: переднюю большеберцовую мышцу, длинные разгибатели пальцев и большого пальца стопы. Задняя группа формирует два слоя: поверхностный который формирует трехглавая мышца голени (объединение одним пяточным сухожилием икроножной и камбаловидной мышц), подошвенная мышца; глубокий, в котором расположены подколенная, задняя большеберцовая мышцы, длинные сгибатели пальцев (более медиально) и большой палец стопы (более латерально). Латеральная группа включает длинную (поверхностная) и короткую (глубокая) малоберцовые мышцы. Используя латинскую терминологию запишите в рабочей тетради классификацию мышц голени, найдите мышцы и места их фиксации, составьте карточки мышц. В функциональном плане в комплексном «суставе стопы» одномоментно совершаются следующие движения: flexio plantaris, adductio, supinatio; flexio dorsalis (extensio), abductio, pronatio

В отличии от более дифференцированых мышц кисти (превалирует функция захвата и удержания) мышцы стопы более выражены (мышечная масса) и расположены на тыльной и на подошвенной поверхности. На тыле стопы находятся короткие разгибатели пальцев и большого пальца стопы. Мышцы подошвы, как и ладони делят на 3 группы: возвышения большого пальца (мышца, отводящая большой палец стопы, короткий сгибатель большого пальца стопы, мышца, приводящая большой палец стопы), возвышения мизинца (мышцы, отводящая и противопоставляющая мизинец, короткий сгибатель мизинца стопы) и среднюю группу мышц (короткий сгибатель пальцев, квадратная мышца подошвы, 4 червеобразные, 3 подошвенные и 4 тыльные межкостные мышцы). Используя латинскую терминологию запишите в рабочей тетради классификацию мышц стопы. В функциональном плане совместное сокращение мыш стопы осуществляется совместно с мышцами голени (см. выше), однако следует отметить индивидуальный характер большого пальца стопы (сгибание, разгибание, отведение, приведение) и совместные движения II-V пальцев (обратите внимание мышцу противопоставляющую мизинец).

При изучении функции мышц нижней конечности (см. «Обзор движений суставах туловища и конечностей» учебника) следует уяснить и смоделировать основные движения, когда подвижная точка находится на дистальнее расположенной кости (в точке прикрепления), а также движения при перемене подвижной точки (что важно для выполнения спортивных упражнений). Отметьте, что одни и те же мышцы нижних конечностей при выполнении разных движений могут быть как синергистами, так и антагонистами.

 

Самостоятельная работа студентов (рекомендуется разобрать с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):

1. Рассмотреть на препаратах мышцы голени и стопы, их начало и прикрепление.

2. Рассмотреть топографические образования нижней конечности, обратить внимание на отверстия тазовой области, лакуны, каналы, борозды, синовиальные сумки.

 

Подведение итогов, домашнее задание:

  1. Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
  2. Составить таблицу «Мышцы голени», «Мышцы стопы».
  3. Повторить строение костей нижней конечности.
  4. Разобрать мышцы стопы как активный элемент «затяжек сводов стопы».
  5. Схема поперечного разреза средней трети бедра.
  6. Схема синовиальных влагалищ сухожилий мышц стопы.

 

Тесты для самоподготовки:

№№ 205-224

 


Занятие 16.

 

Тема занятия:

Топография верхней конечности. Топография нижней конечности. Возрастные особенности мышечной системы. Степень развития мышц туловища и конечностей у детей различного возраста.

 

Цель занятия:

Выделить топографические образования верхней конечности и показать их практическую значимость. Выделить топографические образования нижней конечности и показать их практическую значимость. Показать особенности строения мышечной системы разных возрастных группах.

 

Содержание занятия:

Фасции и клетчаточные пространства плеча, предплечья и кисти. Удерживатели сухожилий мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Топография подмышечной полости, ее стенок. Ключично-грудной треугольник, грудной и подгрудной треугольники. Борозды двуглавой мышцы плеча, локтевая ямка, локтевая и лучевая борозды предплечья. Мышечные, фиброзные, костно-фиброзные каналы верхней конечности. Синовиальные сумки. Синовиальные влагалища сухожилий мышц-сгибателей и мышц-разгибателей кисти и пальцев. Ладонный апоневроз. Фасции и клетчаточные пространства таза, бедра, голени и стопы. Удерживатели сухожилий мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, малоберцовых мышц. Мышечные, фиброзные и костно-фиброзные каналы нижней конечности. Над- и подгрушевидные отверстия, мышечная и сосудистая лакуны, бедренный канал и бедренное кольцо, запирательный канал, бедренный треугольник, подвздошно-гребенчатая борозда, приводящий канал и подколенная ямка, голеноподколенный, верхний и нижний мышечно-малоберцовые каналы, медиальная и латеральная подошвенные борозды. Синовиальные сумки. Синовиальные влагалища сухожилий мышц-сгибателей, разгибателей и малоберцовых мышц. Подошвенный апоневроз. Возрастные особенности мышечной системы. Степень развития мышц туловища у детей различного возраста.

 

Оснащение занятия:

Кости свободной верхней конечности. Набор костей нижней конечности. Влажные препараты: верхняя конечность, отдельные сегменты, мышечный и сосудисто-нервный препараты нижней конечности, отдельные сегменты.

 

При изучении фасций верхней конечности следует найти дельтовидную, подмышечную фасции, фасцию плеча, ее медиальную и латеральную межмышечные перегородки, фасцию предплечья, удерживатели сухожилий сгибателей и разгибателей в области запястья, ладонный апоневроз и его фиброзные влагалища пальцев, тыльную фасцию кисти.

В чем различие понятий подмышечная ямка и подмышечная полость. Найдите в подмышечной области подмышечную ямку и ее края, подмышечную полость ее 4 стенки. Перечислите структуры их формирующие. Найдите верхнюю и нижнюю апертуры, с какими пространствами они сообщаются. На передней стенке продемонстрируйте 3 треугольника (ключично-грудной, грудной, подгрудной), назовите, чем они ограничены. Укажите чем ограничены трехстороннее и четырехстороннее отверстия на задней стенке, укажите их содержимое. Используя латинскую терминологию запишите запишите в рабочей тетради найденные структуры.

На плече найдите медиальную и латеральную биципитальные борозды, канал лучевого нерва, укажите чем они сформированы. В рабочей тетради используя латинскую терминологию запишите найденные структуры, сделайте рисунок поперечного среза плеча в верхней его треди, обозначьте на нем: названия мышц, соединительно-тканных образований, сосудов и нервов.

Перечислите границы – локтевой ямки, какие особенности прикрепления фасций и их производных позволяет выделять поверхностный и глубокий этажи этой ямки, что является их содержимым.

Найдите на предплечье – лучевую, срединную и локтевую борозды, назовите структуры их ограничивающие и их содержимое..

Под удерживателем сухожилий сгибателей найдите 2 перегородки и 3 костно-фиброзных канала: латеральный (лучевой), канал запястья (средний) и медиальный (локтевой). Найдите в каждом из них синовиальные влагалища сухожилий мышц, артерии, вены, нервы.

Под удерживателем сухожилий разгибателей найдите 5 перегородок и 6 костно-фиброзных каналов, а в каждом из них – синовиальные влагалища сухожилий мышц.

Уясните особенности строения, расположения и назначение синовиальных влагалищ сухожилий мышц всех пальцев кисти. Какое практическое значение имеет подобное распределение синовиальных влагалищ.

В рабочей тетради используя латинскую терминологи



2015-12-15 1219 Обсуждений (0)
Атланто–осевой сустав (articulatio atlantoaxialis) – нижний сустав головы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Атланто–осевой сустав (articulatio atlantoaxialis) – нижний сустав головы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)