Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовно – нравственная культура - как основа православного мировосприятия современного общества



2015-12-15 2972 Обсуждений (0)
Духовно – нравственная культура - как основа православного мировосприятия современного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек перестает быть человеком,

если нравственные ценности уходят из его жизни.

Человеческое общество перестает быть человеческим,

если нравственное начало уходит из жизни этого общества.

Общество становится волчьей стаей, а человек — зверем.

И если мы не хотим стать животными,

то должны раз и навсегда осознать и принять

приоритет нравственной составляющей нашего бытия.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Одним из важнейших критериев духовного и нравственного роста нашего общества, является внутренняя культура каждого человека. И эта культура как индикатор, определяет позицию нашего общества и показывает его состояние. Я долго думал, какую актуальную грань затронуть в определении духовно-нравственных основ, и остановился на внутренней культуре человека. Человека – венца творения Божия.

Не секрет, что Российское общество сегодня переживает духовный и нравственный кризис. Духовность и нравственность – основная тема и идея, и эти тезисы будут достаточно часто звучать в контексте представленного мною доклада.

Та модель поведения нашего общества, которой мы пользуемся в повседневной нашей жизни, сегодня сформирована именно внутренней культурой каждого человека.

Культура, какова бы она не была, напрямую связана с той средой обитания, в которой человек находится. Или с той системой образования, которая влияет на формирование внутренней культуры каждого человека, и культуры социума в целом.

Как то в одном из интервью, архимандрит Тихон Шевкунов, теперь уже Епископ Тихон Шевкунов сказал: «Нельзя культуру рассматривать отдельно от образования и воспитания. Это тоже на слуху и на виду. Мы видим, насколько упала сегодня обычная бытовая культура»

Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование, склонны трактовать неоправданно узко, исключая из него воспитательный момент. Думаю по этой причине многие родители испытывают тревогу, отправляя в школы своих детей. С другой стороны, ухудшение психологической атмосферы в учебных заведениях, где дети зачастую приобщаются к сквернословию и курению, а подростки «знакомятся» с алкоголем и наркотиками, в конечном счете, влияет и на само качество образовательного процесса.

Церковь в сегодняшнее время, максимально заинтересована в воспитании и формировании культуры человеческого бытия, особенно обращая внимание на образовательные процессы молодого поколения.

Сегодня много внимания уделяется образовательным программам и курсам, в которых Русская Православная Церковь является не просто куратором, а моделирующим институтом системы духовных ценностей.

Межчеловеческие личностные отношения возникают еще в детстве. Урок зла, выученный в нежном возрасте, открывает ворота во зло, а урок добра обучает добру и в ответ открывает добро.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Сегодня, человек лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия). Уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) его в них не воспитывал. Это я к тому, что основу духовных ценностей, которая, к слову сказать, заключена в Евангельских истинах должна формировать система воспитания, система образования.

В Нагорной проповеди Господь дает заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).[1]

Ключевые слова и инструменты духовно-нравственного воспитания нашего общества, действительно заключены в словах свящ. Писания Ветхого и Нового заветов.

Правило «не делай другим того, чего не желаешь себе», в истории религии повторялось и раньше, его знает Конфуций, знает Будда, это правило знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, это естественная вещь. Суть и величие христианской нравственности, а в том, что она дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность. Нет этого ключа – что такая нравственность порождает? Безумство, гордость, и в итоге губительность, приводящая к разрушению мировосприятия человека.

Много важных духовных факторов можно было бы затронуть, которые формируют внутреннего человека. Так, например, внутреннюю культуру, воспитывает внутренний голос который мы привычно называем совесть. "Совесть, – пишет архимандрит Платон (Игумнов), – является естественным духовным даром человеческой тварной природы. Она выступает, как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть – это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".[2]

Вот из многих на первый взгляд, одинаково звучащих тезисов, с глубоким и обобщающим названием Духовность и нравственность, выводится целая грань. Грань, основой которой является культура основанная на заповеди любви, дружелюбности и сопереживании к ближнему. И эта внутренняя культура каждого индивидуального человека, отображает культуру всего социума. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Одухотворенное общество-это основа целостности , объединяющая в себе разные культуры и этносы.

«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»,- Альберт Лиханов. [3]

Подводя итог всему вышесказанному, хочу акцентировать внимание на воспитательный процесс, в котором и я сам сейчас нахожусь, воспитывая сына- маленького лицеиста

Находясь в стенах школы, приводя свое чадо на уроки, меня часто посещает мысль о том, что в тот период, пока наши дети постигают общепринятые естественные науки, в них закладывается фундаментное становление и отношение к жизни. Но чтобы закладка эта произошла успешно, нужно показать на собственном примере что-то, что вызовет у нашего поколения желание подражать. Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать.

Многодетный священник протоиерей Александр Ильяшенко,на вопрос о воспитании будущего поколения, как-то сказал: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

И в завершении привожу слова сказанные прот. Сергием Булгаковым, как призыв, как пожелание и как благословение: «Пусть же загорится скорее этот пламень религиозного вдохновения, который озарит собой мир и культуру, и тогда поднимется человечество на высшую, последнюю ступень всемирноисторического и религиозного сознания. Ей, гряди. Господи Иисусе!»

 

 

Список литературы:

1.Синенко В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы //Семья,школа,церковь:

2.Платон (Игумнов) // О вере и нрав., с. 329.

3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2011.

4.Альберт Лиханов // Имилость к падшим http://nash-sovremennik.ru

 

5. C.Н.Булгаков Два града./Издательство РХГИ. Санкт-Петербург. 1997



2015-12-15 2972 Обсуждений (0)
Духовно – нравственная культура - как основа православного мировосприятия современного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовно – нравственная культура - как основа православного мировосприятия современного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)