Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет методики естествознания, ее задачи



2015-12-15 2487 Обсуждений (0)
Предмет методики естествознания, ее задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А.

А38 Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. про­филя. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

ISBN 5-691-00703-3.

Учебник адресован студентам педагогических учебных заведений, готовящим себя к работе в начальной школе. Он может быть исполь­зован преподавателями методики обучения естествознанию, учителя­ми-практиками, желающими повысить свой теоретический уровень.

Материал учебника подан в традициях классической методики преподавания естествознания. Вместе с тем он изложен в соответствии с современными принципами развивающего обучения. Многолетний опыт работы в вузе убедил авторов усилить практическую направлен­ность, что и сделано здесь путем введения разделов с методическими рекомендациями по проведению со студентами практических занятий.

ББК 74.262я71


Курс начального естествознания, являясь составной частью образователь­ного компонента «Окружающий мир», занял прочное место в государственном базисном учебном плане. Ведущей целью этого курса является развитие лич­ностных качеств младшего школьника, что, с одной стороны, признано веду­щими методистами с момента введения естествознания в русскую школу в 1876 г., с другой — служит насущной потребностью нашего времени, когда на­чальная школа переориентирована на развивающее обучение. Такая переориен­тация целей начального образования вполне закономерна, ибо утвердившийся в советской школе авторитаризм искусственно сдерживал реализацию раз­вивающего потенциала школьного начального естествознания. В этих услови­ях возникла необходимость внести серьезные коррективы в методическую под­готовку учителей в педагогических учебных заведениях, а также, как следствие, разработку «Методики преподавания естествознания в начальной школе» с учетом обновленного социального заказа общества школе. Вместе с тем совер­шенно неправомочно отвергать предшествующий опыт и двухсотлетнюю ис­торию становления и развития начального естествознания. Поэтому авторы построили данный учебник на основании традиций классической методики преподавания естествознания, переработав его содержание с учетом принци­пов развивающего обучения. Последнее отражено не только в методике пре­подавания естествознания в начальной школе, но и в организации учебной деятельности студентов. При разработке аппарата организации усвоения ав­торы стремились ограничить деятельность студентов по образцу и усилить их самостоятельную исследовательскую деятельность путем необходимости ре­шения поставленных перед ними проблемных задач. Уделено внимание зада­ниям, требующим от студентов по ряду вопросов (особенно спорных или не­достаточно разработанных) высказывать собственное мнение. Это поможет совершенствовать коммуникативные качества будущих учителей, развивать их навыки в организации коммуникативной деятельности учащихся, приобщать к выполнению научных исследований.

Многолетний опыт работы в ВУЗе позволил выявить как слабое звено в под­готовке будущих учителей к преподаванию учебного предмета естествознания недостаточное умение студентов переносить теоретические знания в свою прак­тическую деятельность. Поэтому в отличие от издаваемых ранее аналогичных учебных книг авторы ввели методический материал и рекомендации к проведе­нию практических работ. Это позволит студентам выполнять их самостоятельно.


Глава I

Методика естествознания в начальной школе — педагогическая наука

Предмет методики естествознания, ее задачи

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естествен­ные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению ма­териальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит влияют на развитие экономики. Естественные науки стре­мятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распростра­нения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призва­ны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы оз­накомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.

1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обу­чения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизио­логических особенностей учащихся. Выдвинутые цели обучения определяют его задачи, что также является предметом исследова­ния методики естествознания.

2. Чему учить младших школьников в курсе естествознания? Отве­чая на этот вопрос, методика естествознания определяет содержание учебного предмета, систему и структуру его изложения. Источником содержания начального естествознания являются естественные на­уки — экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.


Однако содержание школьного предмета не может быть тожде­ственным науке. Поэтому методика естествознания трансформиру­ет научные знания в школьный учебный предмет, который отлича­ется от науки и по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация. Спорные сведения не вводятся в учебный предмет или вводятся в исключи­тельных случаях и с определенной целевой установкой (например, показать различные точки зрения или ход исследования проблемы).

Трансформация научного знания идет также с учетом данных пе­дагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях уча­щихся, об особенностях их познавательной деятельности, а также с учетом положений дидактики о деятельностном и гуманистическом подходах в обучении. Содержание школьного учебного предмета от­личается и по результатам исследования. Исследуя какой-либо про­цесс, ученый делает открытия для науки и тем самым ее дополняет, развивает. Ученик в своем исследовании не делает открытий для науки, ибо все его «открытия» нужны ему для себя, для своих целей.

3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естество­знания? Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания. Однако само по себе содер­жание не может ответить на поставленный вопрос. Чтобы этот пред­мет был в максимально возможной степени воспитывающим и раз­вивающим, его методика должна исследовать способы управления учебным процессом. Результатом, продуктом исследования являют­ся методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содер­жания естествознания вначальной школе. Важнейшая особенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая при­рода. Эта особенность требует применения соответствующих мето­дов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и вне­урочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия).

Методика естествознания прошла более чем двухсотлетний путь развития. За это время она определила общие цели и задачи на­чального естественнонаучного образования, которые на каждом этапе развития общества корректируются в соответствии с со­циальным заказом общества. Методика выявила специфические принципы отбора и структурирования естествоведческого содер­жания и накопила в этом определенный опыт. Кроме того, она разработала ряд важнейших методических положений, составив­ших основу ее теории. Подробнее об этом будет сказано в после­дующих главах.


 



2015-12-15 2487 Обсуждений (0)
Предмет методики естествознания, ее задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет методики естествознания, ее задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)