Комплексное использование средств обучения
При том разнообразии средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача — отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «...ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов»1. Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения. Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними. Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям. Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями 1 Шаповаленко С. Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы. // Советская педагогика, 1967. № 5. урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений. Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их. Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага. При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм». Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг. Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей. Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма. Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон. Вопросы и задания к главе VII для самопроверки теоретического материала 1. Раскройте содержание понятия «средства обучения». 2. Каково значение средств обучения в курсе естествознания? 3. Почему учебник является важнейшим средством обучения? 4. В чем дидактическая ценность натуральных средств обучения? 5. Расскажите о работе с коллекциями. Как вы считаете: в чем смысл составления коллекций на краеведческой основе? 6. Назовите виды таблиц по естествознанию. Расскажите о методике работы с ними. 7. Какова роль карты в изучении естествознания? 8. Почему в работе с экранными средствами обучения наблюдение изображения и его анализ являются основными методическими приемами? 9. Каковы особенности диафильма как средства обучения? 10. Какова методика работы с кинофильмами? 11. В чем сущность понятия «Комплексное использование средств обучения»? 12. Что входит в состав учебно-методического комплекта для учащихся начальной школы? Какова в нем роль учебника? ПРАКТИКУМ 1. Объясните необходимость разнообразия средств обучения для курса начального естествознания. 2. Выявите две основные функции средств обучения и их взаимосвязь с методами обучения. Думайте и рассуждайте. Ответить на эти вопросы вам помогут предложенные здесь практические задания. 3. Используя классификацию средств обучения, разделите их на две группы — для учителя и для учащихся. Запишите их названия в таблицу: Средства обучения
Для учащихся Объясните состав каждой группы, установите взаимосвязи между ними и покажите их связь в таблице стрелками. 4. Как вы считаете, какие методы и приемы целесообразно использовать при работе: а) с коллекцией почв; б) с таблицей «Раннецветущие растения»; в) с моделью Земли — глобусом; г) с кинофрагментом «Почему бывают времена года». Свою точку зрения аргументируйте. 5. Как вы объясните связь между утверждениями: а) все средства обучения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы; б) на уроке необходимо комплексное использование средств обучения. Рассуждайте и доказывайте с примерами. 6. К уроку «Водоемы нашего края» учительница подобрала следующие средства обучения: физические карты области и России, серию диапозитивов «Вода в природе», таблицы «Река в горах» и «Равнинная река», кинофрагмент «Источник. Река», учебник природоведения, естествознания. Определите место каждого средства в уроке, дидактическую задачу, на решение которой направлена работа с ним. Установите, насколько соответствует выбор учителя тем требованиям, которые предъявляет методика к составлению поурочного комплекса. В случае затруднения вернитесь к тексту главы. Оцените деятельность учителя. 7. Определите исходные положения подбора средств обучения к уроку по теме «Растения зимой». Составьте этот комплекс, аргументируйте свой выбор. 8. Дайте оценку комплексу средств обучения к урокам «Разнообразие растений» (II—III кл.) и «Природа степей» (III—IV кл.) по программе «Природоведение» А. А. Плешакова. Эти комплексы предложены автором в рекомендациях для учителя. При оценке комплекса используйте свои знания о требованиях к его составлению. Ответ обоснуйте. 9. Главным средством обучения при изучении полезных ископаемых является коллекция. Какие средства в сочетании с ней следует еще использовать? Почему? Докажите свою точку зрения. 10. К уроку «Растения летом и осенью» предлагается таблица «Осень» и репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Какой вариант использования пособий вы выберите: а) только таблица; б) только репродукция картины; в) и таблица, и репродукция картины. Объясните свою позицию. 11. Подумайте, на каком этапе урока по теме «Свойства воды», с какой целью можно использовать серию транспарантов «Круговорот воды в природе». Ответ обоснуйте. 12. Выберите любой диафильм и проанализируйте его по плану: а) содержание; б) качество информации; в) качество изображения объектов и явлений. 13. Содержание изученной вами главы позволяет выделить следующие требования к использованию средств обучения: 1) они должны выступать в качестве источника знаний, а учащиеся в роли исследователей; 2) средства обучения необходимо изучать всесторонне; 3) средства обучения следует использовать для развития творческого мышления детей. Как вы считаете, указаны все требования или следует что-либо добавить? Если, по вашему мнению, необходимы дополнения, то назовите их. Продумайте обоснование для каждого требования. Докажите свою точку зрения. 14. Прочитайте следующее утверждение: средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, применять логические приемы, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции; формулировать выводы. Насколько правомерно это утверждение? Свой ответ обоснуйте. 15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме использования средств обучения. Выделите тот материал, в котором раскрываются новые, эффективные приемы работы. Расскажите о них. Список рекомендуемой литературы 1. Аквилева Г. Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988. 2. Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии. — М.: Гео-графгиз, 1954. 3. Барышева Ю. А. и др. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1999. 4. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. — М.: Дрофа, 2000. 5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Земля. Части света. Книга для учителя. 2 класс. — М.: Дрофа, 1998. 6. Вахрушев А. А. и др. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1998. 7. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999. 8. Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1983. 9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1—2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997. 10. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. — М.: Вентана-Граф, 1999. 11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999. 12. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. 13. Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 14. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999. 15. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. 16. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997. 17. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 18. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз. 1952 19. Товпинец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998. 20. Филоненко-Алексеева А. Л. Практикум по методике преподавания природоведения. Вып. 1—4. — М.: Просвещение, 1980—1983. 21. Филоненко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. — М.: Владос, 2000. 22. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. — М.: Учпедгиз, 1954. 23. Ягодовский К. П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1936.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8594)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |