Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чувственное познание мира и личность



2015-12-13 839 Обсуждений (0)
Чувственное познание мира и личность 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение3

1.1 Чувственное познание мира и личность 4

1.2. Ощущение 6

1.3. Восприятие 15

Заключение 23

Список используемой литературы 24

 

 


Введение

Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение. Сопровождают эти процессы, «обслуживают» их, внимание и память. У человека практический весь процесс познания происходит с использованием языка и с помощью речи. Ощущение и восприятие представляют собой первый уровень познания. Их единство заключается в том, что они являются «чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе ее воздействия на органы чувств». Генетически ощущение первично, но одновременно точность ощущения определяется влиянием на него восприятия. Ощущения – простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие- это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия.

Объект данной работы: сенсорно - перцептивные процессы личности.

Предмет данной работы: сенсорно – перцептивные процессы.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

2. Спланировать и выявить основные аспекты контрольной работы.

3. Провести анализ данных и сформулировать выводы.

Цель: провести анализ гипотез по данной теме.

Чувственное познание мира и личность

Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемое) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих.

Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди, слепые и плохо видящие, часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще, люди с дефектами органов зрения и слуха, которые в нашей цивилизации оказались ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих.

Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир, у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к, такого рода, нарушениям велик - от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов - обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них -синестезия - обладает такой особенностью как индивидуальность, то есть, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности.

Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности. Так, композитор Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которого был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Но он специально для других людей создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Чюрлениса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. Восприятие зависит не только от особенностей соответствующего анализатора, внешних условий восприятия, а также от внутренних условий, к которым, прежде всего, можно отнести:

Прошлый опыт воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И.Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

Значимость отдельных признаков воспринимаемых объектов;

Профессиональная тренированность воспринимающего;

Особенности отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью.

Предпочитаемый стиль анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

Ощущение

Представляя собой первооснову познавательной активности человека, ощущение олицетворяет собой рубеж между нервными и психическими процессами. В ощущении происходит первичный качественный переход от материального мира к миру психических явлений. Сенсорные эффекты, выражающиеся в ощущениях, образуют, таким образом, низший уровень психики. И поскольку сенсорная область располагается на границе, разделяющей до психические и собственно психические эффекты, границу такого разделения в психофизике не случайно обозначают понятием «сенсорный порог». Уже на этом пороговом уровне проявляется парадоксальное свойство психики, которое состоит в том, что ощущения, как и нервные процессы, будучи связанными с соответствующими анализаторами, вместе с тем отнесены к внешнему раздражителю и могут быть описаны только в терминах предметных качеств отражаемой предметной реальности. Ощущение представляет собой единство сенсорного процесса и сенсорного образа. Сенсорные эффекты возникают на основе работы анализаторных систем, которые также называют "органы чувств" или "сенсорные модальности": зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это те «каналы», через которые внешний мир проникает в сознание, поэтому
ощущение можно рассматривать как простейший, элементарный факт сознания.
Ощущения не просто низший уровень психического отражения, не только элементарная форма познавательной активности, но и базовая основа всей психической организации человека. Ощущения абсолютно необходимы для нормальной жизнедеятельности. Именно они дают возможность человеку ориентироваться в пространстве и времени, выполнять различные моторные действия. Если бы человек лишился чувствительности, произошло бы разрушение всех форм психической активности. Так, русский врач С.П.Боткин имел следующее наблюдение. Одна его пациентка была лишена всех видов чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания одним пальцем руки. Если она закрывала здоровый глаз, и никто к ее пальцу не прикасался, она сразу после этого погружалась в глубокий сон. Это лишний раз доказывает, что для того, чтобы сознание работало в нормальном режиме, нужен постоянный приток информации из окружающей мира. Потребность в получении новой информации является едва ли не самой важной для функционирования психики. Существенным является даже не сам по себе факт получения сенсорной информации. Должен существовать информационный баланс между человеком и внешней средой. Если взаимодействие между человеком и средой нарушается, то это может привести или к информационной перегрузке, или к информационному дефициту, что одинаково негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека. Разнообразие сенсорной информации является важным условием нормального функционирования психики. Получены многочисленные свидетельства негативного влияния нахождения человека в условиях сенсорной депривации (недостатка) на протекание психических процессов. Эксперименты по сенсорной депривации показывают, что нахождение человека в стимульно - обедненной среде уже через непродолжительное время вызывает деструкцию психических функций. В ходе таких экспериментов, испытуемых помещают в специальные камеры, которые обеспечивают почти полную сенсорную изоляцию или же создают
условия, при которых действует однообразная стимуляция. Например, включают мерный монотонный звук, на глаза испытуемому надевают очки, пропускающие лишь слабый свет, а на ноги - специальные цилиндры, блокирующие тактильную чувствительность. По прошествии нескольких часов испытуемые, как правило, просят остановить эксперимент, т.к. переживают состояние прогрессирующей тревоги, внутреннего дискомфорта, теряют пространственную ориентацию. Отмечаются также нарушения способности концентрации внимания, нарушения памяти. Опыты по частичной изоляции показали, что изоляция отдельных участков тела от воздействий внешней среды приводит к нарушению тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У тех испытуемых, которых подвергали длительное время воздействию монохроматического света, появлялись галлюцинации. Д.О. Хебб обнаружил, что сенсорная депривация отрицательно влияет на эффективность мыслительной деятельности. И.К.Эрик Гундерсон и Пол Д. Нельсон, занимавшиеся изучением физического и психического состояния людей, находящихся в условиях недостаточной стимуляции, пришли к выводу, что в условиях «ограниченной стимуляции... в течение длительного времени человек испытывает нарушение сна, депрессию, ранимость и возбудимость» А. Тоффлер, характеризуя психические изменения людей, находящихся на антарктических станциях, указывает на то, что с течением времени полярники обнаруживают все признаки психологического истощения, начиная от быстрого утомления, ухода в себя, заканчивая полной апатией. С данной позицией в полной мере согласуется мнение Б.Г.Ананьева, который указывал на то, что аффективная напряженность, являющаяся следствием сенсорного голода, есть не что иное, как «проявление потребности в информации». Нарушение восприятия временных промежутков вплоть до потери чувства времени, чувство одиночества, подавленность, немотивированная агрессия, ослабление самоконтроля - вот далеко не полный перечень тех негативных последствий, которые имеют место в условиях изоляции в стимульно - дефицитной среде. Видимо, не случайно одиночные заключения являются наиболее суровым наказанием в исправительной практике.

Ощущение — это простейший психический процесс, состояний в отражении отдельных свойств и качеств предметов и явлений материального мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующий рецептор. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств наз. раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Орган чувств— это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или внутренних органов, специализирующихся на приеме воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды.

Ощущения можно классифицировать:

1. наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения: дистактное и контактное;

2. место расположения рецепторов: экстрацептивные, интрацептивные, проприоцептивные;

3. времени возникновения ощущения;

4. виду раздражителя: зрительные, вкусовые, слуховые, болевые, температурные и т.д.

Общие свойства ощущений: различные виды ощущений, характеризующиеся специфическими и общими свойствами (качество, интенсивность, продолжительность, инерция ощущения).

Качество – это сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других.

Интенсивность — это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявлений.

Продолжительность — это временная характеристика ощущений, определимая функциональным состоянием организма. что и зависит от времени воздействия раздражителя и его интенсивности.

Инерция проявляется в том, что ощущения не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают одновременно с прекращением его действия, а сохраняются некоторое время. Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение называется абсолютным порогом ощущения. Та мин. прибавка к силе раздражителя, которая возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.

Чувствительность анализатора может меняться под влиянием действий раздражителей. Такое приспособление органов чувств к внешнему воздействию называется адаптацией.

Ощущение - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пили).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе. Это возбуждение от него по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть "входы" центростремительных нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность - в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым и разработанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Ощущениям присущи определенные свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Если длительно всматриваться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали, его очертания расплываются.

Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

Контраст.Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений.Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) представляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у специалистов по дегустации - обонятельные и вкусовые ощущения.

Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне - цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри - голод, жажда, тошнота, удушье; действующим одновременно извне и изнутри - боль.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.

Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз человека электромагнитных волн. С их помощью люди способны различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Слуховые ощущения представляют собой отражение в сознании человека шумов, издаваемых окружающими его предметами. С их помощью он воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения являются отражением запахов, которые присущи тем или иным предметам. Они помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения отражают вкусовые свойства предметов: сладкое и горькое, соленое и кислое и т.д. Они определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, включая наружные и внутренние слизистые оболочки. Они совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.

 

Восприятие

Восприятие - познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие - это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть. Вторым компонентом восприятия является движение.

Более высокий уровень восприятия как познавательного процесса проявляется и в том, что в отличие от ощущения, восприятие может протекать не только непреднамеренно, под влиянием предметов внешнего мира, но и преднамеренно. Также как и ощущение, восприятие имеет научный эквивалент - термин «перцепция».

Характеристики восприятия:

У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны ощущению. Обычно выделяют четыре характеристики:

Константность - диапазон неизменности образа предмета при изменении внешних условий протекания перцептивного процесса. Например, белая бумага воспринимается нами как таковая и при дневном свете, и при искусственном освещении. Видимая величина объектов воспринимается примерно одинаково при изменении удаленности от них;

Предметность - структурной единице перцепции является образ отдельного предмета, в то время как для сенсорики таковым является отдельное свойство, качество предмета;

Целостность - свойство воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в момент восприятия не могут быть наблюдаемы (например, мы не видим обратную сторону книги, заднюю стенку шкафа, но воспринимаем именно книгу, именно шкаф).

Обобщенность - свойство перцепции, заключающееся в том, что данный объект воспринимается как представитель определенного класса объектов (цветы, окна, собаки и тому подобное).

Особое место среди характеристик восприятия занимает апперцепция, представляющая влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и тому подобных факторов.

Виды восприятия:

Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия - восприятии человека человеком. Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертывания - остановка только на информативных точках.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения - обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение: фонематическая (или система звуковых кодов языка); ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов. Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговариваниедля речевого слуха. Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;

Симультанность.В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому - часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд. Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр, известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали. Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

Роль разных анализаторов в восприятии времени.

Кинестетический анализатор и восприятие времени. Кинестезия связана с нашими движениями. Поэтому она оказывает существенную помощь нам при восприятии длительности, последовательности и, особенно, быстроты. Таким образом, то, что коротко длится, то и быстро, и наоборот.

Слуховой анализатор и восприятие времени. Слух более чем какие-либо другие системы, отражает временные особенности действующего раздражителя: его растянутость во времени, его ритмический характер, то есть последовательность. Восприятие ритма сложилось в процессе трудовой деятельности человека, в которой ритмическая размеренность движений играет не последнюю роль. Ритм является одним из выразительных средств не только в искусстве, но и в речевой деятельности.

Кожный анализатор и восприятие времени. Кожный анализатор помогает нам в восприятии длительности, однако, отмечается больше ошибок, чем при исследовании движения. Что касается длительности боли, то кожный анализатор дает 100%-ную переоценку временного интервала болевого воздействия. Причина в особенностях влияния эмоций на восприятие времени. Болевое прикосновение окрашено отрицательным эмоциональным тоном, переоценивается, вследствие этого переоцениваются интервалы, отделяющие его от другого раздражителя.

Иллюзии восприятия - это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.

Подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств.

Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий:

Иллюзии, связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия - результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза; Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными, в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а, попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте;

Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями; Иллюзии, связанные с перенесение свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий; Иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона».Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.; Портретные иллюзии. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении, и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

 

Заключение

Восприятие - познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие - это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на о



2015-12-13 839 Обсуждений (0)
Чувственное познание мира и личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чувственное познание мира и личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)