Ключевые понятия и термины
Раздел 1. Основные закономерности Функционирования экономики Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. 2. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. 3. Методы экономической науки: общие и частные. Экономические категории и экономические законы. Системный подход к изучению экономических процессов. Предельный, функциональный и равновесный анализ. 4. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория. 5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
Ключевые понятия и термины
Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно. Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному. Индукция(induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных. Институциональная экономика (institutional economics) – тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций в определении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США в начале ХХ в. под влиянием работ Т.Б. Веблена и У.К. Митчелла. Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) –термин, используемый для обозначения макроэкономических теорий уровня экономической активности, использующих методы, разработанные Дж.М. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: стабильность рыночной системы и, особенно, ее способность к поддержанию полной занятости, роль денег в такой системе и долгосрочная динамика рыночной экономики. Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели. Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности. Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства. Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило. Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов, строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть». Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения. Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое. Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы. Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до революции 1789–1794 гг. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Однако считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве. Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества. Экономическая модель(economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение. Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой. Экономическая теория (economic theory) – это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Экономический принцип, закон(economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |