Исторический опыт адаптации зарубежных педагогических методик в практику школы России в 20-е годы ХХ века
Методы обучения и воспитания, предложенные Дж. Дьюи и У. Килпатриком, одновременно интернациональны (о чем свидетельствует опыт их применения в различных странах) и ярко национальны. Э. Фромм значительно позже сформулировал это различие в своей работе «Иметь или быть?», предлагая два варианта существования человеческой индивидуальности. Прагматический вариант присвоения знаний, обладания знаниями, предполагает действия, направленные на получение необходимого для успешного профессионального существования набора знаний и навыков. При этом путь получения знаний дублирует будущую практическую деятельность учащегося, являясь, по существу, имитационной деятельностью, а само знание становится реальным товаром, которое может гарантировать учащемуся дальнейшее успешное существование. При этом надо отметить ограниченность знания, заложенную в самом выборе предметов и объема изучаемого материала. Классическое образование, которое определялось программами дореволюционной российской гимназии — самой массовой средней школы России, позволяет получать избыточные знания по отношению к будущей профессиональной деятельности обучающегося. Модель такого образования предполагает обладание знаниями, которые позволяют человеку «быть», т. е. самоопределяться в своей будущей жизни, опираясь на богатый опыт исторического прошлого мировой цивилизации. Следует отмстить, что методы обучения классической гимназии подвергались критике повсеместно; за пассивность учащегося, строго дозированные порции учебного материала, недостаточное внимание к развитию индивидуальности ученика. Однако классно-урочная система обучения, пройдя путь эволюции в 20-е годы, доказала свою состоятельность в последующем. Возврат к традиционной системе обучения в 30-е годы имел много обоснований, но также показал, что ведущей и общественно одобряемой тенденцией отечественного образования является потребность в получении учащимися максимально широкого и полного образования, которое гарантируется также универсальной и устойчивой конструкцией классно-урочной системы. Мы считаем, что возможность успешного использования различных новых-массовых методик обучения в России зависит от степени их соотнесения с традиционной для российского образования классно-урочной системой, которая развивается и совершенствуется в соответствии с гуманистической направленностью современного образования. № 15 Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала
Этапы: Цель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. Содержание деятельности: 1. Диагностика уровня инновационного потенциала 2. Создание информационного поля: • формирование школьного банка новшеств в сфере образования; • проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам; • обеспечение педагогов литературой; • посещение теоретических семинаров в институте повышения квалификации работников образования по актуальным для школы или отдельных учителей проблемам. 3. Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве 4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа. 5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими 6. Прогнозирование возможных отклонений от цели, 7. Повышение профессионализма администрации школы. 8. Создание мотивации на достижение успеха. II. Организационный этап Цель: усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. Содержание деятельности: 1. Внесение изменений в структуру методической деятельности: • создание временных творческих коллективов; • преобразование методического совета в научно-методический. 2. Пополнение учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого-педагогических семинаров). 3. Развитие исследовательских умений учителей 4. Изменение характера взаимодействия учителей с учеными: дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями. 5. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников школы. 6. Организация взаимодействия уроков, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д. III. Практический этап Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. Содержание деятельности: 1. Промежуточная диагностика уровня инновационного 2. Совершенствование системы научно-методической работы, • первый - традиционная деятельность методических объединений; • второй - временные творческие коллективы; • третий - творческие лаборатории. 3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации 4. Изменение характера нововведений: от локальных до 5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в 6. Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков, 7. Разработка учителями авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров. 8. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города: • работа в составе творческих лабораторий; • участие в работе научно-практических конференций; Контрольно-оценочный этап Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности: 1. Диагностика уровня инновационного потенциала Оценка в системе показателей: • восприимчивость педагогов к новому: • подготовленность к освоению новшеств; • степень новаторства педагогического коллектива; • степень творческой активности: • развитость коммуникативных связей. 2. Установление причин рассогласования между желаемыми и 3. Составление программы деятельности педагогического Эффективность деятельности педагогического коллектива школы по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие инновационного педагогического потенциала школы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития школы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |