Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Напряжение и эмоциональные состояния оператора



2015-12-13 967 Обсуждений (0)
Напряжение и эмоциональные состояния оператора 0.00 из 5.00 0 оценок




В операторской деятельности каждый момент работы подчинен и обусловлен информацией, поступающей о состоянии управляемого объекта вызывает исключительно большое психическое и эмоциональное напряжение.

Напряжение в работе оператора может быть операционным и эмоциональным. Операционное напряжение возникает вследствие сложности выполняемой работы; эмоциональное - вследствие влияния негативных эмоциональных раздражителей.

 

По уровню напряжения различают:

· умеренное напряжение, или нормальное рабочее состояние, возникающее под влиянием труда Оно сопровождается умеренным сдвигами физиологических функций и проявляется в хорошем самочувствии, стабильном выполнении работы;

· повышенное напряжение возникает в экстремальных условиях работы, которые требуют максимального, за пределами нормы, напряжение физиологических и психических функций.

Напряжение оператора в экстремальных условиях проявляется в изменении показателей работы вегетативных органов, опорно-двигательного аппарата; так, при повышенном внимании учащается пульс, (до 170-180 ударов в минуту), повышается давление.

Эмоциональное напряжение, вызванное дефицитом времени, трудностями выполнения задачи, препятствиями, сопровождается увеличением частоты дыхания до 40 ... 60 в минуту при уменьшении их глубины.

Эмоциональное напряжение характеризуется активизацией различных функций организма в связи с выполнением активной целенаправленной деятельности, или подготовкой к ней, с ожиданием какой-то опасности.

Эмоциональное возбуждение - это такое состояние, которое характеризуется активацией различных функций организма, повышением готовности к различным неожиданным действиям. В эмоциональном напряжении особенно большое значение имеет психологический фактор. Именно психическое напряжение сопровождается мобилизацией нервно-психической деятельности, направленной на поддержание тонуса организма.

В состоянии эмоционального напряжения в поведении человека появляется бдительность, действия становятся четкими ускоряются процессы мышления, восприятия информации, сокращается время реакций, повышается работоспособность. Эмоциональное напряжение, таким образом, обеспечивает адаптацию человека к внешней среде.

 

Вместе с тем механизм эмоциональной стимуляции имеет свои пределы, превышение которых сопровождается нарушением психической деятельности. Превышение этого предела приводит к стрессу, который характеризуется временным упадком устойчивости различных психических функций, координации движений, работоспособности.

 

Поведение оператора в экстремальных условиях является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности Различают общую и ситуативную (как состояние) готовность.

 

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные знания, навыки, умения, мотивы по выполнению определенной деятельности.

 

 

Д\З. ПРИДУМАТЬ И РАССКАЗАТЬ СТИШОК ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ. (мышление, понятие суждение умозаключения (формы мышления), типы мышления оператора (наглядно действенное, образное, абстрактно-логическое и оперативное); деятельность концептуальной модели в коре головного мозга).

 

 

Лекция № 6

Социальное поведение оператора

1) Виды эмоций и их влияние на производительность труда;
2) Дистресс и "Эвстресс" и виды эмоциональных состояний которые они вызывают;
3) Волевые качества.

№1. Виды эмоций и их влияние на производительность труда

Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающиеся в тех или иных чувствах и переживаниях, которые называются эмоции.

Эмоции это переживания человека своего отношения к тому, что он познает, делает, вещам и явлениям окружающего мира, другим людям и их поступкам, своей работы, своим действиям, самому себе.

Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда.

Эмоции весьма разнообразны по своему проявлению и вызывающих им причинам. В основе низших эмоций лежат чувства самосохранения, половой и пищевой инстинкты. Они врожденные, их удовлетворение вызывает положительные, а неудовлетворение отрицательные эмоции.

К высшим эмоциям относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Среди многообразия эмоциональных состояний можно выделить настроение, аффекты и страсти.

Настроение - это длительное эмоциональное состояние, которое может продолжаться днями, неделями и даже месяцами. Настроение зависит от успехов или неудач, приятных или неприятных событий, разговоров, радостных или печальных известий.

Аффектами называются интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки гнева, ярости, ужаса, радости, горя и отчаяния. Иногда человек в состоянии гнева теряет контроль над собой и может совершись преступление.
Люди, у которых легко возникают такие аффекты, должны знать, что развитие их можно предупредить путем переключения внимания. Особенно опасны такие состояния для операторов СЧМ.

Страсть это длительное и устойчивое эмоциональное состояние с выраженным стремлением к определенным действием или определенному объекту. Положительная страсть может быть к музыке, поэзии, науке, изобретательству, спорту и т.д.
Отрицательная страсть возникает к игре, алкоголю, наркотикам и т.д.

Эмоциональные переживания выражаются не только в субъективных чувствах. Они всегда связаны с физиологическими процессами и изменениями в организме, что находит и внешнее выражение. Эмоции выражаются в пантомимике, жестами, мимикой. Отмечаются изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, тонуса мышц состава крови и т.д.

Таким образом эмоции не только получают внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций, в результате которых мобилизуются резервные возможности организма, в частности обостряются слух и зрение. В поведении человека появляется собранность, повышенная бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, повышается интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастает физическая и умственная работоспособность.

 

№2. Дистресс, Эвстресс и виды эмоциональных состояний которые они вызывают

В особенно значимых ответственных и угрожающих ситуациях возникает эмоциональное состояние, которое называется стрессом.

Различают Эстресс и Дистресс.

Эстресс - это хороший стресс, при котором происходит мобилизация резервов организма, помогающих человеку избежать опасности и бороться за жизнь.

Дистресс - это плохой стресс, когда происходит резкое снижение психофизиологических особенностей организма, в результате которого человек ничего не предпринимает для своего спасения, или его бессмысленные действия только усугубляют опасную ситуацию.

Эмоции, которые возникают при Эстресе называются Стеническими эмоциями, повышающими жизнедеятельность и жизнеспособность организма.

При Дистресе эмоции носят Астенический характер, снижающих психофизиологические возможности человека.

Деление стресса на плохой и хороший условно, т.к. многое зависит от степени нервного напряжения и его продолжительности.

Не редко в начале наступает реакция мобилизации, выражающаяся в повышении всех жизненных процессов, а затем, если эмоциональный фактор продолжает действовать, наступает истощение приспособительных возможностей организма и дезорганизация поведения. В последнем случае человек теряет хладнокровие и инициативу, появляется суетливость, что приводит к необдуманным и неадекватным действиям.

Есть категория людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких людей возникает даже по незначительному поводу очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными, или эмоционально неустойчивыми. Эмоциональную устойчивость можно воспитывать. Волевой человек при большом желании может преодолевать свою эмоциональную неуравновешенность. Для этого нужно как на работе, так и в повседневной жизни учиться владеть собой, т.е. не впадать в чрезмерный восторг при положительных эмоциях, и не падать духом при неудачах.

Следует постоянно контролировать свое поведение, свои реакции на все, что может вызвать неадекватные эмоции.

№3. Волевые качества

Воля - это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолеванием внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для их выполнения необрохимо особое напряжение психики, т.е. волевое усилие. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо.

 

Лекция № 7

Психология личности оператора

Вопросы:

1) Личность оператора и его профессиональная деятельность;
2) Интересы и потребности; успешность деятельности;
3) Влияние темперамента на работу человека - оператора;
4) Влияние характера на поведение человека - оператора;

№1
Личность оператора и его профессиональная деятельность;

Для правильного понимания действий и поступков оператора СЧМ а так же для разработки научно обоснованных методов его воспитания и обучения, необходимо не только изучить его отдельные психические качества (внимание, восприятие, мышление, скорость реакции и т.д.), но знать психофизиологические свойства, характеризующие его как личность.

Личность каждого человека индивидуальна и неповторима. Любой человек отличим от других целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность.

Личность - это особенность индивидуально выраженных и приобретенных психических, моральных, нравственных и физических свойств человека.

Личность - это конкретный человек со всеми своими достоинствами и недостатками со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Человек становится личностью в детстве, когда включает уже сложившуюся систему общественных отношений.

Дальнейшее формирование личности происходит в обществе, в коллективе, однако личность не является пассивным предметом общества.

В процессе жизни и деятельности человек активно усваивает социальный опыт. Это выражается в своеобразных для него мотивах поведения, способов действий, поступков, многообразии действий, направлено на преобразования окружающей действительности, поиск и утверждение своего положения в обществе.

№2
Интересы и потребности; успешность деятельности.

Потребностями называются состояния переживания человека, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Потребности человека разнообразны, они увеличиваются и изменяются в течении жизни, разных поколений людей.

Общественное производство, создающее все новые предметы потребления, уклада жизни и общественной деятельности создают новые потребности. Они могут быть материальными и духовными.

Материальные потребности - это пища, сон, защита от жары и холода, и т.п.;
Духовные потребности (культурные) - это потребность в труде, творчестве, усвоения духовной культуры, общение с людьми, потребность в знаниях.

Разнообразие и глубина духовных потребностей зависят от образования, интересов, культурного уровня человека. Направленность личности в значительной степени определяется интересами человека.

Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интерес является стимулом приобретений знаний и совершенствования профессионального мастерства. Отсутствие интереса или незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной.

Отсутствие профессионального интереса ведет к отставанию, снижению квалификации, что особенно неблагоприятно для водителя автомобиля, так как это снижает его надежность.

Различают духовные и материальные интересы.
Духовные - это прежде всего познавательные интересы, и именно они характеризуют высокий уровень развития, овладению знаниями, навыками процессу творчества и труда. Последовательный интерес - интерес к результатом деятельности (интерес к приобретению профессии, получению водительских прав, материальных благ и т.д.).

Материальная заинтересованность играет очень важную роль. Интерес к профессиональной деятельности значительно возрастает, если она хорошо оплачивается. Различают широкие и узкие интересы.

Узость интереса может привести к одностороннему развитию личности, но не исключает возможности добиться больших успехов именно в этой узкой области. Интересы присуще всем, но это не значит, что все люди одинаковы. Именно разнообразие интересов больше всего отличает людей, однако и при разнообразных интересах часто имеется главный ведущий интерес, к которому уделяется особое внимание.

Хорошо, если работа оператора совпадает с его ведущими интересами, что обеспечивает высокий уровень спец. знаний, профессиональное мастерство и надежность.

№3
Влияние темперамента на работу человека-оператора.

Люди отличаются друг от друга не только по интересам, способностям, но и по темпераменту.


 

Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга. Материальная основа темперамента определяется силой, уравновешенностью и подвижностью раздражительного и тормозного процессоров в нервных клетках коры головного мозга.

Сила нервных процессоров это самый важный показатель, который имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и выносливость к сильному раздражителю. Это выражается в способности выдерживать большие нервные нагрузки, которые проявляются в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях, и отсутствия нервных расстройств после них, выносливость в любых экстремальных условиях.

Уравновешенность между силой и подвижностью процессоров выражается в отсутствии повышенной раздражительности, дисциплинированности, способности сдерживать поспешные, необдуманные действия и поступки, и вместе с тем своевременно реагировать, когда это необходимо. Подвижность нервных процессов выражается в легкости перехода от возбуждения к торможению и наоборот. Это выражается в скорости привыкания к новой обстановке, легкой переносимости ожидания, быстром переключении к различным и даже противоположным видам деятельности, быстром засыпании и пробуждении, легком переключении внимания и мышления.

Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, их подвижность и уравновешенность в значительной степени определяют выносливость и работоспособность водителя, его волевые качества и эмоциональную устойчивость.

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающимся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решение, быстро засыпает и просыпается, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник - более оптимальный тип для работы водителя автомобиля, особенно в условиях городов и оживленных магистралях.

Флегматик - обладает сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния торможения к возбуждению и наоборот. Этот человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятие решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматиче­ского темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероят­ным его засыпание за рулем. В условиях быстро меняющейся до­рожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упор­ство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретени­ем опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обста­новки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно уп­равлять автомобилем.

Холерик характеризуется сильной подвижной но, неуравновешенной нервной системой. У него раздажительный процесс силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, го­рячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При воз­буждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональ­ным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энер­гичен, меньше других боится опасности, решителен, инициати­вен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении автомобилем характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превыша­ет скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Если вдали вспыхнул красный сигнал светофора, а водитель продол­жает движение на большой скорости, а затем резко тормозит, пугая пешеходов и других водителей, то можно с большой долей вероятности сказать, что за рулем холерик.

 

Повышенная возбуди­мость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя актив­ность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надеж­ность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темпе­рамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выража­ется в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он ста­новится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении автомобилем; он может обеспечить достаточно высо­кую надежность водителя с холерическим темпераментом.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, его нерв­ные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устой­чивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения мед­лительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой- либо вариант из ряда возможных. При управлении автомобилем очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным дей­ствиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточ­но надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном до­рожном движении, когда часто и неожиданно возникают опас­ные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых реше­ний и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, не­правильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление автомобилем. Поэтому меланхолик наиме­нее пригоден для водительской деятельности.

 

№4
Влияния характера на поведение человека-оператора.

Характер это сложившийся под влиянием среды и воспитания индивидуальные наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в поведении, действиях и поступках человека.

Основные черты характера можно условно разделить на 4 группы:

1 группа выражает наиболее общее отношение человека к общественным явлениям и событиям, принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм, мужество или трусость.

2 группа определяет отношение человека к другим людям: общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, доверчивость или подозрительность, вежливость или грубость и т.д.

3 группа это черты характера, которые выражают отношение человека к труду: трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, добросовестность или безответственность и т.д.

4 группа это черты характера, определяющие отношение человека к себе: высокая требовательность или самоуспокоенность, скромность или самомнение, недооценка или переоценка своих возможностей.

Зная характер человека, мы можем предвидеть его поведение и действия в различных жизненных ситуациях. Характер формируется в деятельности человека, в процессе его воспитания и обучения. Ценным всегда считался сильный характер. У человека с сильным характером поведение и поступки независимо от сложившихся обстоятельств обычно соответствуют его взглядам и убеждениям.

Слабохарактерность как отрицательное качество проявляется в том, что высокие цели и намерения не всегда реализуются. Но сильный характер при эгоистической направленности может нести антиобщественность поступком и действиям.

Характер человека многогранен, он представляет собой не простую сумму отдельных психологических черт, а совокупность самых различных их сочетаний, причем некоторые из них являются ведущими.

Ведущие черты характера не только влияют на выбор профессии и выполнение проф. деятельности, но и определяют поведение человека. Зная ведущие, и наиболее устойчивые черты характера оператора, можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных ситуациях, что должно учитываться при обучении и совершенствовании профессионального мастерства.

 

 



2015-12-13 967 Обсуждений (0)
Напряжение и эмоциональные состояния оператора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Напряжение и эмоциональные состояния оператора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)