Дидактическая игра «Объяснялки»
Выполнила: учитель-логопед Салахутдинова Н. А., МБДОУ «Десткий сад комбинированного вида «Орешек». Тема: «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза в условиях реализации ФГОС». Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы. Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения. Работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа и синтеза проводится по 3 этапам: 1. Подготовительный этап - формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу; - формирование понятия «звук». 2. Основной этап - формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков; - обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определённой позицией звука в слове; - выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез слова; - определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова. 3. Заключительный этап - включает в себя закрепление пройденного материала. Остановимся подробнее на каждом этапе. Подготовительный этап.Прежде чем приступить к формированию навыков фонематического анализа и синтеза, логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причём ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребёнок соотносит с правильным произношением взрослого. Затем дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «предложение», «слово», «слог», «звук». Используемые на этом этапе упражнения: Упражнение «Внимательные ушки». Выделение звука [Г] из ряда звуков: в, г, к, б, г, н, г, п, т, г; Логопед даёт инструкцию: «Я произнесу звуки. Если вы услышите звук [г] хлопните в ладоши (поднимите флажок)». Дидактическая игра «Чудо-дерево». Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Упражнение «Подними сигнал». Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д. Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка. Дидактическая игра «Узнай звук». Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем: У Сони и Сани в сетях сом с усами. Дидактическая игра «Хлоп – топ». Дети шагают под музыку и им дается задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте. Основной этап.На этом этапе ведётся целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нём. Ребёнок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребёнок произносит: «СССом – первый звук [С]». Далее ребёнок произносит слово, интонируя следующие звуки: «сОООм – второй звук [О]. соМММ - третий звук [М]». Используемые игры и упражнения на этом этапе работы: Дидактическая игра «Объяснялки». Цель: учить определять наличие звука в слове, сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Детям предлагаются парные картинки со словами-паронимами. Они должны объяснить значение слов, определить, чем схожи слова, чем отличаются. Слова: мышка-мишка, дом-сом, колено-полено, миска-маска, торт-порт.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |