Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема: История создания и развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – XXI вв.»




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ИСТОРИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Семинарское занятие № 1

Тема: История создания и развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – XXI вв.»

Цели занятия:

1) углубление и закрепление теоретических знаний студентов основных исторических фактов, событий из истории создания и развития технических средств мирового и отечественного железнодорожного транспорта

2) формирование умений анализировать создание и эволюцию технических средств и технологий железнодорожной отрасли на основе исторического контекста, оценивать вклад ученых, инженеров, организаторов в достижения железнодорожного транспорта.

В ходе семинарского занятия используется такая форма, как дискуссия.

План:

1. Локомотивы: зарождение и развитие паровозов, тепловозов, электровозов.

2. Создание и совершенствование пассажирских и грузовых вагонов.

3. Железнодорожный путь, инженерные сооружения в XIX – XXI вв.

4. Управление движением поездов, железнодорожная сигнализация и связь.

 

Методические советы:

При подготовке к первому вопросу дайте определение понятиям «подвижной состав», «локомотив». Уясните устройство и принцип действия паровоза, тепловоза, гозотурбовоза, электровоза. Рассмотрите историю создания локомотивов. Основное внимание уделите основным направлениям развития паровозов, техническим преимуществам тепловозов, перспективам использования газотурбовозов, совершенствованию техники электрических железных дорог.

Во втором вопросе дайте определение понятию «вагон»,сосредоточьте внимание на устройстве грузового и пассажирского вагона. Рассмотрите историю создания и совершенствования вагонов.

В третьем вопросе уясните устройство железнодорожного пути, его верхнего строения, искусственных сооружений на железных дорогах (мостов, тоннелей), рассмотрите историю их строительства.

В четвертом вопросе рассмотрите историю развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, создание и развитие железнодорожной сигнализации, централизации и связи.

 

Основные понятия

Локомотив, паровоз, тепловоз, газотурбовоз, электровоз, осевая формула колесных пар, локомотивное хозяйство, вагон, железнодорожные тормоза, ручная винтовая сцепка,

автосцепка, железнодорожный путь, верхнее, нижнее строение пути ширина рельсовой колеи, рельсы, шпалы, стрелочный перевод, мостостроение, железнодорожный тоннель, сортировочная горка, вокзал, семафор, централизация стрелок, железнодорожная связь.

 

Темы докладов

(по решению преподавателя)

1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта.

2. Вклад Джорджа Стефенсона в создание железнодорожного транспорта, строительство первых железных дорог.

3. Вернер Сименс и Рудольф Дизель – создатели локомотивов.

4. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие железнодорожной отрасли.

5. Высокоскоростной транспорт: история и современность.

6. Сооружение мостов и тоннелей – яркая страница в истории строительства железных дорог.

7. Вокзалы как здания пассажирской станции и архитектурная достопримечательность городов.

8. Сигнализация и связь как средства управления движением поездов.

 

Логические задания и проблемные вопросы:

 

1. Объясните, почему подвижной состав является важнейшей частью технических средств железнодорожного транспорта.

2. Опишите конструкцию и устройство паровоза, назовите особенности паровозов Дж. Стефенсона.

3. Что обозначает осевая формула колесных пар локомотива?

4. Покажите основные направления совершенствования паровозов. Как формировалась конструкция паровоза, обеспечивалось повышение мощности и тяговой силы, топливной экономичности паровоза? Объясните причины перевода железных дорог с паровозной на другие виды тяги.

5. Дайте определение тепловоза. Когда был изобретен тепловоз и проходило широкое внедрение тепловозной тяги?

6. Назовите преимущества газотурбовозов перед другими локомотивами, покажите перспективы их использования на железнодорожном транспорте, в т.ч. в России.

7. Когда и кем была создана первая электрическая железная дорога? Покажите, в каких странах, на каких железнодорожных линиях широко применяется электрическая тяга?

8. Сравните технические преимущества и недостатки паровоза, тепловоза, газотурбовоза, электровоза. Назовите основные направления развития современных локомотивов.

9. Как изменялось внутривагонное оборудование пассажирских вагонов, повышался уровень комфорта для пассажиров?

10. Опишите основные направления совершенствования грузовых вагонов.

11. Объясните важность проблемы тормозов, сцепных приборов на железнодорожном транспорте, назовите основные этапы их развития.

12. Почему "стефенсоновская колея" получила наибольшее распространение на железных дорогах мира?

13. Когда зародилось и как развивалось мостостроение, строительство железнодорожных тоннелей?

14. Назовите этапы в развитии сортировочных станций.

15. Объясните происхождение названия "вокзал".

16. Объясните причины создания систем сигнализации, централизации на железных дорогах. Опишите средства железнодорожной связи.

 

Работа в группах

1. Учебная группа делится на 2 команды. Задача состоит в том, чтобы в процессе совместного обсуждения определить технические преимущества и недостатки разных видов тяговых средств – паровозов, тепловозов, газотурбовозов, электровозов. Необходимо расставить в приоритетном порядке по двум колонкам на каждый вид локомотивов их преимущества и недостатки. Побеждает команда, подобравшая большее количество характеристик локомотивов.

2. Сделайте сравнительный анализ развития технических средств в течение пяти этапов истории железнодорожного транспорта и выявите основные закономерности развития инфраструктуры железных дорог, подвижного состава, технических средств железнодорожного транспорта, характера управления перевозочным процессом на мировых и российских железных дорогах в историческом контексте.

 





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)