Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социометрия как социально- психологический метод. Область применения, инструментарий



2015-12-13 3705 Обсуждений (0)
Социометрия как социально- психологический метод. Область применения, инструментарий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.

Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;

2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;

3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью

Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.

Особенности:

-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

-изучение внутригрупповых статусов членов группы

-изучение степени сплоченности / разобщенности группы

-выявление внутригрупповых подсистем

-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.

Достоинства:

-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

-смягчение и разрешение конфликтов

-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

-разрешение вопросов комплектования групп

Недостатки:

-непременим для изучения больших социальных групп

Основные понятия:

Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.

Виды социометрических критериев:

-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение

-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

-официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.

-неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения

-дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий

критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

-параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов

-непараметрические – предполагают любое количество выборов

На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.

Рекомендации относительно количества ограничений на число выборов:

Число членов группы социометрическое ограничение

5-7 1

8-11 2

12-16 3

17-21 4

22-26 5

27-31 6

32-36 7

Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.

Выбор –единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)

Этапы социометрического исследования:

1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы

2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.

3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.

4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений

Виды социограмм:

Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.

Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.

Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.

Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.

Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.

Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».

5)индексологический этап – высчитывание социометрических индексов.

Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.

Виды индексов:

1.Персональные–отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.

Социометрический статус, [C]– это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.

Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;

В – количество полученных i-ым членом группы выборов;

N –количество членов группы.

Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1

Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.

Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;

Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;

Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.

Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.

2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.

индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.

Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.

G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.

Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;

Q – количество взаимных положительных выборов.

6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам

7)формулировка рекомендаций.

 

 

Заключение

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения.

Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Cоциология — освобождающая наука она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

 

Список литературы

1. Агапова Т. Марксистская социология // Российский Экономический Журнал. 2007. №10. С. 15-22.

2. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1992.

3. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М, 2008. С. 416.

4. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 2000.

5. Гречко П.К., «Введение в обществознание», М.,2007.

6. Духов В.А. Классические теории социологии. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 165.

7. Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280.

8. Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312.

9. Маркович Д.Ж., «Общая социология», Изд-во «Центр Владос», 2008.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1998.

11. Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. 1—2. Санкт-Петербург, 1847 1848;

12. Михневич Н.П. Военная наука и степень точности ее выводов. Санкт-Петербург, 1899; Леер Г.А.

13. Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31.

14. Смелсер Н. Социология. М., 2004

15. Советская военная энциклопедия. Т. 7. М: Воениздат, 1979. С 459.

16. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

17. Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316.

18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245.

19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

20. http://www.krugosvet.ru/

21. http://www.wikipedia.org/

 



2015-12-13 3705 Обсуждений (0)
Социометрия как социально- психологический метод. Область применения, инструментарий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социометрия как социально- психологический метод. Область применения, инструментарий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3705)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)