Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социометрия как специальный метод социальной психологии



2015-12-13 928 Обсуждений (0)
Социометрия как специальный метод социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Социометрия – метод измерения межличностных отношений в малых группах. Социометрия является один из основных, специальных методов изучения закономерностей психологии межличностных отношений в группе, автором метода является психолог, социолог Якоб Морено.

Социометрия как метод позволяет изучить:

- первичную диагностику внутригрупповых, социальных межличностных отношений;

- выявить неформальные межличностные отношения в группе;

- степень психологической совместимости конкретных людей;

- внутригрупповые статусы (роли) человека;

- качество психологической атмосферы группы в целом;

- процессы функционирования, развития группы;

- повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе;

- эмоциональные (симпатия или антипатия) непосредственные отношения внутри малой группы;

- типологию социального поведения в условиях групповой деятельности; сплочённость, совместимость членов группы.

Основные этапы проведения социометрического исследования.

1-й этап. Определение объекта, предмета (цель), задачи, гипотезы исследования (предположение, требующее доказательства).

2-й этап. Разработка социометрических критериев. Социометрические критерии формируются в виде вопросов (анкета), ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.

3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования (анкета, социометрическая карточка).

Пример социометрической карточки

Таблица 1

Социометрическая карточка
Тип Критерии Выборы
1.   С кем бы ты хотел (а) обязательно продолжить учиться на втором курсе        
2.            

 

4-йэтап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При составлении анкеты или карточки определяется величина ограничения социометрических выборов, которая определяет погрешность, вероятность случайных выборов.

Примеры социометрических ограничений и погрешности

Таблица 2

Число членов групп Социометрическое ограничение Вероятность случайного выбора
5–7 8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 0,20–0,14 0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19

5-й этап. Непосредственно проведение социометрии: прочтение инструкции на анкете о правилах заполнения её.

6-й этап.Обработка и интерпретация результатов с помощью социометрической матрицы, социограммы. Социометрическая матрица – это таблица, в которой фиксируются выборы членов группы. Матрица дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы – возможность визуально представить выборы респондентов, отражающих психологические аспекты межличностных отношений в числовом виде.

Пример социометрической матрицы

Таблица 3

На основе социоматрицы строится социограмма – карточка, схематическое изображение выборов членов группы при ответах на вопросы анкеты. Социограмма позволяет сделать сравнительный анализ структуры психологии взаимоотношений в группе графически. Образец социограммы: концентрические круги, в центр которых помещаются звезды, второй круг- предпочитаемые (популярны), третий круг –отверженные, четвертый круг – игнорируемы, те кого никто не выбрал.

Социометрические индексы. Индекс - это количественная единица измерения, выражающая различные аспекты межличностных отношений. Индекс характеризует социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, к их максимально возможному числу. Формулы вычисления индексов.

Индекс благополучия взаимоотношений (ИБО). ИБО = (С1 + С2) : N × 100%, где С1 – количество лидеров, С2 – количество предпочитаемых, N – число членов группы. Например, – ИБО = (4 + 10) : 20 × 100% = 70%. Индекс оптимальности отношений (ИОО). ИОО = (С2 + С3) : N × 100%, где С2 – количество предпочитаемых, С3 – количество пренебрегаемых, N – число членов группы. Например, – ИОО = (С2 + С3) : 20 × 100% = (10 + 6) : 20 × 100% = 80%. Индекс «звёздности» (ИЗ). ИЗ = С1 : N × 100%, где С1 – количество предпочитаемых, N – число членов группы.

Основные направления исследований в социальной психологии: анализ социально-психологических аспектов управления разного уровня; развития организации; рекламы и СМИ; школы, вуза,семьи как малой социальной группы; политики. Вместе с тем организации различного типа выступают одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования, которые позволяют раскрыть отношения между членами коллектива и руководством, характер межличностных отношений коллектива.

Специфика научного исследования в социальной психологии. Научные исследования различают на два типа фундаментальные и прикладные. Фундаментальные ориентированы на изучение законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладные выступают способом применения на практике фундаментальных концепций. Целью прикладного исследования является непосредственное решение практической проблемы. Результаты прикладного исследования должны содержать ответ на поставленный вопрос и рекомендации решения проблемы. Социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы. Поэтому приход социального психолога в группу, не должен разрушить естественный процесс её существования. Для этого выбор вопросов должен быть очень корректным. Эффективность прикладных исследований предполагает экономический эффект. В качестве критерия эффективности социально-психологического исследования выступают аспекты актуализации и самореализации человеческой личности, совершенствование социальных отношений в группе, раскрытие всех потенциальных возможностей личности, что в свою очередь и принесет экономический эффект. Вместе с тем необходимо различать понятия «социально-психологическое исследование» и «социально-психологическое вмешательство». Последнее представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов.



2015-12-13 928 Обсуждений (0)
Социометрия как специальный метод социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социометрия как специальный метод социальной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)