Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление об этнических общностях



2015-12-13 831 Обсуждений (0)
Представление об этнических общностях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общество состоит из социальных общностей групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этни­чес­ких, политических, досуговых и т.д. Эти общности взаимопере­се­каются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными общностями к индивиду, могут быть трудно­со­вмести­мыми и даже противоречить друг другу.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или позд­но рас­падаются или меняют свои границы; резко меняется состав граж­дан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиг­ра­ция, разделение единого общества или, наоборот, объединение не­ког­да самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к форми­рова­нию этносов – больших социальных категорий, групп или ква­зи­групп, представители которых не обязательно образуют целост­ное об­щество (то есть этнос, как правило, не обладает всеми свой­ст­вами об­­щества). Например, этнос не обязательно занимает компакт­ную тер­­риторию или обладает суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соот­ветст­вуют характе­рис­тикам общества. Этнос может быть частью какого-ли­бо общества или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу ка­кого-либо общества, включающего в себя (наря­ду с ним) относи­тель­но малочисленные этнические груп­пы («меньшинства»).

Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим язы­ком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.

 

Свойства, которыми обязательно обладает этнос:

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, кото­рые дают этому народу представители их этнического окружения. На­пример, армяне называют себя «хай».

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп, но этническая история ведется только от вос­точ­ных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором го­ворят все представители данного этноса. При этом отдельные ло­каль­ные его группы могут иметь и свои языки, и диалекты. Общеэт­ни­ческий язык не в обязательном порядке должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры. Здесь, в первую очередь, имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и комму­ни­кации: обрядность, фольклор, мифология и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от кресть­ян­ства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической куль­ту­ры является профессиональное искусство.

 

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:

5. Наличие государственности. Существуют этносы, имеющие свое государство и не имеющие его в настоящее время или не имев­шиеникогда.

6. Компактность проживания. Имеется в виду как терри­то­риаль­ная компактность (то есть проживание на взаимно граничащих терри­ториях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного госу­дар­ства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

7. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно свя­зана с какой-либо одной конфессией. Тем не менее в составе боль­шинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкуль­ту­ры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; на­пример, православные чехи и поляки, русские баптисты, евреи-про­тестанты и т.д.

 

Этнос по сравнению с обществом обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на ис­то­рической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно «инкорпорировать» иноэтническую груп­пу в состав этноса, в то время как с обществами такие «операции» про­делываются постоянно. Устойчивость границ, передача «этничнос­ти» по наследству от поколения к поколению через систему воспита­ния обуславливают важнейшую социальную функцию этноса в со­вре­мен­ном обществе. Он служит своеобразным «информационным фильт­ром», позволяющим людям, принадлежащим к каждому кон­крет­ному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоян­но меняю­щемуся социальному окружению. Эта его функция осу­ществ­ляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоян­ство норм и ценностей при смене поколения может обес­пе­чить только относительно постоянная по составу социальная группа.

Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко со­впа­дают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно имеет собственную систему жизнеобеспечения. Нельзя построить в Яку­тии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и дру­гих регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. идеи построения самостоятельных «национальных» эконо­ми­ческих систем на основе «традиционных трудовых навыков» весьма ак­тивно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.

 

 

Этнос и нация

 

Значение понятия «нация» различается в русском и в за­падных язы­ках. В английском, немецком, французском под нацией понимает­ся совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это поня­тие вкладывается, прежде всего, политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть бри­танской нации.

В российской традиции под нацией понимается население, состав­ляю­щее самостоятельный этнос или часть этноса, объединенное в рам­ках собственного этнического государства или национально-тер­ри­ториального образования, выполняющего по отношению к этносу опре­деленные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Обычно этносы, давшие название государственным и другим тер­риториально-административным образованиям (округам, авто­ном­ным областям и т.д.), называются титульными. Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство либо ав­тономная республика или округ и ничего более.

Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к рус­ской культуре и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входит в состав русского этноса. То же самое отно­сит­ся к армянам, евреям и представителям многих других этнических образований.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего го­сударства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.

С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Консти­ту­ции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа долж­ны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титуль­ных эт­носов. Однако законодательство большинства таких террито­риаль­ных образований, а также реальная политика их руководства фак­ти­чес­ки такие функции осуществляет. Поэтому они могут считать­ся нациями.

Таким образом, нации являются этнополитическими общнос­тя­ми, в то время как этносы – этнокультурными.

Этнополитические общности имели свою историю развития. При­ня­то выделять три исторические формы этнополитических общ­ностей:

– племя (союз племен);

– народность;

– нация.

Эти формы различаются по двум основным факторам:

– по организации политической власти;

– по типу социальных и экономических связей, на которых бази­руются данные общности.

Иногда в этом ряду упоминается такая общность, как род. Однако из определения рода ясно, что он лишний в этом ряду, поскольку яв­ляется общностью экзогамной (браки между членами которой запре­щены), а следовательно, он не может самовоспроизводиться. Род – это подсистема племенного общества (см. 15).

В племенном обществе отсутствуют специальные сословия и клас­сы, осуществляющие политическую власть. Его экономической базой является присваивающее хозяйство (собирательство, охота), а также при­митивное земледелие и скотоводство. Связи между отдельными родами и поселениями осуществляются за счет ритуального обмена.

Народность – этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.

На этом этапе преобладает механическая солидарность (по Дюрк­гейму). Результатом этого являются слабые внутренние культурные свя­зи, наличие большого количества локальных субкультур («этно­гра­фи­ческих групп» – не путать с этническими!), многообразие диалектов.

Нация возникает на этапе индустриального развития. Основой фор­­мирования нации является развитие внутренних рынков, укрепле­ние внутринациональных культурных связей, преобладание единых язы­ковых стандартов, т.е. формирование общенационального языка.

Племенные союзы, народности, нации могут сохранять этни­чес­кую преемственность; однако, как правило, этнический состав насе­ле­ния на каждом новом этапе заметно меняется. Например, велико­рус­ская народность XIV–XVIII вв. включала в себя множество племен и народов, не имевших отношения к племенным союзам восточных славян IV–VI вв.; русская нация, сформировавшаяся с развитием ка­питализма в XIX в., включила в себя еще более широкий круг «этни­чес­ких компонентов».

 

 



2015-12-13 831 Обсуждений (0)
Представление об этнических общностях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление об этнических общностях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)