Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).
Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 21 и 22).
Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям(по А. Ц. Пуни)
Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
Цели:
1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;
2) развитие стремления к достижению наивысших спортивных результатов в условиях соревнования;
3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;
4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.
Таблица 21
№ п/п
| Содержание подготовки
| Задачи
| Средства решения
| Сроки выполнения
|
1 |
|
|
|
|
1 |
Общая диагностика уровня подготовленности
| Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта
| Комплекс исследовательских мероприятий
|
|
2 |
Морально-этическое воспитание
| 1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно управлять поведением в условиях соревнований
| 1) проведение бесед; 2) моделирование на тренировках соревновательных условий
|
|
3 |
Волевая подготовка
| Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена
|
|
|
4 |
Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера
| Развитие 1) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях; 2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения
| Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н. Гогунова
|
|
5 |
Диагностика интеллектуальных качеств
| Диагностика 1) аналитико-синтетических качеств; 2) уровня развития наблюдательности
| Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта
|
|
6 |
Совершенствование интеллектуальных качеств
| Совершенствование 1) аналитико-синтетических умений; 2) наблюдательности
| Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений
|
|
7 |
Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений
| Диагностика 1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности; 2) уровня знаний и умения использовать приемы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения; 4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения
| Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения; а) с определением спортсменом момента готовности; б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена
|
|
8 |
Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений
| Совершенствование 1) приемов контрольно- ориентировочной деятельности; 2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) умения определять момент готовности к началу действия. Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения
| Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности»
|
|
9 |
Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний
| Диагностика 1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) умений проводить саморегуляцию
| Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресс-симптом-тест», опросник НПТ Т.А. Немчина, методика Ю.А. Цагарелли
|
|
10 |
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний
| Совершенствование 1) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции
| Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений
|
|
11 |
Диагностика умений проводить аутогенную тренировку
| Диагностика 1) знаний об аутогенной тренировке; 2) умений осуществлять аутогенную тренировку
| Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике
|
|
12 |
Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку
| 1) закрепление знаний об аутогенной тренировке; 2) совершенствование приемов аутогенной тренировки
| Комплекс гетеротренинга
|
|
13 |
Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервно-психической свежести
| Диагностика 1) знаний о приемах сохранения и восстановления нервно-психической свежести; 2) умений практического использования этих знаний
| Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А. Цагарелли
|
|
14 |
Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести
| Совершенствование 1) приемов словесного самовоздействия; 2) приемов отвлечения и переключения; 3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями
| Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга
|
|
15 |
Общая диагностика уровня подготовленности
| Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта
| Комплекс исследовательских мероприятий
|
|
Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию).
Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
Таблица 22
№ п/п
| Содержание подготовки
| Задачи
| Средства решения
| Сроки выполнения
|
1 |
Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата
| 1) сбор и анализ информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках; 2) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях; 3) определение и формулировка цели; 4) определение значимости соревнования
| Комплекс специальных мероприятий
|
|
2 |
Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования
| 1) вероятностное программирование деятельности; 2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования; 3) закрепление способов настроить участников перед выполнением соревновательных упражнений
| Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки
|
|
3 |
Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него
| 1) ограждение от всевозможного влияния, способного повысить меру значимости участия в соревновании; 2) определение наиболее приемлемых по условиям данного соревнования способов регулирования неблагоприятных внутренних состоянии, сохранения нервно- психической свежести; 3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования
| Комплекс специальных восстановительных мероприятий
|
|
4 |
Восстановление психического состояния после соревнования
| 1) восстановление психического состояния после однократного (день соревнования) участия в соревновании; 2) восстановление психического состояния после соревнования
| Комплекс специальных восстановительных мероприятий
|
|
Примечание:
Приведенный примерный план может служить лишь основой для действий тренера на практике. Так как в разных видах спорта и применительно к каждому спортсмену общий план психологической подготовки к соревнованиям требует уточнения и конкретизации, важно, что план специальной подготовки следует составлять к каждому конкретному соревнованию отдельно. В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).