Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ



2015-12-13 2946 Обсуждений (0)
Тема 13. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




История молодежной политики за рубежом. Молодежная политика определяется обычно как система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, а также обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь общества. Молодежная политика в собственном смысле возникла в середине прошлого столетия, когда размеренная жизнь стран Запада была буквально взорвана студенческими выступлениями, направленными против существовавших в них порядков.

После Второй мировой войны сознание молодежи в странах Запада формировалась под влиянием конкретных социально-политических и культурных условий, а также национальных традиций той или иной страны. Так, американской молодежи, ориентировавшейся прежде всего на гедонистические ценности, в целом была присуща этика силы и успеха. Определенный интерес к политике сочетался у молодых американцев 1950-х гг. с индивидуа-листическим стремлением к успеху, а принципиальной поведенческой установкой служила для них опора на личные способности. Во Франции, напротив, деятельность представителей молодого поколения имела преимущественно коллективный характер. Сознание французской молодежи было в значительной степени политизировано, а с конца 1940-х гг. в стране активизировались движения молодых коммунистов, социалистов и демохристиан.

Как и в Соединенных Штатах Америки, в Западной Германии в послевоенные годы молодые люди старались избегать общественной деятельности, отдавая предпочтение удовлетворению своих личных потребностей. Хотя японская молодежь в целом скептически относилась к традиционным ценностям, она проявляла определенную обеспокоенность судьбой страны, желая личным трудом возродить ее. Однако с конца 1950-х гг. в сознании молодежи разных стран развитого капитализма начали проступать, а затем и усиливаться общие черты.

Урбанизация, распространение системы массовых коммуникаций, а также другие атрибуты массового общества ослабляли действие национальных и социальных барьеров между молодежью разных стран" и социальных групп. Возрастала интенсивность общения молодежи, а также ее духовная культура и роль в обществе. Иными словами, молодежь проявляла себя как специфическая общность. В складывавшихся условиях постепенно вызревал конфликт между молодежью и остальной частью общества, связанный с кардинальным расхождением в системах ценностей разных поколений. Так, Америка 1950-х гг. была пропитана примитивной потребительской идеологией, согласно которой потребление материальных ценностей воспринималось не как условие жизни человека, а как ее цель. В качестве национального идеала культивировались такие черты, как индивидуализм и личная инициатива, а в мифе об «американской мечте» был воплощен культ успеха в условиях «равных возможностей». Америка 50-х годов правам человека предпочитала права собственности, человеческим потребностям — требования техники, сотрудничеству — конкуренцию, а самовыражению личности — внешние социальные нормы.

Конфликт «отцов» и «детей» нашел проявление в бурных событиях 1960-х гг., наложивших заметный отпечаток на последующую общественную и культурную жизнь Запада. Молодое поколение подняло знамя бунта, угрожая разрушить консервативные устои социума. По мнению исследователей, в разных странах причины молодежного «взрыва» 1960-х гг. были неодинаковыми. Американская молодежь была обеспокоена чрезмерным влиянием корпораций на систему высшего образования, ограничениями на свободу политической деятельности в студенческих городках — кампусах, а также обязательной службой в армии, связанной с вьетнамской войной, в которую Соединенные Штаты Америки ввязались в 1965 г. Для молодых французов большое значение имели изменения в общественном положении гуманитарной интеллигенции, а также напряженная ситуация в сфере высшего образования. Активность западногерманской молодежи была связана с болезненной для немецкой нации проблемой преодоления духовного наследия нацизма, обострившейся в период правления канцлера Аденауэра, которое отличалось авторитарными тенденциями.

Молодежный протест 60-х годов приобрел разнообразные формы: от сидячих забастовок в Калифорнийском университете (Беркли) осенью 1964 г. до митингов, проведенных весной следующего года более чем в ста американских вузах, которые последовали примеру Мичиганского университета.

По подсчетам экспертов, в течение следующих трех лет в Соединенных Штатах Америки почти в триста раз увеличилось число участников антивоенных демонстраций. Бурные события развернулись в мае 1968 г. в Париже, где студенты, разгромив Сорбонский университет, сооружали баррикады и устраивали столкновения с силами правопорядка. Жертвами диверсионных актов, организованных радикально настроенной молодежью, стали сотни ни в чем не повинных людей. Несмотря на разнообразие форм молодежного протеста, их объединяло то, что они формировались стихийно и были направлены против самих основ общества. В значительной степени они были реакцией на гипертрофированный рационализм окружающей социума, который в сознании молодежи ассоциировался с подавлением личности, а также лишением ее возможностей для саморазвития.

Обращаясь к феномену молодежного бунта 1960-х гг. в Соединенных Штатах Америки, Франции и других индустриально развитых странах Запада, специалисты связывают его с резким ускорением темпов жизненных изменений, произошедшим под влиянием научно-технической революции. Рост социальной и духовной автономии молодежи, проявившийся в относительном обособлении ее в качестве социально-демографической группы, способствовал моральной, а затем и политической конфронтации поколений. Что касается взрывного характера этой конфронтации, то его причины связывают обычно не только с социально-психологическими характеристиками молодого поколения, но и с неподготовленностью институтов власти стран Запада к снятию социального напряжения.

Духовный поиск, связанный с разочарованием в собственных идеалах и предполагающий альтернативные способы существования, всегда имел место в обществе. Но именно в 60-е гг. XX в. он ознаменовался волной социального протеста, потрясшего западное общество. Поднявшийся бунт молодежи против общепринятых норм жизни многое изменил в западном обществе, включая церковь. Официальная церковь не смогла наладить диалог с поколением 1960-х гг., поскольку традиционные религиозные организации проповедовали те ценности, которые диссонировали с общим настроением молодежи и отвергались ею. Молодежь все чаще задавала вопросы: «Зачем говорить о ничтожности человека, если можно говорить о его ограниченности? Почему «раб Божий», а не «Божий друг?» Церковь не могла ответить на эти вопросы, смещаясь на периферию общественной жизни. В создавшихся условиях путь преобразования мира мог быть только альтернативным тем способам его изменения, которые выработал Запад.

Наиболее известная из западных молодежных субкультур 1960-х гг. — хиппи. Основополагающее значение в их жизни приобрел опыт, который они понимали не как единство знаний и действий, а как эксперимент. Критерием и мерой качества жизни стал личный «опыт-эксперимент», через который определялись традиционные установки и правила жизни, а также выбор собственного пути. Для приобретения желанного опыта гораздо больше возможностей предлагали восточные религии, которые подчеркивали в человеке не животное или греховное начало, а его божественные потенции. Они пытались проникнуть в природу человеческого «Я» и гармонизировать его активные отношения с мирозданием, предлагая методику психической трансформации личности. Многочисленные ашрамы принимали всех, кто хотел духовного развития, а гуру в своих проповедях учили не смиряться перед Богом, а подниматься до него. Как и священники, гуру говорили о любви, без которой невозможно постичь Бога. Однако они не только наставляли, но и переживали вместе с молодыми людьми те проблемы, которые стояли перед ними. Гуру выступали скорее как учителя жизни и заполняли жизненный вакуум тех, кто разочаровался в своей семье, общественных идеалах и ценностях.

В поисках нового религиозного опыта, а также смысла жизни хиппи часто совершали «паломничества» на Восток. Вернувшись домой из индийских ашрамов, многие из них продолжали увлекаться мистикой. С помощью специальных методик, а иногда просто с помощью наркотиков молодежь экспериментировала с сознанием, пытаясь создать новые общественные отношения и связи. Она ломала стандарты и пробовала все: йогу, дзэн, суфизм, шаманизм, тантру и др. На Западе начали возникать так называемые Нью-Эйдж-центры, в программе которых соединялись восточная философия, мистика, парапсихология и народная медицина. К числу наиболее крупных течений «Нью Эйдж» можно отнести Миссию Рамакришны, Общество божественной жизни, Общество трансцендентальной медитации, Международное общество сознания Кришны, Миссию божественного света, Международное бюро саньясинов и Сатья Саи Баба Фаундейшн. Почти все они представляют собой религиозные организации — ашрамы, основанные каким-либо лицом для пропаганды идей и образа жизни духовного учителя, а также для привлечения адептов. Прототипом ашрама является практика проживания в одной обители учителя и его учеников, сложившаяся еще в Древней Индии. Со временем такие обители стали центрами религиозно-философской мысли индуизма, в которых разрабатывались его важнейшие теоретические проблемы.

Они же стали местом проведения дискуссий, а также особой культовой практики.

События сорокалетней давности стимулировали раз-витие в странах Запада молодежной политики, координацией которой стали заниматься различные государ-ственные органы. Так, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции — Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне. Неправительственные организации также имеют существенное значение: в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций.

Имеется также Национальный совет молодежи (воз-главляемый министром по делам молодежи и спорта), который объединяет представителей политических, гражданских, профсоюзных, а также молодежных структур и имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах. В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором имеется отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике. Молодежная политика реализуется здесь на основе Конституции, федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике.

Современное состояние молодежной политики за рубежом. Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики государства является трудность процесса социализации молодых людей, которая проявляется в том, что некоторая их часть выпадает из общего процесса адаптации и пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности.

Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на ее проблемную часть. Общая цель молодежной политики различных европейских государств заключается в том, чтобы содействовать бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. Чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность, за 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, а также пройти курс гражданского и нравственного воспитания.

Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики специалисты условно выделяют две стратегии, первая из которых основана на ведущей роли государства, а вторая — на паритете государства и структур гражданского общества. Классическими примерами стран, в которых осуществляется первая из этих стратегий, являются Германия и Франция. Ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении играет в них государство, которое тесно взаимодействует с неправительственными организациями. Основные положения первой стратегии осуществления молодежной политики можно свести к следующим пунктам.

1. Структурирование молодежной политики по уровням — общенациональному, региональному и местному. Как уже отмечалось, в Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором имеется отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике. В разработке этого плана участвуют еще два федеральных министерства — Министерство по образованию и науке, а также Министерство по экономике и занятости. Ориентируясь на федеральный план, на земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают земельные планы молодежной политики, в которых учитываются потребности регионов, а исполнением молодежной политики занимаются земельные мо-лодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах. Во Франции разработкой молодежной политики занимается прежде всего Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций, но в ней принимают участие еще три министерства — Министерство национального образования, Министерство занятости и солидарности, а также Министерство культуры и коммуникаций. Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций имеет региональные и департаментские управления, которые считаются ответственными за реализацию молодежной политики на местах.

2. Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в том числе финансовая, возлагается на низовой (коммунальный) уровень. В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень, что составляет около 10% коммунального бюджета, а 35% — на земельный. Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных проектов — от 15 до 20 тыс. и год с участием свыше 100 тыс. молодых людей.

3. Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн человек, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты у них различны. Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4. Применение комплексного подхода. Так, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами. Во Франции в 1997 г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая своей целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и в то же время удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Согласно этой программе, государство компенсировало частным компаниям-работодателям до 80% минимального размера оплаты труда на каждое новое место для молодежи.

5. Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. В Германии неправительственные организации могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потен-циальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проек-тов. Национальный совет молодежи, объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных и молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам, а советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

6. Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, который позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития.

7. Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ. Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры: поддержка молодежного кинематографа, поощрение чтения книг как условие формирования полноценной культурной личности, обеспечение молодежи доступом к занятию спортом, а также создание специализированных информационных центров для молодежи, в которых ей предоставляются информационные и консультационные услуги.

Стратегия паритета государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики реализуется, например, в Великобритании и Швеции, где государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям. Специалисты выделяют следующие аспекты организации и исполнения молодежной политики этих стран.

1. Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике. Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, а молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами и общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее деятельность по реализации молодежной политики координируется: в Великобритании — Управлением по работе с молодежью Министерства образования, а в Швеции — Министерством культуры. Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей.

2. Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы, является одним из главных направлений молодежной политики в этих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности.

3. Минимизация молодежной безработицы является еще одним направлением государственной политики. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей», включающей в себя консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.

В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности и ведут к иждивенчеству. Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, но при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.

Германия, Франция, Великобритания и Швеция до-бились значительных результатов в осуществлении мо-лодежной политики. Однако интересный опыт в реали-зации и разработке этой политики накоплен также в Со-единенных Штатах Америки, Японии, Турции, Китае, Индии, Португалии, Испании и других странах. В сфере молодежной политики этих стран применяются как методы ограничения роли государства в процессе социализации молодежи и делегирования его функций общественному и коммерческому сектору, так и жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию всей молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. С точки зрения планирования молодежной политики также можно говорить о различных формах и методах, к числу которых относятся специальные государственные программы, стратегические планы, национальные проекты и отдельные социальные проекты. Выработанные формы и методы применяются с учетом особенностей исторического и национально-культурного развития и менталитета народов, проживающих на территории страны. Несмотря на разницу подходов, все страны признают необходимость и важность работы с молодежью.

Обращаясь к опыту Соединенных Штатов Америки, следует отметить создание и развитие органов самоуправления в учреждениях образования с целью обеспечения влияния молодежи на принятие решений, непос-редственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных и управленческих навыков. В США также активно внедряются механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе частных благотворительных организаций, к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. При этом акцент делается на выявлении интересов каждой стороны, а также использовании возможных форм и методов совместной работы. Концепция молодежной политики, реализованная в Соединенных Штатах Америки, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи является делом частных благотворительных организаций, а на государственную помощь могут рассчитывать лишь наименее защищенные и неблагополучные категории молодежи при жесткой peгламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся. Ни в демократической, ни в республиканской партии нет молодежной организации. Однако на каждом этапе социализации молодого человека существуют реальные органы самоуправления: в школе — школьный совет, в колледже — студенческий совет, решения которого обязательны для всех, и т. д.

Основными чертами японского подхода к реализации молодежной политики являются совместные взаимовыгодные действия государственных органов и общественных институтов, а также четкое распределение ответственности между ними. Широко применяются методы государственного обеспечения функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. Японский опыт реализации молодежной политики интересен четким распределением ответственности, а также скоординированностью деятельности всех государственных органов и их взаимодействием с социальными, политическими и общественными структурами в работе с молодежью. С целью улучшения условий воспитания молодого поколения и поддержки совместной деятельности детей и родителей в Японии осуществляется Национальный детский план, в рамках которого реализуются различные программы: «Детская вещательная станция», «Детская деревня— опыт общения с природой», «Давайте разговаривать с детьми» и др. Кроме того, особое внимание уделяется политике по улучшению социального положения молодежи. Наконец, в Японии ведется работа с различными корпорациями с целью ограничения доступа молодежи к нежелательным материалам в СМИ и Интернете.

В Турции вопросами молодежи в соответствии со своей спецификой занимаются 14 министерств и ведомств, решающие проблемы образования, здравоохранения, трудоустройства, борьбы с вредными привычками и др. Проблемой свободного времени занимается Главное управление по молодежи и спорту, деятельность которого направлена в основном на организацию и координацию работы различных молодежных лагерей, а также центров и международных организаций. Молодежные центры представляют собой культурные институты, обеспечивающие возможности для проведения свободного времени. Они организуют для молодежи различные мероприятия, а также консультации по волнующим ее вопросам. Помимо центров в стране действуют консультативные бюро молодежной информации. Участие молодежи в международных организациях, а также в программах по обмену поощряется правительством Турции.

Государственная молодежная политика КНР осуществляется в соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, которая уделяет пристальное внимание жизни китайской молодежи. В Поднебесной сложилось понимание огромной важности молодежи, несущей в себе мощный потенциал будущего развития страны. Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, которая предполагает вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль отводится при этом участию студенчества, освобождающегося на период летних каникул от образовательных обязанностей, в специально создаваемых трудовых лагерях.

В Индии, где молодежь составляет треть населения, имеется Министерство по делам молодежи и спорта. В стране существует множество различных молодежных объединений, молодежно-студенческих и региональных молодежных центров, бойскаутских групп и др. В целях развития молодежной среды в 1988 г. была сформулирована Национальная молодежная политика, принципы которой включают в себя обеспечение права на образование и предоставление условий для самосовершенствования, а также развитие чувства ответственности и понимания значимости исторического наследия страны. Для реализации поставленных задач Министерством по делам молодежи и спорта была создана Молодежная организация им. Джавахарлала Неру, имеющая свои филиалы практически во всех регионах страны.

В Португалии основными звеньями механизма разработки и осуществления молодежной политики являются муниципальные округа, а в Испании — автономные области. Непосредственными проводниками этой политики на территориальном уровне служат комиссии и управления по делам молодежи, формируемые руководством этих округов и областей. Что касается центральных органов, представленных Государственной комиссией по делам молодежи (Португалия) и Институтом молодежи (Испания), то они занимаются координацией, проведением общенациональных исследований и различного рода мероприятий, а также законодательным обеспечением прав молодежи. Непосредственная работа с молодежью ведется не только государственными органами и учреждениями, но и разветвленной общественной системой служб социальной помощи молодежи. Государственный орган по делам молодежи создает условия для решения поставленных задач и распределяет необходимые средства, но непосредственную работу с молодежью ведут «добровольные носители услуг», которые включают в себя частные, кооперативные, общественные и другие организации.

Анализ зарубежного опыта реализации молодежной политики позволяет сделать следующие выводы:

■ молодежная политика в зарубежных странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства;

■ государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных носителей молодежных услуг;

■ эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей и желаний молодежи, а также от ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга и сферы услуг;

■ происходит переход от общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным целевым проектам, при реализации которых акцент делается на усилиях местных органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности территории, представляющей собой пространство для формирования и реализации молодежной политики. Молодежная политика в зарубежных странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на ее проблемную часть. Молодежь в этих странах условно разделяется на группы, позволяющие более точно адресовать проводимые мероприятия в зависимости от ее возраста. Общая цель государственной молодежной политики, проводимой в различных зарубежных странах, заключается в том, чтобы содействовать бесконфликтной интеграции молодых людей в общество.



2015-12-13 2946 Обсуждений (0)
Тема 13. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)