Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-техническая революция и целостное развитие человека



2015-12-13 589 Обсуждений (0)
Научно-техническая революция и целостное развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок




44. Техника и природа. Основные этапы взаимодействия общества и природы.

45. Диалектика общественного прогресса и техники.

46. Техника и культура.

47. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе.

48. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды.

49. Перспективы и границы техногенной цивилизации.

50. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

(естественно-научное направление)

 

1. Предмет и основные проблемы философии науки.

2. Наука как часть культуры. Отношения науки с религией, искусством, философией.

3. Критерии научности. Отличия науки от обыденного сознания. Что такое лженаука и почему она существует.

4. Роль науки в жизни общества. Сциентизм и антисциентизм.

5. Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук

6. Научные понятия, их виды. Способы образования научных понятий. Язык науки.

7. Научная классификация. Способы образования научных классификаций.

8. Методы научного мышления: дедукция, индукция, аналогия.

9. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Что такое научный факт?

10. Законы науки. Виды законов. Соотношение закономерного и случайного в научном познании и научном творчестве.

11. Эмпирический уровень научного познания. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.

12. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

13. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.

14. Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

15. Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.

16. Этос науки. Профессиональная этика ученого.

17. Личность ученого. Качества, необходимые ученому. Типы ученых.

18. Теория, её структура, виды и функции. Специфика теоретического уровня познания, его методы.

19. Виды научных публикаций: тезисы, статья, монография, диссертация.

20. Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки от античности до XVI-XVII в.в.

21. Первая научная революция и формирование научного типа рациональности. Возникновение классической науки

22. Вторая научная революция и изменения в типе рациональности. Переход к дисциплинарно оформленной науке. Диалектизация науки.

23. Третья научная революция и формирование нового типа рациональности. Появление неклассической науки.

24. Четвертая научная революция. Постнеклассическая модель науки. Синергетика. Глобальный эволюционизм. Антропный принцип.

25. Актуальные проблемы и направления науки XXI века.

26. Образ математики как науки: философский аспект.

27. Предмет и методы математики. Исторические этапы развития математики.

28. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.

29. Философские проблемы естествознания.

30. Физика и вопросы пространства-времени.

31. Физика и проблемы детерминизма и познания сложных систем.

32. Философские проблемы астрономии.

33. Человек и Вселенная.

34. Философские проблемы химии.

35. Концептуальные системы химии и их эволюция.

36. Философские проблемы географии.

37. Географическая среда человеческого общества.

38. Биосфера и ноосфера.

39. География и экология.

40. Философские проблемы геологии.

41. Геохимическое учение о биосфере и ноосфере.

42. Геология и экология.

43. Философские проблемы биологии и экологии.

44. Принцип развития в биологии.

45. Человек и природа в социокультурном измерении.

46. Экологические императивы современной культуры.

47. Философские проблемы медицины.

48. Философские проблемы информатики.

49. Содержание компьютерной революции.

50. Социальная информатика.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

1. Предмет и основные концепции современной философской науки.

2. Наука в культуре современной цивилизации.

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

4. Структура научного знания.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

7. Особенности современного этапа развития науки.

8. Наука как социальный институт.

9. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики.

10. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.

11. Закономерности развития математики.

12. Философские концепции математики.

13. Философия и проблемы обоснования математики.

14. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.

15. Место физики в системе наук.

16. Онтологические проблемы физики.

17. Проблемы пространства и времени.

18. Проблемы детерминизма.

19. Познание сложных систем и физика.

20. Проблема объективности в современной физике.

21. Физика, математика и компьютерные науки.

22. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.

23. Основания научного метода в астрономии и космологии.

24. Проблема объективности знания в астрономии и космологии.

25. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.

26. Человек и Вселенная.

27. Специфика философии химии.

28. Концептуальные системы химии и их эволюция.

29. Тенденция физикализации химии.

30. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура.

31. Проблема пространства и времени в географии.

32. Географическая среда человеческого общества.

33. Биосфера и ноосфера.

34. География и экология.

35. Место геологии в генетической классификации наук.

36. Проблема пространства и времени в геологии.

37. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

38. Геология и экология.

39. Предмет философии биологии и его эволюция.

40. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.

41. Сущность живого и проблема его происхождения.

42. Принцип развития в биологии.

43. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

44. Проблема системной организации в биологии.

45. Проблема детерминизма в биологии.

46. Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентаций культуры.

47. Предмет экофилософии.

48. Человек и природа в социокультурном измерении.

49. Экологические основы хозяйственной деятельности.

50. Экологические императивы современной культуры.

51. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.

52. Философия медицины и медицина как наука.

53. Философские категории и понятия медицины.

54. Сознание и познание.

55. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы.

56. Проблема нормы, здоровья и болезни.

57. Рационализм и научность медицинского знания.

58. Философия техники и методология технических наук.

59. Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

60. Развитие техники от простейших орудий труда до космонавтики

61. Феномен техники в культуре Нового и Новейшего времени

62. Современная философия техники: проблемы и перспективы.

63. Техника и технология

64. Техническая рациональность и технический прогресс в общественном развитии

65. Возникновение инженерии как профессии и основные этапы развития инженерной деятельности.

66. Особенности становления и развития инженерной деятельности в профессии инженера в России

67. Инженерная деятельность в области информатики: сущность, основы, прошлое и настоящее.

68. Развитие нового технологического уклада в мировой и российской экономике

69. Инженерная деятельность и нанотехнологии: сущность, перспективы развития

70. Биотехнологии : сущность, прошлое, перспективы развития и применения

71. Антропологическое измерение технической деятельности

72. Техника и человек – проблемы риска и безопасности современной техники

73. Сущность техники (по работам Э. Каапа, П.К. Энгельмейра).

74. Феномен техники в творчестве М. Хайдеггера и К. Ясперса

75. Техника как предмет исследования естествознания.

76. Естественные и технические науки. История отрасли техники. (по избранной специальности)

77. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

78. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

79. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

80. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

81. Интернет как метафора глобального мозга.

82. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

83. Социальная информатика.

84. Общетеоретические подходы.

85. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

86. Субъект социально-гуманитарного познания.

87. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

88. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

89. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

90. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

91. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

92. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

93. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

94. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

95. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

96. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

97.Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

98. Развитие техники от простейших орудий труда до космонавтики

99. Феномен техники в культуре Нового и Новейшего времени

100. Современная философия техники: проблемы и перспективы.

101. Техника и технология

102. Техническая рациональность и технический прогресс в общественном развитии

103. Возникновение инженерии как профессии и основные этапы развития инженерной деятельности.

104. Особенности становления и развития инженерной деятельности в профессии инженера в России

105. Инженерная деятельность в области информатики: сущность, основы, прошлое и настоящее.

106. Развитие нового технологического уклада в мировой и российской экономике

107. Инженерная деятельность и нанотехнологии: сущность, перспективы развития

108. Биотехнологии : сущность, прошлое, перспективы развития и применения

109. Антропологическое измерение технической деятельности

110. Техника и человек – проблемы риска и безопасности современной техники

111. Сущность техники (по работам Э. Каапа, П.К. Энгельмейра).

112. Феномен техники в творчестве М. Хайдеггера и К. Ясперса

 

Требования по написанию реферата к экзамену по предмету: «История и философия науки»:

 

- 1 печатный лист = 18-30 машинописных стр.;

Реферат должен быть оформлен в папке:

- титульный лист; (обязательна виза своего научного руководителя и фраза: «допускаю к защите:»)

- план-содержание;

- введение;

- основная часть работы (с практическим применением к своей специальности и отражением темы своей кандидатской диссертации);

- заключение;

- список литературы (не менее 10 источников, половина из них за последние 5 лет).

 

Итоговая аттестация проводится в виде экзамена по предмету: «История и философия науки»:

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность научного познания?

2. Каковы основные критерии научности знания?

3. Каковы главные особенности теоретических и эмпирических методов научного исследования?

4. Каковы основные этапы процесса научного познания?

5. Каковы основные формы научного знания?

6. Какова роль гипотезы в классической и современной науке?

7. Как различаются гипотезы и теории?

8. Назовите основные способы теоретического объяснения явлений.

9. В чем заключается парадокс эмпирического обоснования теории?

10. Что такое «научная рациональность»?

11. Каковы различия классической и неклассической научной рациональности?

12. Какова особенность «постнеклассической» науки?

13. В чем сущность научно-технического прогресса?

14. В чем сходство и различие гносеологических идей И. Канта и Г. Гегеля?

15. Характеризуйте основные направления западной эпистемологии ХХ века.

16. В чем заключаются особенности отечественной философии науки?

17. Почему свою концепцию К. Поппер называет «критический рационализм»?

18. Что такое «парадигма», и какова ее роль в концепции Т. Куна?

19. В чем отличие задач эпохи научной революции от задач «нормальной» науки (в концепции Т. Куна)?

20. Какова основная структура методологии исследовательских программ И. Лакатоса?

21. Какие задачи ставит перед собой «методологический анархизм» П. Фейерабенда?

22. В чем заключаются основные идеи и задачи герменевтики?

23. Как соотносятся рациональное и иррациональное в науке?



2015-12-13 589 Обсуждений (0)
Научно-техническая революция и целостное развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-техническая революция и целостное развитие человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)