Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Власть.Легитимность и легальность государственной власти



2015-12-13 428 Обсуждений (0)
Власть.Легитимность и легальность государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответ 1

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Функции политологии

Функция (от лат.functio- исполнение) — назначение, обязанность.Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

§ познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

§ диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

§ прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

§ организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

§ управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

§ инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

§ идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

§ прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Ответ 2

Этика Аристотеля (учение о нравственности). Основной добродетелью считал умение найти середину между двух крайностей. Например, добродетель щедрости лежит между крайностей скупости и расточительства.

Государство, по Аристотелю, -- это общение ради общего блага. Государство состоит из семей и противопоставляется семьям -- общениям ради частного блага. Оптимальной формой государственного устройства считал политию -- государство, где власть принадлежит широким слоям состоятельных граждан, способных купить тяжёлое вооружение. Худшей формой государственного устройства считал Охлократию -- власть толпы.

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”.Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

Ответ 3

Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора», являются Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788).

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включаясудебную

) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Монтескье, исходили из договорной теории, утверждая, что политический строй создается не потусторонними силами, а людьми и в интересах людей. Придавая особое значение биологическим и географическим предпосылкам возникновения государства, Монтескье вместе с тем был убежден, что в конечном счете государство - продукт человеческого разума. Люди поняли, осознали, что вне государства они не смогут Монтескье указывает на три основные формы государственной власти, которые, по его мнению, могут в той или иной мере выполнять необходимые социальные функции: республику, монархию и деспотию. Под республикой Монтескье понимает правление, в котором верховная власть полностью или частично находится в руках народа. Монархию он характеризует как власть одного человека, осуществляемую посредством законов. Что касается деспотии, то она определяется как государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы. нормально существовать и развиваться, и поэтому они предпочли государство естественному состоянию.

Ответ 4

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга “Государь”, в которой Макиавелли: • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; • считал, что народ не играет никакой роли в государстве; • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени: • формирование либеральной политической идеологии; • обоснование необходимости разделения властей; • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; • формирование концепции прав человека и гражданина.

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства — другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии — «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» — было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания) . В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года. По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену). Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ — это зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это всё равно, что спрашивать совета у безумного» . Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели». Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берёт начало суверенная власть. Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан — опоры государства.

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI века, и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое — «Демономания колдунов» (1580) — отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения. Последнее творение Бодена — «Гептапломерес» (или «Разговор семи участников» ) — самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог — безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, — гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии» , терпимость. Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

 

Ответ 5

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:

1. политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществление власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку с соответствующими формами общественного сознания;

2. политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3. государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;

4. экономически господствующий класс – он и политически и идеологически господствующий класс;

5. на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание;

6. анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;

7. политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.

§

Ответ 6

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

§ в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

§ в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

§ в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). Есливласть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, тогосподство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

§ легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);

§ харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);

§ традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

 

Ответ 7

Основные признаки, характеризующие демократический режим: 1. Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. 2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. 3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос. 4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством. 5. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата. 6. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма). 7. Гарантия основных прав человека. 8. Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. 9. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ. 10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. 11. Разрешение конфликтов мирным путем.

 

Ответ 8

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство»[1], а τική - (на)значение илигреч.

πολιτικός , где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес[источник?]):

1.Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

2.Вопросы и события общественной, государственной жизни.

3.Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике,социальных

и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

 

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

1. По целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная и т. п.

2. По направлению, или масштабу: внутренняя и внешняя.

3. По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно обоснованная и волюнтаристская.

4. По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.

Ответ 9

В политике выделяются субъекты, или акторы — свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты — общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему, политический режим и политические процессы.

Ответ 10

Власть.Легитимность и легальность государственной власти

Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей.

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

Ответ 11

Власть может принимать разнообразные формы. Все формы власти побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя.

Существуют три базовых типа власти:

  1. Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.
  2. Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности.
  3. Духовная власть: источник – культурное неравенство.

Ответ 12 ( 27,28)



2015-12-13 428 Обсуждений (0)
Власть.Легитимность и легальность государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Власть.Легитимность и легальность государственной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)