Контрольная работа №1
Контрольная работа № 1 включает следующие обязательные листы: ü Лист 1 - 1 «Титульный лист» (формат А4) ü Лист 1 - 2 «Сопряжение» (формат А4) ü Лист 1 - 3 Построение третьей проекции модели по двум данным (формат А4) ü Лист 1 - 4 «Аксонометрическая проекция модели» (формат А4) ü Лист 1 - 5 Комплексный чертеж детали с применением простого разреза (формат А3) ü Лист 1 - 6 Эскиз детали средней сложности с резьбой, применением разреза и нанесением размеров (формат А3/А4 бумага в клеточку) ü Лист 1 - 7 «Чертеж резьбового соединения» (формат А4)
ЛИСТ 1-1 (Графическая работа №1). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Целевое назначение листа:изучить построение чертежного шрифта по ГОСТ 2.304—81; приобрести навыки построения букв и цифр в соответствии со стандартом; освоить выполнение надписей. 2. Содержание работы: выполнение титульного листа контрольной работы №1. 3. Организация рабочего места. Чертежная доска, на которой закрепляется бумага, должна быть расположена примерно на 15° в сторону того, кто выполняет чертеж. При большем наклоне чертежные инструменты могут соскальзывать с чертежной доски. Перед началом работы следует собрать инструменты, которые будут необходимы для выполнения конкретного чертежа. Их необходимо протереть сухой тряпочкой из хлопчатобумажной ткани. Отобранные инструменты должны располагаться так, чтобы они не мешали работе и в то же время чтобы можно было быстро выбрать среди них необходимый. До начала выполнения чертежа необходимо заточить несколько карандашей, что позволит избежать потерь времени на их заточку в процессе работы и работать, не отрываясь от чертежа. Нужно проверить также, чтобы на столе не было ничего лишнего, и свет падал с левой стороны. Прикалывая чертежную бумагу к доске, первую кнопку следует расположить в верхнем левом углу и выровнять верхний срез листа по кромке рейсшины. Второй кнопкой закрепляют правый нижний угол листа, потом закрепляют оставшиеся углы. 4. Методические указания к выполнению листа. Все надписи на чертежах и других технических документах всех отраслей промышленности и строительства должны выполняться чертежным шрифтом. Размер шрифта h определяет высоту (в мм) прописных букв, которая измеряется перпендикулярно основанию строки. Высота строчных букв с (без отростков k) определяется из отношения их высоты к размеру шрифта (например, с=7/10). По отношению к высоте прописных букв определяются и все прочие параметры шрифта: g — ширина буквы, d — толщина линии шрифта (d=l/10), a — расстояние между буквами, b — минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки), е — минимальное расстояние между словами. Подробнее данная тема рассмотрена на стр. 30 – 36. 5. Порядок выполнения листа. Начинают работу над чертежом с разметки его: нанесением основных изображений (в данном случае рассчитывают длине надписей в отдельных строках, чтобы расположить их посередине) в целях равномерного заполнения поля чертежа. Все линии при этом выполняют тонкими, чтобы легко было их удалить резинкой. Обводку чертежа ведут, широким фронтом. Лишние линии, не подлежащие обводке, удаляют резинкой. Толщина линий чертежа должна строго соответствовать ГОСТ 2.303-68. На листе формата А4 выполнить рамку. Титульный лист включает (рис. ниже) следующие поля: ü №1— наименование колледжа; ü №2 ——наименование документа; ü №3— фамилия преподавателя; ü №4— данные об учащемся; ü №5—год выполнения работы (без указания слова «год»). Данная форма титульного листа отвечает ГОСТ 2.105—79. Пример оформления титульного листа приведен на рисунке ниже. Надписи в зонах 1, 3 выполняются шрифтом размера 7, в зоне 2 — размером 10, в зонах 4, 5— размером 5. Выполнить разметку листа и расположить на нем необходимый объем строк симметрично относительно рамок формата. Перенос частей слов на титульном листе недопустим. Выполнить надписи в тонких линиях. Проверить лист, удалить лишние линии и обвести все надписи. Построение шрифта по вспомогательной сетке показано на рисунке выше. Предельные отклонения размеров букв и цифр ±0,5 мм. Образец выполнения работы приведен в пример ниже (следует обратить внимание на то, что размеры основной рамки должны соответствовать ГОСТу). Линии чертежа должны иметь начертание в соответствии с их назначением по ГОСТ 2.303—68. Толщина сплошной основной линии должна быть в пределах 0,5...1,4 мм и выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, а также от размеров чертежа. Толщина линий одного типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе. Основные данные о линиях приведены в таблице ниже. Учащиеся в чертежах толщину s обводки линий видимого контура принимают равной 0,8...1 мм.
Примечание. Толщина линий S/3 допускается только для чертежей, выполненных тушью, на форматах с А4 по А2. Правила: 1. Толщина линий должна быть одинаковой для всех изображений на данном чертеже, выполненных в одном масштабе. 2. Штрихи в линии должны быть приблизительно равной длины, а промежутки между ними одинаковыми. 3. Штриховые и штрихпунктирные линии должны начинаться и заканчиваться штрихами. 4. Штриховые и штрихпунктирные линии должны пересекаться между собой и другими линиями чертежа штрихами. 5. Осевые и центровые линии должны выступать за контур изображения на 2-5мм. 6. Если размер окружности на чертеже менее 12мм, то центровые линии проводят сплошными. Линии могут иметь специальное назначение, например, для изображения резьбы, шлицев границ, зон с различной шероховатостью поверхности и др. Их применение регламентируется специальными стандартами ЕСКД. Качество чертежа в значительной степени зависит от правильного выбора типа линий, соблюдения одинаковой толщины обводки, длины штрихов и расстояния между ними, аккуратности их проведения. Порядок выполнения листа.Подготовить лист формата А4, вычертить рамку и основную надпись (заполнить последнюю после изучения учебного материала). Выполнить необходимые построения в соответствии с заданием. Линии проводить карандашом Т, или 2Т, толщиной 0,2 мм независимо от толщины их окончательной обводки. Проверить правильность построений и обвести чертеж. Длину штриховых линий выполнить равной 4 мм, а расстояние между штрихами 1... 1,5 мм; длину штрихпунктирных линий выбирать в пределах 18...20 мм, расстояние между штрихами 2...3 мм с указанием точки (или короткого штриха) в середине разрыва. Точку при этом ставят одновременно с проведением штрихов. В месте пересечений линий разрыва прерывистых линии быть не должно. В местах касаний двух линий толщина их не должна быть более, чем назначенная для данного типа. ЛИСТ 1-2 (Графическая работа №2). СОПРЯЖЕНИЕ 1. Целевое назначение листа:изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений, основные правила нанесения размеров на чертежах; приобрести навыки работы с чертежными инструментами и оформления чертежа. 2. Содержание работы: выполнить контур детали применительно к своему варианту. 3. Методы выполнения графических работ Деление окружности на равные части приведено на стр. 47. Задачу эту решают с помощью циркуля и угольников. Другой способ — это способ хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на коэффициент к. Значения этого коэффициента приведены здесь для числа делений 10.
Построение сопряжений сводится к трем моментам: определение центра сопряжения; нахождение точек сопряжения; построение дуги сопряжения заданного радиуса. Для построения сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента определяются графически. В практике чаще всего встречается первый случай: задан радиус сопряжения. Примеры и последовательность построения сопряжений подробно рассмотрены на стр. 48-55. 4. Последовательность выполнения графических работ Начинают выполнять чертеж с вычерчивания рамки формата, выделения поля чертежа и места расположения основной надписи. После этого на поле чертежа намечают расположение изображений — наносят контуры изображения или габаритные очерки, для чего определяются габаритные размеры заданной детали, т.к. чертеж должен располагаться в центре рабочего поля листа. Это дает возможность оценить правильность выбора места расположения изображений и при необходимости внести изменения. Подготовка чертежа заключается в построении всех его фигур и выполнении надписей тонкими линиями. Для этих работ подбирают твердые карандаши марки 2Т (Н или 2Н) или ЗТ (3Н) с остро отточенным грифелем. Если изображения симметричны, проводят оси симметрии и центровые линии для последующего построения окружностей. Отмечают центры окружностей штрихпунктирными линиями; наносят остальные элементы изображения (окружности и прямые). Далее отбирают характерные точки изображения, соединив которые, можно получить изображаемую фигуру. При нанесении точек с помощью циркуля-измерителя их можно легко накалывать, а при нанесении с помощью линейки отмечать легким уколом карандаша или маленьким кружком. При построении точек циркулем они наносятся в виде засечек. Полученные точки соединяют прямыми или кривыми линиями и получают контур изображения, на который наносят остальные необходимые линии. Так как данное задание предусматривает закрепление знаний по выполнению сопряжений и нахождению точек касания, то и приступают к построению сопряжений и касательных. При этом сначала вычерчивают дуги окружностей, а потом линии, касательные к ним. Полностью построив чертеж в тонких линиях, проверив его правильность, начинают окончательное оформление работы. 5. Оформление графических работ Обводка чертежа карандашом отличается тем, что чертеж в этом случае трудно сохранить чистым, а вычистить резинкой можно только части поля листа, не занятые изображениями. Это требует в процессе подготовки чертежа тщательного соблюдения чистоты на чертеже и избежание проведения дополнительных, лишних, случайных линий. Недостатком обводки чертежей карандашом является то, что трудно провести линии одинаковой толщины, а также одинаковой черноты с помощью циркуля. После выполнения построения чертеж следует тщательно проверить, выявить и удалить случайные, лишние или неправильные линии. Причем если обводка чертежа будет выполняться карандашом, то удалить эти линии следует до обводки. Для ускорения работы по обводке чертежа в первую очередь подряд проводят горизонтальные линии на всех изображениях, потом - вертикальные, за ними наклонные одного направления, потом второго и т. д. Сначала проводят сплошные основные линии, за ними, например, - штриховые, сплошные тонкие и т. д. В последнюю очередь заполняют графы основной надписи, наносят технические требования и размерные числа. После окончания обводки чертежа его необходимо снова тщательно проверить для выявления возможных ошибок и упущений. Проверку следует вести по отдельным вопросам в пределах всего чертежа, например, полностью ли обведены нужные линии, везде ли нанесены стрелки на размерных линиях, на всех ли размерных линиях поставлены размеры, не проведены ли лишние линии и др. Следует отметить, что выполнение графических работ в основной массе осуществляется карандашом, поэтому уместно напомнить несколько общих правил работы с ним. Затачивать карандаш следует с конца свободного от надписи, чтобы сохранить его маркировку. Подбор твердости грифеля карандаша и правильность его заточки при наличии заданного сорта бумаги должны обеспечивать получение линии четких, хорошо видимых, необходимой толщиной. Нанесение линий плохо видимых, бледных, серых приводит к утомлению зрения чертежника.
Необходимо постоянно следить за сохранением конусности и длины грифеля, постоянно подтачивать его. Укорочение конуса приводит к утолщению линий. Подбор карандаша при соответствующем сорте бумаги обеспечивает проведение линий, исключающее вдавливание карандаша в бумагу. Это дает возможность при необходимости стереть линию без оставления следов. При проведении линий карандашом по линейке, рейсшине или угольнику карандаш должен быть расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости чертежа или слегка наклонной от себя. В процессе выполнения чертежа горизонтальные линии рекомендуется проводить по верхней кромке линейки или рейсшины слева направо, а вертикальные — снизу вверх. При выполнении надписей и размерных цифр на поле чертежа под руку с карандашом необходимо подкладывать чистый лист бумаги, что исключает загрязнение чертежа.
Варианты заданий: ЛИСТ 1-3 (Графическая работа №3). ПОСТРОЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ПРОЕКЦИИ МОДЕЛИ ПО ДВУМ ДАННЫМ Целевое назначение листа:развивать навыки чтения чертежа, пространственное воображение; вырабатывать умения строить недостающую проекцию модели по двум заданным, проставлять размеры на чертежах. Методические указания к выполнению листа. По двум заданным проекциям модели необходимо представить ее форму. Сопоставляя заданные проекции, определяют, из каких элементарных геометрических форм состоит модель и как они будут представлены на недостающей проекции. Объединив мысленно все эти элементы в целое, получают пространственный образ модели. Только после этого, выбрав масштаб, приступают к построениям. Начинают эту работу обычно с изображения обобщенных форм всех проекций модели, в том числе и аксонометрической. А затем идет постепенное уточнение формы модели: прочерчивают одновременно на всех изображениях ее отдельные элементы. Порядок выполнения листа. Внимательно изучить заданные проекции модели по данным для своего варианта. Опираясь на методические указания к листу, выбрав масштаб и решив вопрос о компоновке изображений, построить третью проекцию модели и нанести размеры. Проверив решение задачи, обвести чертеж. Пример см. на рис. далее.
ЛИСТ 1-4 (Графическая работа №4). АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ МОДЕЛИ 1. Целевое назначение листа:закрепить умения и навыки в построении изометрического изображения модели по данным ее комплексного чертежа; повторить материалы ГОСТ 2.317—69 «Аксонометрические проекции». 2. Методические указания к выполнению листа.По комплексному чертежу модели (лист 1-6) необходимо определить, из каких основных элементарных геометрических форм она состоит, и восстановить в памяти (или повторить) способы изображения этих форм в изометрии. Начинают выполнять изометрическую проекцию обычно с обобщенных форм модели. Затем разработать детали модели: пазы, уступы, отверстия и т. п. Удалить лишние линии, обвести контуры. Последовательность выполнения изометрии модели: 3. Порядок выполнения листа.На листе формата А4 выполнить рамку и основную надпись. Выбрать наиболее удачное для изометрических осей положение модели, комплексный чертеж которой был выполнен на листе 5. Используя метод, предложенный выше, оформить изображение. Убрать лишние линии, подписать чертеж. Пример см. на рис. далее.
ЛИСТ 1-5 (Графическая работа №5).КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЕЖ ДЕТАЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОСТОГО РАЗРЕЗА 1. Целевое назначение листа: освоить правила и методы изображения разрезов, сечений деталей на чертежах всех отраслей промышленности (ГОСТ 2.305—68); закрепить приемы выполнения технического рисунка предмета. 2. Методические указания к выполнению листа. Успешное выполнение данного листа требует изучения правил построения разрезов. Рассмотрим основные положения по ГОСТ 2.305—68, относящиеся к простым разрезам. Многие детали, встречающиеся в технике, имеют отверстия, проточки и т. п. Внутренние формы детали изображают невидимыми линиями, и если эти формы сложны, то чертеж получается неясным для чтения. Для выявления внутреннего контура применяют разрезы и сечения. Деталь в этом случае рассекают мнимой плоскостью и удаляют часть, расположенную между глазом наблюдателя и секущей плоскостью (рис. 39). Плоская фигура, получающаяся непосредственно в секущей плоскости, есть сечение. Изображение, включающее сечение и все, что расположено за секущей плоскостью, называется разрезом (рис. 40),
Число секущих плоскостей разделяет разрезы на простые и сложные. При одной секущей плоскости разрез называют простым и сложным — при большем их числе. Вертикальная секущая плоскость формирует вертикальный разрез, горизонтальная — горизонтальный, плоскость, наклоненная к горизонтальной плоскости проекций, образует наклонный разрез. Разрезы чаще всего помещают на месте видов: вертикальные разрезы на главном виде и виде слева детали, горизонтальный — на ее виде сверху. Когда вид и разрез симметричны, допускается совмещать половину вида с половиной разреза. И та и другая половина при этом освобождаются от линий невидимого контура. Если изображение имеет вертикальную ось симметрии, то разрез располагается справа от нее (рис. 41); при горизонтальной оси симметрии — разрез снизу от нее (рис. 43— вид сверху). След секущей плоскости обозначают разомкнутой линией толщиной 1,5 S, длиной 8...20 мм. Эти штрихи наносят вне контура детали. Направление взгляда при образовании разреза отмечают стрелкой, форма, размеры и положение которой показаны на рис. 42. Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то простой разрез, помещенный на месте соответствующего вида, не обозначают (рис. 43— разрезы на виде слева и главном виде). Спицы, тонкие стенки (ребра) и т. п., если секущая плоскость направлена вдоль их длинной стороны, показывают незаштрихованными. Число изображений (видов, разрезов, сечений) должно быть минимальным, но достаточным для получения полного представления о предмете. Наглядное изображение детали выполняют в аксонометрических проекциях. Для выполнения этой части работы необходимо повторить материал, относящийся к листам 3, 4, 6. В этой части работы необходимо еще выявить внутренний контур детали, для чего вырезают ¼ часть детали. В примере оформления данного листа приведена изометрическая проекция детали (см. рис. 49). Штриховка сечений, как видно на рис. 44, осуществляется линиями, параллельными диагоналям проекций квадратов, образованных соответствующими аксонометрическими осями и линиями, им параллельными. Аксонометрическую проекцию детали допускается выполнить в виде упражнения в рабочей тетради.
Рис. 45 Рис. 46 3. Порядок выполнения листа.По данным своего варианта выбрать деталь по рис. 48. Проанализировать ее форму, определить масштаб изображений, продумать компоновку листа с учетом размещения на нем изометрической проекции детали. Продумать, на какой из проекций целесообразно выполнить разрез. Выполнить в тонких линиях все построения, включая разрезы и изометрическую проекцию. Удалить все лишние линии, в том числе и линии невидимого контура, который выявлен в разрезе. Нанести размерные линии. Обвести чертеж. Заштриховать тело детали в зоне разреза. Штриховку выполнять тонкими линиями на равном расстоянии друг от друга под углом 45° одного направления на всех проекциях. В изометрии штриховка тела детали в разрезе выполняется по правилам, показанным на рис. 44. Заполнить основную надпись, подписать чертеж. Пример см. на рис. 49.
ЛИСТ 1-6 (Графическая работа №6). ЭСКИЗ ДЕТАЛИ СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ С РЕЗЬБОЙ, ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗРЕЗА И НАНЕСЕНИЕМ РАЗМЕРОВ (ЭСКИЗ ДЕТАЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗРЕЗА) 1. Целевое назначение листа:закрепить навыки составления эскизов и применения правил выполнения разрезов сечений, нанесения размеров; продолжить освоение приемов выполнения технического рисунка детали; изучить ГОСТ 2.311—68 «Изображение резьбы». 2. Методические указания к выполнению листа.Правила выполнения эскизов изложены в указаниях к листу 8. Работа состоит в выполнении эскиза более сложной детали, имеющей резьбу. В связи с этим учащемуся следует изучить ГОСТ 2.311—68. Резьбу изображают на стержне — сплошными основными линиями по наружному диаметру и сплошными тонкими — по внутреннему (рис. 55), в отверстии — сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями — по наружному диаметру (рис. 56). Как видно из рис. 55, 56, на изображениях, полученных проецированием на плоскость, перпендикулярную оси стержня, дуга, выполненная тонкой линией, разомкнута в любом месте на 1/4 ее длины. Резьба, показываемая как невидимая, изображается штриховыми линиями одной толщины по всем параметрам. Штриховку в разрезах и сечениях проводят до сплошной основной линии. Обозначение наружной и внутренней резьбы приведено на рис. 51. Для успешного выполнения технического рисунка необходимо повторить материал к листу 6. Учитывая, что рисунок выполняется в тетради на клетчатой бумаге, проведение изометрических осей существенно упрощается (рис. 58). Внутренние очертания детали выявляют вырезом передней четверти детали. Линии штриховки в сечении проводят по правилам (см. рис. 44).
3. Порядок выполнения листа.Объектами для составления эскизов являются детали, полученные на УКП или взятые на производстве. Можно воспользоваться изображениями деталей на рис. 60 в изометрии в масштабе 1:2. Считать коэффициент искажения по осям, равным 1. Работу выполнить на листах писчей бумаги в клетку стандартного формата А4 (A3). Листыможно склеивать до указанного размера формата. Правила выполнения эскиза учащемуся знакомы по работе над листами 7 и 8. Пример см. на рис. 61.
ЛИСТ 1-7 (Графическая работа №7). «ЧЕРТЕЖ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ» 1. Целевое назначение листа:изучить правила и приемы изображения и обозначения резьбовых соединений по ГОСТ 2.311—68, ГОСТ 2.315—68; приобрести навыки выполнения различного рода резьбовых соединений. 2. Методические указания к выполнению листа.Резьбовые соединения среди всех соединений занимают 60 %. Ни один механизм не может быть собран без применения таких резьбовых изделий, как винты, болты, шпильки, гайки. Они скрепляют отдельные детали в механизм, потому их и называют крепежными. Резьбовые пары встречаются и в механизмах приборов и машин, где они служат для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. С изображением резьбы на отдельных деталях учащиеся познакомились, выполняя лист 9. В настоящей работе необходимо освоить условное обозначение резьбовых соединений на примере метрической резьбы. Профиль метрической резьбы нормируется ГОСТ 9150—81. Наиболее распространенный вид разъемных соединений деталей — резьбовые соединения болтами, винтами, шпильками. Примеры этих соединений приведены на рис. 62 без упрощений. На рис. 63 показаны упрощенные изображения тех же соединений в соответствии с ГОСТ 2.315—68. В практике машино- и приборостроения часто встречаются соединения различных деталей с помощью резьбы. На рис. 64 представлен чертеж одного из таких соединений. 3. Порядок выполнения листа. На листе формата А4 (A3) по данным (рис. 65) двум деталям составить чертеж резьбового соединения в масштабе на усмотрение учащегося. В каждом задании оговорена длина свинчивания деталей. Ее следует выдерживать при выполнении чертежа соединения. Последовательность выполнения листа: определить необходимое число изображений и масштаб; провести разметку листа; в тонких линиях выполнить изображения соединения, наметить разрез; провести размерные линии; обвести линии и надписи; подписать чертеж. Пример см. на рис. 66.
ЛИСТ 1-8 (Графическая работа №8). ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ (ЧТЕНИЕ СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА) 1. Целевое назначение листа: выработать навыки в чтении сборочного чертежа; изучить стандарты 2.108—68, 2.316—68, 2.109—73, 2.401—68, 2.420—69; освоить практику выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу. 2. Методические указания к выполнению листа. Приступая к выполнению задания, необходимо ознакомиться с изделием: выяснить его назначение, рабочее положение, принцип действия и устройство, способы соединения его составных частей и деталей, последовательность сборки и демонтажа. Далее необходимо изучить перечень деталей, входящих в изделие, выделить при этом сборочные единицы, детали и стандартные изделия. Рабочий чертеж детали, выполненный по сборочному чертежу, должен содержать все размеры, необходимые для ее изготовления. Однако на сборочном чертеже представлены только габаритные размеры конструкции, размеры присоединительных и ответственных поверхностей. На предприятиях сборочные чертежи выполняют в определенном масштабе, и размеры отдельных элементов деталей можно заимствовать прямо с чертежа. Масштабы изображений сборочных единиц в данном пособии отличаются от тех, что указаны в основной надписи, и это требует выяснения масштаба. Например, на сборочном чертеже зажима для слесарных работ (рис. 68, 6) указан размер рукоятки 70 мм, а измерение его линейкой дает 41 мм. Масштаб уменьшения при печати чертежа равен 70/41 —1,7. Определяя по чертежу остальные размеры деталей, необходимо увеличивать их в 1,7 раза. Для сокращения подсчетов прибегают к пропорциональному масштабу. На листе миллиметровой бумаги по горизонтали откладывают 41 мм от некоторой точки О. Из полученной точки восставляют перпендикуляр и откладывают на нем 70 мм. Проведя прямую через точки О и М, получают линию масштаба 1:1 (рис. 67). Если на вертикальной линии отложить 140 мм, то получим линию масштаба 2:1, если —35 мм, то линию масштаба 1:2. График масштаба существенно облегчает определение размеров деталей. Сопрягаемые размеры должны быть согласованы во всех их чертежах. В качестве примера рассмотрим сборочный чертеж зажима для слесарных работ (рис. 68, а, б). Принцип работы и назначение зажима ясны из его описания и рисунка. По номерам позиций на чертеже и в спецификации находим детали. Уясним их конструкцию, необходимое число изображений и масштаб для каждой из них, определяем главный вид. В рабочей тетради выполняем эскизы деталей, намечаем необходимые размеры. Выбираем масштаб изображений для рабочих чертежей их. Составляем пропорциональный масштаб. Подготавливаем форматы нужного размера, оформляем их в соответствии с ГОСТ 2.104—68. Определяем габариты изображений, размещаем их на поле чертежа с учетом места для последующей простановки размеров. Оформляем контуры деталей в тонких линиях, намечаем разрезы, наносим размерные линии. Выполняем обводку чертежа, снабжаем его надписями и подписью. Пример выполнения чертежей двух деталей см. на рис. 69.
3. Порядок выполнения листа.По данным табл. 5 выбрать задание к листу 11. Следуя указаниям к данному листу, выполнить чертежи двух деталей.
Рис. 70. Вариант 0:съемник — приспособление для съемки шкивов, подшипников качения, шестерен и других деталей с валов. Основные детали съемника: коромысло 1, на которое надеты захваты 3 и нажимной винт 2. Предотвращают соскальзывание захватов с коромысла ограничители 4, закрепленные винтами 5. Демонстрируемый узел устанавливается на выступы захватов. Съемка деталей осуществляется путем вращения нажимного винта, в отверстие которого с этой целью вставляется стержень (рычаг) Рис. 71. Вариант 1: струбцина — винтовой зажим, применяющийся для закрепления обрабатываемых деталей, а также различных приспособлений. С помощью струбцины можно прижимать склеиваемые детали и др. Основные детали струбцины: скоба /, втулка 3 и нажимной винт 2. Втулка со скобой соединена путем расклепывания, а с нажимным винтом — на резьбе. Винт вращают с помощью рукоятки 4, На конце винта, который расклепан, имеется кольцо 5, соединенное подвижно с нажимным винтом Рис. 72. Вариант 2: кернер служит для набивки углублений при разметке деталей. Он состоит из подвижного 2 и неподвижного 1 бойков, укрепленных на направляющей 3. Неподвижный боек соединен с направляющей благодаря расклепыванию ее концов, а подвижный — с помощью планки 4 и винта 5, имеющего неподвижную рукоятку 6. Кернером можно набивать углубления, имеющие постоянное расстояние между собой по прямой, а также по окружности
2016-01-02 |
4937 |
Обсуждений (0) |
|
5.00
из
|
|
Обсуждение в статье: Контрольная работа №1 |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы