Сущность механизма ценообразования, его структура. Либерализация ценообразования
Механизм формирования цены называется ценообразованием. Система ценообразования включает в себя механизм ценообразования и систему цен. Механизм ценообразования – это совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, происходящих с участием различных хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, посредников) при регулирующей роли государства. Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (или тип) их формирования, уровни и соотношения. Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: 1) юридические лица и предприниматели; 2) республиканские органы государственного управления; 3) областные и Минский горисполком. В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать следующие принципы ценообразования: 1) определение основ государственной политики в области ценообразования; 2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); 3) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов); 4) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки; 5) государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, установление нормативов и регулируемых цен (тарифов). В рыночном механизме ценообразования целесообразно выделить механизмы государственно-общественного управления и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов. Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них – на интересы производителей и потребителей товаров для приведения в соответствие с общественными потребностями структуры и эффективности общественного производства. Государственно-общественное управление предполагает реализацию таких управленческих функций, как: 1) контроль; 2) планирование; 3) регулирование; 4) организация. Контроль цен в настоящих условиях перемещается в сторону рынка. Специальный государственный контроль, сводящийся к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования, постепенно дополняется социальным контролем со стороны общественных организаций, советов потребителей, а также научно-статистическим контролем (статистические расчеты движения цен и доходов, правильности уплаты налогов и т.д.). Планирование включает разработку республиканских цен на важнейшие виды продукции по номенклатуре, согласованной с регионами, и разработку прогноза изменения цен. Регулирование включает: 1) введение или отмену ценовых или других ограничений; 2) непосредственное изменение уровня отдельных цен, налоговых ставок или ставок других платежей; 3) фиксирование или замораживание цен на какой-то период. В условиях рынка также осуществляется саморегулирование механизма ценообразования, т.е. установление цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, распределения, обмена и потребления продукции и товаров. Либерализация ценообразования предполагает два основных направления развития. Первое направление связано с быстрым и резким переходом на новый уровень цен, что влечет существенный рост инфляции в стране, усиление ценовых диспропорций, снижение реальных доходов населения. Именно по такому сценарию проходил процесс либерализации ценообразования в 1992–1994 гг., когда среднемесячный рост цен на потребительском рынке составлял 26– 30%, что привело к снижению уровня жизни населения Беларуси. Шоковый вариант либерализации, как правило, вынужденный, неподготовленный, обусловленный отсутствием или неразвитостью рыночных инструментов и механизмов, несоответствием законодательных норм реальным экономическим процессам. Второй вариант либерализации предполагает плавный, постепенный переход к свободному ценообразованию по мере осуществления рыночных реформ, выработки концептуальных подходов, общих принципов построения системы ценообразования в стране. В данном случае либерализация проходит в несколько этапов, заключающихся в снятии различных барьеров и ограничений при формировании цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продукцию, предназначенную на экспорт, товаров и услуг на потребительском рынке. Именно в таком направлении проходил процесс ценовой либерализации в стране начиная с 2000 г. Тем не менее приоритет в проведении ценовой политики государства принадлежал прямому (административному) регулированию. Рыночные методы формирования и регулирования цен во многих сферах не применялись в полной мере, поскольку не было достаточной нормативно-правовой базы, или, говоря по другому, не были установлены «правила игры» (институциональная среда), формирования и регулирования цен рыночными инструментами. Начиная с 2008 г. был отменен ряд основополагающих, с точки зрения административного регулирования, документов – «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» (сентябрь 2008 г.) и «Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов» (март 2011 г.), достаточно жестко регламентировавшие формирование оптовых и розничных цен и тарифов на потребительском рынке страны. Таким образом, к 2011 г. появились предпосылки перехода к новому этапу либерализации, что и было закреплено в институциональном плане принятием двух документов – Директивы Президента РБ № 4 [1] и Указа Президента РБ № 72 [2]. В частности, Директивой Президента РБ № 4 от 31.12.2010 г. в ценовой сфере предусматривается снижение уровня административного ценового регулирования. Это, в свою очередь, связано с переходом к рыночным механизмам ценообразования, исключением вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отменой различного рода ограничений в оптовой и розничной торговле. Также прогрессивным, с точки зрения совершенствования правового поля ценообразования и проведения ценовой политики, является принятый в начале 2011 г. Указ Президента РБ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Указ предусматривает сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию. В странах с переходной экономикой либерализация ценообразования способствует профилактике периодически возникающих ценовых диспропорций: в системе потребительских цен; цен на сельскохозяйственную продукцию; между потребительскими ценами и ценами производителей промышленной продукции; между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; между внутренними ценами и ценами основных торговых партнеров. Применение этих инструментов корректировки предполагает, что по мере развития ценовая структура нашей экономики будет приближаться к структуре стран – основных торговых партнеров, в частности по Таможенному союзу, а в перспективе – к структуре развитых стран.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1137)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |