Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ Содержание: 1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры. 2. Компоненты педагогической культуры: - аксиологический компонент педагогической культуры; - технологический компонент педагогической культуры; - эвристический компонент педагогической культуры; - личностный компонент педагогической культуры. Литература: 1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьва, И.Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2000. – 208 с. 2. Введение в специальность: Учебное пособие для педфакультетов / Под. ред. Рувинского Л.И., Канкалика В.А., Гришина Д.М. - М.: Академия, 1998. - 340 с. 3. Мижирикова В.А., Ермоленко Е.М. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с. 4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В.Кислинская. – М.: Академия, 2004. – 224 с. 5. Профессиональная культура педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Высшая школа, 1993. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры Необходимость культурологической подготовки будущих педагогей априори доказана большинством учёных, исследующих проблемы профессиональной школы. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, неуклонно возрастают требования к уровню подготовки педагога, усиливается творческое начало, свобода в его деятельности, существует прямая зависимость успешности деятельности педагога от уровня его общей культуры. Влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности особенно сказывается в условиях принятия педагогом ответственных решений, непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и о результатах реализации решения (обратной связи) и чётких критериев выбора оптимальной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо отметить, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности педагога в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания. Во-вторых, сам процесс образования является не только и не столько способом овладения личностью определенной профессией, сколько способом приобщения её к современной культуре. В-третьих, современный педагог — это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры. В-четвёртых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования у них духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения студенческой молодежи к нравственно-духовной деятельности, которая является основой для личностного освоения культуры. В-пятых, активное приобщение студенческой молодежи к сокровищам мировой и народной культуры в форме духовно- творческой деятельности является, пожалуй, единственным и незаменимым средством самореализации творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил. Особенно необходима культурологическая подготовка студенту педвуза, ибо его будущая профессиональная деятельность постоянно связывается с нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой действий и событий, постановкой задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий. Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (например, эпоха античной культуры), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.). В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Классическое изречение о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется, помогает нам понять, что сущность культуры определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разной культуре общения, мышления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, передовому, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Культура в её материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приёмами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, её представителем и носителем. Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы как социального института и педагога как одного из главных действующих в ней лиц. Общая культура педагога представляет собой совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития её духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для педагога процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, к приведению её в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Следовательно, в содержание общей базовой культуры педагога целесообразно включить: - культуру умственного и физического труда; - культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации; - культуру быта; - культуру общения и культуру досуга. Содержание базовой культуры педагога можно рассматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъекта педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления: • экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой); • технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности); • правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями); • политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.); • культуру семейных отношений; • коммуникативную культуру; • гносеологическую культуру; • экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности). Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5584)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |