Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Странам ближнего зарубежья



2016-01-02 963 Обсуждений (0)
Странам ближнего зарубежья 0.00 из 5.00 0 оценок




Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу, которое отразил VII Съезд народных депу­татов России в декабре 1992 г. Усилились конфронтация федеральной зако­нодательной и исполнительной власти, приведшая к трагическим событиям 3—4 октября 1993 г.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е. Т. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В. С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).

С конца 1992 г. началась массовая приватизация (координировал этот процесс один из вице-премьеров — А. Б. Чубайс): перевод государственной собствен-ности в частную, которая проходила в два этапа.

Первый этап (1992—1993 гг.) — безвозмездная передача всем гражданам части государ­ственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизаци­онного чека (ваучера). Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам Рос­сии, включая младенцев. Операция была осуществлена на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. в ценах 1991 г.

С осени 1994 г. начинается второй этап приватизации — приватизация го­сударственных предприятий путем прямого акционирования и начало прода­жи акционерных предприятий.

Последствия приватизации:

- с одной стороны, произошел крупномасш­табный обман народа,

- с другой — почти все лучшие предприятия с экспорт­ным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполно­моченных» банкиров.

Следствием приватизации стал рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и до­рогостоящие предприятия через подставные фонды скупались по низким це­нам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10% населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала фор­мированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.

В ходе приватизации в условиях «дикого» капитализма были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погаше­ние растущего внешнего долга страны. За 1992—1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд долларов, вывезенных из России.

Для финансирования бюджетной сферы была ужесточена федеральная на­логовая политика. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по на­логовой политике не решало возникших проблем. Основное значение стали приобретать не административные меры, а «законы рынка», где предприяти­ям оставлялось не более 10 коп. с каждого рубля прибыли. Это подтолкнуло хозяйственников и предпринимателей к антизаконным действиям. Рыноч­ные отношения приобретали откровенно криминальный характер.

Криминальные операции с деньгами стали приносить самые большие доходы. Так, в 1993 г. только «чеченские авизо» (фальшивые платежные документы) позволяли похищать до 2 млрд. руб. в день. Более 2 млн. чел. только в Москве в 1994 г. пострадало от финансовых афер в ходе игры с акциями «пирамид­ных» финансовых компаний. Они выплачивали акционерам дивиденды за счет следующих вкладчиков. Наиболее громкими были скандалы АО «МММ», банк «Чара» и др.

Исследователи полагают, что, если бы массовая приватизация предше­ствовала, а не следовала за либерализацией цен, криминализации экономики не было бы.

В целом массовая приватизация способствовала возникновению много­укладной экономики:

1) государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия);

2) частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяй­ства);

3) акционерные общества;

4) коллективные хозяйства;

5) мелкотоварное производство.

В 1994—1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие:

1) ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ре­сурсов;

2) отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регио­нам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование;

3) либерализация внешней торговли, расширение импорта потребитель­ских и продовольственных товаров;

4) свободная конвертация рубля;

5) крупномасштабные внешние займы;

6) неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.

Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышлен-ного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образова­ния и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроитель­ной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990—1999 гг. сократился на 40%. Ре­зультатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудо­вание — 40%.

На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяй­ственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сель­скохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции.

Курс рубля по отношению к доллару в 1992-1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России.

Социальные последствия спада производства: имущественная дифферен­циация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); пе­реключение трудовой активности населения из сферы производства в об­ласть индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посред­нических операций.

Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых орга­низаций; нарушение экономических связей между регионами страны и рас­пад единой народно-хозяйственной структуры.

В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей стра­ны оказались за чертой бедности. Правительством предпринимались попыт­ки укрепить российскую валюту (и скрыть инфляцию):

- решение ЦБР об изъятии из обращения с 26 июля 1993 г. государственных казначейских би­летов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961 — 1992 гг.;

- введение в июле 1995 г. «валютного коридора»;

- решение о деноминации рубля в тысячу раз с 1 января 1999 г.

Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный ха­рактер. Большинство предприятий и фирм вынуждено платить мафиозным структурам («рэкетирам») дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену ар­битража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодатель­ства работают неэффективно.

Криминальные группировки фактически открыто поделили между собой районы крупных городов и целые территории. Ситуацию усугублял создав­шийся в 1991 — 1996 гг. правовой вакуум, связанный с отсутствием законов, отражающих новые виды преступлений.

Последствия рыночных «реформ» в России 1992—1998 гг.:

1) спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50% до августовского кризиса 1998 г., что сопоставимо с падением экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Особенно болезненным оказался обвальный разрыв связей с бывшими советскими республиками, ставшими независимыми государствами. Под угрозу было поставлено само существование многих российских предприятий, внезапно прекративших снабжаться сырьем, оборудованием, комплектующими материалами; их про­дукция оказалась невостребованной;

2) политика «открытых границ», которая привела к тому, что на Запад и на Восток (в Китай) хлынули потоки сырья и особенно металлов, спровоциро­вав падение цен на мировом рынке;

3) кризис банковской системы: сокращение числа банков, уменьшение их активов (особенно после августа 1998 г.);

4) в стадии рассмотрения находился Закон о земле (дискуссионным явля­ется вопрос о купле-продаже земли), и существовала реальная опасность рас­продажи «земли с молотка»;

5) регулярные задержки зарплаты и недостаточное обеспечение прожиточ­ного минимума (в конце 1995 г. средняя зарплата в России составляла 140 дол­ларов, в начале 1999 г. — 62,5 доллара, в США — 2000 долларов в месяц), на­пряженность с выплатой пенсий;

6) возникновение противоречий на производстве, в финансовой сфере, связанное с созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собствен­ников и обнищанием значительной части населения, резким углублением со­циального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыноч­ной экономики;

7) стихийные забастовки и массовые митинги протеста по всей стране (на­ряду с экономическими требованиями происходило выдвижение политиче­ских требований);

8) зависимость от иностранных кредитов и инвестиций;

9) следствием экономического банкротства стало политическое банкрот­ство власти.

В 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхо­да из финансового кризиса (был принят новый закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте-апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере (на 9 апреля была назначена очередная Всерос­сийская акция протеста). 31 марта указом Президента правительство во главе в В. С. Черномырдиным было отправлено в отставку. 24 апреля указом Прези­дента РФ председателем правительства был назначен С. В. Кириенко.

В мае-июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастро-фический характер, что было вызвано, в том числе падением миро­вых цен на сырье (на 30% — на металл и в два раза — на нефть) и на акции российских кампаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам госу­дарств США и Германии, а также МВФ.

Главным условием выдачи кредита от Мирового банка на 1998 г. было дробление естественных монополий. Поэтому правительство приступило к разработке плана «вертикальной и горизонтальной перестройки» в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.

17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлени­ем о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам {дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств). 23 августа последовала отставка правительства Кириенко. Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан на две трети (курс доллара возрос до 20 рублей за 1 доллар). Падение импорта (в 6-7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традицион­ного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. При­маков. Главными принципами его политики стало введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение де­нежной эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию, борьба про­тив криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ.

С 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продук­цию. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков.

В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса, результатом которой стала отставка в мае 1999 г. В. М. Примакова. Новым главой Кабинета министров стал С. В. Степашин, которого 16 августа 1999 г. сменил В. В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.

После избрания В. В. Путина Президентом Кабинет министров возглавил М. М. Касьянов. 28 июня 2000 г. Кабинет министров во главе с М. М. Кась­яновым принял правительственную программу на ближайшие10 лет и на2000—2001 гг., разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г. Ю. Грефа.

Среднесрочная программа включала в себя налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных моно­полий, прежде всего «Газпрома» и РАО «ЕЭС», а также принятие Земельного кодекса. В целом правительственная программа предполагала реформирова­ние системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В эко­номической части она направлена на защиту интересов потребителя и произ­водителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.

По оценке Института экономики РАН, в 2000 г. ВВП вырос на 7,5%. Промышлен­ное производство — больше чем на 9%. Инфляция удержалась на уровне 20,5%. Зарплаты выросли в среднем на 24%. Пенсии — на 35%. Реаль­ные доходы — примерно на 9%. Людей с доходами ниже прожиточного мини­мума стало почти на 15 млн человек меньше.

В 2000 г. впервые в истории новой России был вовремя принят бюджет, одобрена пенсионная реформа (переход на накопительный принцип форми­рования пенсии), прошел обсуждение новый Таможенный кодекс, подоход­ный налог снижен до 13%. Введен единый социальный налог (вместо множе­ства отчислений в разные фонды).

С декабря 2000 г.на 20% было повышено денежное содержание военно­служащих. Ранее было принято решение о сокращении армии и флота на 365 тыс. чел. А все силовые структуры (2 млн 360 тыс. военных и 960 тыс. гражданских служащих) к 2005 г. планируется сократить на 20%. Завершена разработка плана строительства Вооруженных Сил на 2001—2005 гг. и про­граммы развития вооружения и военной техники на 2001—2010 гг. На боевое дежурство в п. Татищево Саратовской области заступил полк новых стратеги­ческих комплексов PC—12М (вариант 2 «Тополь—М»). В декабре 2001 г. Во­енно-Морской Флот России получил самую современную атомную подвод­ную лодку «Гепард».

Однако, несмотря на некоторые достижения, реформы в армии пока идут в основном на бумаге или сводятся только к сокращению боеспособных час­тей. В результате катастрофы погибла подводная лодка «Курск». С боевого дежурства была снята дивизия стратегических ракет Р-36М с 260 разделяющи­ми головными частями. Недовольство военных вызвало введение 13%-ного подоходного налога, который раньше они вообще не платили. По-прежне­му более 20% военнослужащих живут за чертой бедности, более 100 тыс. — без жилья.

16 ноября 2000 г. на заседании российского Правительства было принято решение затопить в океане в феврале следующего года орбитальную станцию «Мир» — гордость отечественной космонавтики. Причина — крайняя изно­шенность станции, прослужившей в общей сложности 15 лет. Освоение кос­моса предполагается продолжать, участвуя в работе МКС — Международной космической станции. Это решение вызвало неоднозначную реакцию, но власти все же осуществили задуманное. 23 марта 2001 г. «Мир» был сведен с орбиты и затоплен в южной части Тихого океана — на своеобразном клад­бище российских кораблей.

В 2000 г. в 1,2 раза была повышена заработная плата судей, увеличены ас­сигнования на деятельность судов. В мае 2001 г. в Государственную Думу на рассмотрение были внесены 4 из 11 законопроектов судебной реформы («О статусе судей», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесе­нии изменений в законы «О Конституционном суде», « О судебной системе РФ»), а также целый блок поправок в уже принятые нормативные акты.

Положительные стороны развития экономики в 2000 г. бесспорны. При­знавая это, надо в тоже время учитывать, что Россия в этот период времени уступала не только развитым странам Запада, но и двум десяткам развиваю­щихся стран Азии и Латинской Америки.Так, по данным Гарвардского университета и Давосского экономического форума, в 2000 г. Россия по свободному индексу конкурентоспособности занимала 55-е место, уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Индия, не говоря уже о развитых странах Запада. Примерно такой же рейтинг России — по качеству налоговой системы, условиям для открытия новых предприятий, степени открытости внутреннего рынка. Председатель Госдумы Г. Селез­нев, выступая в июне 2000 г. на петербургском экономическом форуме, за­являл: «Сегодня наша страна, самая богатая в мире по ресурсам, занимает по уровню жизни 80-е место».

Экономическая ситуация оказывает определяющее влияние на полити­ческий климат в стране. В условиях, когда 30% населения имеют (поданным статистики) доходы ниже прожиточного минимума, достижение социально-экономической стабильности превращается в неразрешимую проблему. При этом для России характерна высокая степень дифференциации общества. В нашей стране существует значительный разрыв между богатыми и бедны­ми, когда их доходы разнятся в сотни, тысячи раз.

Правительство, понимая важность обеспечения спокойной социальной обстановки, активно работает в этом направлении. Федеральный бюджет на 2001 г. значительно отличался от предшествующих документов этого рода. Он предусматривал низкий уровень инфляции, рост объема ВВП и промышлен­ного производства, равновесие доходов и расходов бюджета. При составле­нии проекта бюджета правительство М. М. Касьянова предусмотрело средне­годовой уровень цены на нефть за последнее десятилетие — 18—19 долларов за баррель (1 баррель = 159 литров), хотя в течение 2000 г. она колебалась в диапазоне 23—35 долларов.

От цен на нефть напрямую зависело обещание правительства о повыше­нии заработной платы и пенсий:

- с января 2001 г. были подняты на 20% окла­ды всем врачам и учителям;

- с 1 июля до 300 рублей была увеличена мини­мальная оплата труда

- с 1 декабря правительство изменило всю систему бюджетных тарифов и пообещало, что их зарплаты в среднем в 2002 г. вырас­тут на 89%. Минимальная трудовая пенсия была повышена до 550 рублей, а максимальная — до 1560 рублей.

Однако, несмотря на повышение заработной платы и пенсий, уровень жизни граждан России не вырос, так как обещание удержать годовую инфля­цию в пределах 12% в 2001 г. не было выполнено. Цены за 2001 г. выросли в среднем на 18,5%. Среднегодовой курс доллара держался на уровне 30 руб­лей и перешагнул 30-рублевый рубеж в декабре 2001 г.

Важнейшей реформой, имеющей огромное и экономическое и социаль­ное значение, является принятие правительством программы реформирования жилищно-комму-нального хозяйства:

- в 2002 г. предусмотрено введение 100% квартплаты в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени;

- реструктуризация долгов ЖКХ;

- в 2003 г. введение 100% квартплаты по всей России;

- отмена до­таций ЖКХ из Федерального бюджета;

- в 2004 г. передача всех коммунальных услуг частникам;

- в 2006 г. создание государственных агентств по страхова­нию инвестиций в ЖКХ;

- в 2010 г. уход государства из сферы коммунальных услуг;

- семьям, у кого квартплата составляет более 22% семейного дохода, с 2002 г. начата выплата субсидий государством.

В 2002 г. исполнилось 10 лет с начала рыночных реформ в России. Именно в начале 1992 г. было принято решение «отпустить» цены. Есть разные оцен­ки того, что именно произошло с нашей страной за эти годы:

- по данным официальной статистики, ВВП сократился на 44%;

- по ощущениям большин­ства граждан, жизнь стала дороже. Однако было бы неверным считать, что наша страна потерпела экономический крах в 90-е гг. В советский период все стремились любой ценой выполнить план, даже ценой приписок. При этом никто не думал ни о качестве, ни о том, нужна ли вообще эта продукция. СССР выпускал тракторов в 6 раз больше, чем США, но производил гораздо меньше сельхозпродуктов. Таких примеров множество.

После краха коммунизма часть экономики ушла в тень и не отражалась официальной статистикой. Это, по крайней мере, на четверть сокращает циф­ры падения производства. Из России ежегодно убегает не менее 20 млрд. дол­ларов, и при этом у страны положительный платежный баланс: Россия на 46 млрд. долларов продает больше, чем покупает. Так что она не испытывает острой необходимости в иностранном капитале.

Есть расхожее мнение, что западная помощь России была огромной. На самом деле она была крошечной. В среднем с 1992 по 2000 г. Россия получала по 200 млн. в год, а Европейское сообщество давало и того меньше: по 150 млн. в год. Россия уже погасила больше половины этой суммы с процентами. США же получили огромные выгоды от сокращения военных расходов. Гор­бачев и Ельцин фактически ликвидировали дефицит американского бюдже­та, устранив военную угрозу для США.

В настоящее время Америка подминает под себя экономические рынки. Воюя в Ираке, сверхдержава старается прибрать к рукам мировую нефть: мощной экономике не хватает энергоресурсов. А какое место занимает Рос­сия в распределении природных богатств?

В нашей стране, занимающей десятую часть территории земли, сосредо­точено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 13% нефти. По до­быче угля Россия стоит на третьем месте: лидирует Китай, затем США. Запа­сы нефти оцениваются в 25,2 млрд. тонн, это ставит Россию на восьмое место. По добыче черного золота наша страна уступает лишь США и Саудовской Аравии.

За счет нефти Россия живет уже последние 40 лет. Однако все эти годы ря­довые граждане и понятия не имели о цене. В начале 70-х гг., когда нефть тоже небывало подорожала, чуть ли не в 10 раз, ее экспорт давал нам 2—3% ВВП. Сейчас — до 25% (притом, что в отрасли работает всего 3% занятого населе­ния). Однако дело не в эффективности экспорта (сегодня страна вывозит примерно столько же, сколько продавали при советской власти), а в падении остального производства.

В послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент В. В. Путин по­ставил задачу: за ближайшие десять лет Россия должна удвоить ВВП (валовой внутренний продукт). Таким образом, к 2010 году товаров и услуг в нашем государстве должно производиться вдвое больше.

2003 год — пиковый для России по выплате внешнего долга. Главная зада­ча — рассчитаться с внешними и внутренними долгами, обеспечить устойчи­вость всех экономических показателей: рост ВВП, сдерживание темпов инф­ляции, стабильность курсовой политики рубля по отношению к доллару, свое­временность выплаты зарплат и их индексация.

Таким образом, несмотря на определенные начинания в реформаторской деятельности 2000—2003 гг., процесс обновления в России идет чрезвычайно трудно. В условиях жесткого структурного (экономического, политического, социального и т. д.) кризиса следует прежде всего искать выход из сложив­шейся ситуации, а не декларировать продолжение «реформ». Основной во­прос в том, каким образом и какими силами будет завершена экономическая и политическая модернизация. Если годовые темпы инфляции достигнут 20—25%, то роста доходов не произойдет, а будет падение реальных доходов населения. А это в свою очередь усилит социальную напряженность и, как следствие, политическую нестабильность в обществе, окажет негативное влияние на политическое развитие страны.

 

 



2016-01-02 963 Обсуждений (0)
Странам ближнего зарубежья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Странам ближнего зарубежья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)