Взаимосвязь теории государства и права и философии
Философия — это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Существует весьма глубокая и многогранная связь между теорией государства и права и философией, которая прослеживается по разным направлениям. 1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества. Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др. 2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики: § переход количественных изменений в качественные; § закон единства и борьбы противоположностей; § закон отрицания отрицания. 3. Большое значение для теории государства и права представляет философскиймировоззренческий аспект.Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права. Политология — это наука о политике, средствах достижения и осуществления государственной власти. Теория государства и права и политология связаны прежде всего тем, что объектом обеих наук является государство. Разница в подходах к объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления под углом зрения их места и роли в политической системе. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только «изнутри», но и «извне» — со стороны его связей с политической системой общества и с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, профсоюзы и т. п. Политология также использует данные теории права и государства. Так, в процессе проведения исследований политологи широко используют наряду с собственным политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами теории права и государства (например, по вопросам понятия государства, государствен ного аппарата). Экономические науки занимаются изучением различных способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, проблем труда и заработной платы и т. д. К ним, в частности, относятся политическая экономия (теория экономики), история экономической мысли, экономическая статистика, экономика отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит. Теория государства и права неразрывно связана с ними, ибо от того, как решаются экономические проблемы, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним — государства и права. Между соответствующими параметрами экономики и уровнем развития и состоянием государства и права существует тесная связь и взаимообусловленность. Таким образом, экономика, а вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на юридические науки. В свою очередь, последние оказывают значительное влияние на экономические науки. Это в полной мере относится и к теории государства и права. Социология занимается изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. Теория государства и права опирается в своем развитии и на общую социологическую теорию, изучающую закономерности функционирования всего общества, и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества. Теоретики права и государства широко используют конкретные социологические исследования жизнедеятельности государственно- правовых институтов. Помимо научной важности они имеют определенную практическую значимость. Данные социологических исследований позволяют успешно решать, например, проблемы развития формы государства, совершенствования законодательства. 4. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение. Юридические науки делят на три основные группы: Историко-правовые (ТГП, история политико-правовых учений, история государства и права) Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право) Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина) Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов(прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право). Общность ТГП и историко-правовых наук в том, что они рассматривают ГиП в целом, изучают существовавшие ранее типы ГиП, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие ТГП и ИГП в том, что ТГП изучает процесс исторического развития гип в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов. История ГиП изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. С другой стороны ИГП опирается на выводы, которые дает ТГП. По отношению к отраслевым наукам ТГП выступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГП изучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическая ответственность). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции в целом. Взаимодействие ТГП с прикладными науками является опосредованным, осуществленным через отраслевые науки о ГиП. Однако возможно прямое использование прикладной научной информации при употреблении данных судебной статистики. В системе юридических наук ТГП занимает особое положение, ведущее место как установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук. Таким образом, ТГП как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом 5. Функции теории государства и права. Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
Онтологическая – функция, которая изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует; Гносеологическая - функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); Прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; Методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов; Прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности; Политическая (политико–управленческая или организационно–управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики; Эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; Идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений; Практически–организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства, законодательства и юридической практики; Воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания; Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений; Учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку. 6. Первобытное общество: власть и социальные нормы.
7. Неолитическая революция: власть и право в раннеклассовом обществе. 8. Формы возникновения государства. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы: § азиатская; § рабовладельческая; § прафеодальная. Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства. В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества. Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю). Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные: § древнегреческая; § древнеримская; § древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).
9. Закономерности и причины возникновения государства. 10. Теории происхождения государства.(учебник, тетрадь) 11. Теории происхождения права.(учебник) 12. Понятие и признаки государства. Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем: Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им); Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики; Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий; Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп; Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей; Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач; Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами; Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
13. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства. Сущность - это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. 14. Типология государства: понятие и основные подходы.
15. Формационный подход в типологии государства. Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложеннаяКарлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ: · Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства; · Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; · Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне; · Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат; · Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.
16. Цивилизационный подход в типологии государства. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
17. Форма государства: понятие и основные элементы. Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма государства - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти); 2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью; 3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства. Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Существует два подхода к форме государства: · Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом. · Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы: 1) Единовластная форма государства - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных "заинтересованных групп" отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства: а) теократическая - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия); б) экстремистская (фашистская); в) милитаристская (правление военного центра); г) монократическая в условиях тоталитарного социализма. 2) Поликратическая (многовластная) форма государства - все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства: а) традиционная (США, Англия); б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря). 3) Сегментарная (смешанная) форма государства - это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
18. Монархия: понятие и виды. Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия. Признаки монархии: 1) единоличный характер власти; 2) власть передается по наследству; 3) пожизненное осуществление властных полномочий; 4) не зависит от воли населения; 5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения. Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом. Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия) Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко) В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания, Япония)
19. Республика: понятие и виды. Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным; 2) власть не передается по наследству, а является выборной; 3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения; 4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока. Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика). На данный момент республика преобладающая форма правления. Республики различают на: · Президентская республика, президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США) · Парламентская республика, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия. · Смешанная республика, в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
20. Унитарное государство: понятие, основные черты. Унитарное государство - это форма государственного устройства, характеризуется следующими признаками: 1) административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности. 2) единое гражданство 3) единая структура гос. аппарата 4) единая система законодательства 5) единая система налогов и сборов. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает государство, а не территория. Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа). По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные. В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония) В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер. В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния) Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
21. Федерация: понятие и виды. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающие некоторой самостоятельностью. К признакам федерации относится: 1) наличие двойного гражданства(хотя и не во всех федерациях); 2) двойная система гос. аппарата (на уровне федерации и на уровне субъектов); 3) двойная система законодательства (федеративная и субъектов федерации); 4) двойная система налогов и сборов; 5) наличие у субъектов федерации определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий и предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть. В современных федерациях запрещается сецессия, т.е. односторонний выход из состава федерации. Парламенты федеративных государств, как правило двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов. Федерации классифицируются: 1) по <
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7464)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |