Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



2016-01-02 335 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Самостоятельная работа является важнейшим условием получения качественного образования. Ее удельный вес при заочной и очно-заочной формах обучения очень высок. Самостоятельная работа необходима не только для активного приобретения новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, но и для формирования критического мышления, которое востребовано в любом виде деятельности выпускника вуза, а также для выработки профессионального юридического мышления.

Самостоятельной работа по дисциплине происходит в нескольких формах и предусматривает:

- детальную проработку вопросов, рассмотренных в ходе аудиторных занятий, с целью углубления и закрепления полученных знаний;

- изучение учебной литературы по программе курса;

- знакомство с содержанием наиболее значимых работ представителей различных политико-правовых учений и анализ их содержания;

- работу с научной литературой, рекомендованной к изучению с целью освоения программы и формирования навыков работы с большими информационными блоками различной проблематики;

- подготовку к семинарским занятиям;

- конспектирование источников и научных работ;

- написание рефератов с целью углубленного изучения ряда вопросов программы и приобретения навыков научного исследования, поисковой и творческой деятельности;

- подготовку к итоговому экзамену.

Знакомство с научной литературой и теоретическими работами представителей политико-правовой мысли представляет определенную сложность. Начинать следует с ознакомления с аннотацией, оглавлением, введением. Необходимым приемом является просмотровое чтение, выборочное чтение, которое должно предшествовать основному вдумчивому и внимательному чтению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. Необходимые выписки следует делать только после основательной проработки прочитанного, и стараться ни в коем случае не составлять конспект параллельно первичному чтению, иначе он получится громоздким. Конспект может составляться в виде тезисов, отдельных выписок по интересующему вопросу, необходимых цитат, плана-конспекта, который может быть кратким либо развернутым. Уровень осмысления изучаемого текста будет тем выше, чем более осознанно студент будет стремиться к собственному изложению прочитанного. При ознакомлении с текстом важно учиться вычленять авторский конценпт, находить и выделять основные теоретические положения, их аргументацию и выводы. Выписки следует делать, соблюдая правила библиографического описания. Читая учебник, научную статью, монографию важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги.

В том случае, если нужно подобрать источники и литературу по определенному вопросу или теме, надлежит пользоваться библиотечными каталогами, в том числе электронными, библиографическими справочниками, списками литературы и т.п. Особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов, предусмотренных программой.

Одним из обязательных видов работы студентов при изучении истории политических и правовых учений является выполнение реферата. Главная функция реферата, помимо познавательной, состоит в том, чтобы формировать у себя навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Это предполагает овладение основной методологической базой теоретических исследований, выработку умения работать с различными источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу, научиться четко и убедительно излагать свои мысли в письменной форме.

Студент имеет возможность широкого выбора темы реферата в соответствии со своими интересами. Важнейшим требованием к избираемой теме является ее научно-теоретическая и практическая значимость, актуальность. При выборе темы важно учитывать обеспеченность ее необходимой литературой. Не менее важным обстоятельством, влияющим на выбор темы и на результаты работы, является заинтересованность в исследовании политико-правовых учений определенных стран и периодов. Студент может предложить тему и сам, но должен обязательно согласовать ее с преподавателем.

Содержание реферата должно отображать знание поставленной проблемы, степень ее изученности, краткий анализ и обобщение конкретного материала. Наиболее удачные рефераты могут быть заслушаны и обсуждены в виде докладов на семинарских занятиях и консультациях.

 

Основные этапы выполнения работы:

- выбор и утверждение темы;

- подбор, изучение и анализ источников, учебной и научной литературы;

- определение цели и задач работы, составление плана;

- написание и оформление работы;

- представление работы на рецензирование;

- доработка реферата, получившего отрицательный отзыв.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Политико-правовая мысль Древней Индии.

2. Даосизм.

3. Конфуцианство.

4. Моизм.

5. Легизм.

6. Политико-правовые воззрения Гераклита.

7. Демокрит о государстве и праве.

8. Политико-правовые идеи софистов.

9. Политико-правовое учение Сократа.

10. Политическая наука Аристотеля.

11. Политико-правовое учение Платона.

12. Учение Эпикура.

13. Учение Цицерона о государстве и праве.

14. Римский стоицизм.

15. Правовые воззрения римских юристов.

16. Политические и правовые взгляды Августина.

17. Фома Аквинский о государстве и праве.

18. Юридическая мысль эпохи средневековья.

19. Политико-правое учение Марсилия Падуанского.

20. Мусульманская концепция государства и права XI-XV вв.

21. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати».

22. Политическая программа Владимира Мономаха.

23. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

24. Учение Н. Макиавелли.

25. Политико-правовые взгляды Мартина Лютера.

26. Кальвинизм.

27. Жан Боден и его учение о государстве и праве.

28. Политическая утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы.

29. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.

30. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

31. Политическая программа И.С. Пересветова.

32. Полемика И. Грозного и А. Курбского о самодержавной власти.

33. Политические взгляды Ивана Грозного.

34. Политические взгляды А. Курбского.

35. Политическое учение И. Тимофеева.

36. Политико-правовое учение Спинозы.

37. Английские левеллеры о государстве и праве.

38. Политико-правовое учение Гоббса.

39. Учение Локка о государстве и праве.

40. Политические и правовые взгляды Вольтера.

41. Политико-правовое учение Монтескье.

42. Политико-правое учение Ж.-Ж. Руссо.

43. Политико-правовые идеи якобинцев.

44. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.

45. Симеон Полоцкий идеолог просвещенного абсолютизма.

46. Ю. Крижанич.

47. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина.

48. Политические идеи Ф. Прокоповича.

49. Политическая программа И.Т. Посошкова.

50. Политические взгляды М.М. Щербатова.

51. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.

52. Становление американской политико-правовой мысли в XVII–середине XVIII вв.

53. Американская политико-правовая мысль второй половины XVIII в.

54. Политические взгляды Б. Франклина.

55. Политические взгляды Т. Джефферсона.

56. Политико-правовые взгляды американских федералистов.

57. Политические взгляды В. Вильсона.

58. Учение Канта о государстве и праве.

59. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.

60. Историческая школа права в Германии конца XVIII первой половины XIX вв.

61. Гегель о государстве и праве.

62. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

63. Политические идеи Н.М. Карамзина.

64. Политическая программа Н. Муравьева.

65. Политические идеи П.Я. Чаадаева.

66. Политико-правовые воззрения славянофилов.

67. Политико-правовые воззрения западников.

68. Английский либерализм первой половины XIX в.

69. Французский либерализм второй половины XIX в.

70. Немецкий либерализм первой половины XIX в.

71. Политико-правовые воззрения социалистов-утопистов.

72. Политические взгляды О. Конта.

73. К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве.

74. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистической революции и социалистическом государстве.

75. Учение Р. Иеринга.

76. Социалистическая теория государства в XIX в.

77. Неокантианское учение о праве в XIX в.

78. Юридическая позитивизм Д. Остина.

79. Политические идеи Г. Спенсера.

80. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

81. Политико-правовые идеи демократов-шестидесятников в России XIX в.

82. Политико-правовые взгляды идеологов русского революционного народничества 70-х гг. XIX в.

83. Русские либералы второй половины XIX в. о государстве и праве.

84. Политические взгляды поздних славянофилов в России (Н.Я. Данилевcкий).

85. Политико-правовые взгляды К.Н. Леонтьева.

86. Политические идеи Ф.М. Достоевского.

87. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.

88. Б.А. Кистяковский.

89. С.А. Котляровский.

90. П.И. Новгородцев.

91. Политико-правовые взгляды С.Н. Булгакова.

92. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева.

93. Политико-правовые взгляды Н.А. Ильина.

94. Правовые идеи Н.Б. Струве.

95. Правовые идеи П. Сорокина.

96. В.И. Ленин о классовой природе государства.

97. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата.

98. В.И. Ленин о социалистической государственности.

99. Политические идеи Н.И. Бухарина.

100. Политические взгляды И.В. Сталина.

101. Меновая концепция права.

102. Психологическая концепция классового права.

103. Дискуссия о праве в СССР в конце 20-х – середина 30-х гг. XIX в.

104. Концепция «социалистического права».

105. Аналитическая юриспруденция.

106. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

107. Прагматический позитивизм в праве.

108. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма.

109. Социологическая юриспруденция.

110. Психологическая теория права И.И. Петражицкого.

111. Политико-правовая идеология национал-социализма.

112. Возрожденное естественное право.

113. Интегративная юриспруденция.

114. Теория элит, бюрократии и технократии.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Абсолютизм(от лат. absolutus — безусловный) — форма государствен­ного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.

Абсентеизм(от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявле­ние равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней.

Авантюризм политический(фр. avantureприключение, риск) — ги­перактивное участие в политической жизни, основанное на пре­небрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объек­тивных закономерностей социально-политической жизни.

Авториторизм— политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представи­тельных ее институтов.

Азан— молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) пе­ред обязательной молитвой.

Анархизм(от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — обществен­но-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разно­видностей власти (экономической, политической, духовной); от­стаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Анархо-синдикализм— течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством револю­ционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов).

Аракчеевщина— реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, па­лочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия).

Аристократия(греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированно­му знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии.

Артхашастра— древнеиндийский трактат практических рекоменда­ций по управлению государством.

Архия(отгреч. archi — власть, правление) — политически организован­ное, управляемое властью общество, формирующее государство.

Биополитика(от англ.biopolitics) — концепция, допускающая исполь­зование биологических понятий и методов исследования в изу­чении политических феноменов.

Бланкизмполитическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговор­щической тактике в революционном движении, когда узкая груп­па революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев).

Большевизм— течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившие­ся в 1903 г. на II съезде РСДРП.

Бонапартизм— первоначально термин, употреблявшийся исключи­тельно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапар­та, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на едино­властие, силовые структуры и реакционные слои общества и ла­вирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры.

Брахманизм— одно из ведущих направлений древнеиндийской идео­логии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов.

Буддизм— возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страда­ний путем отказа от желаний и достижения «высшего просвет­ления» — нирваны.

Былина— русское народное сказание, эпос.

Бюргерство— средний слой, новая социальная группа (купцы, банки­ры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленни­ки и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.

Варны— различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.

Вассал— феодал, получавший земельное владение (лен) от более круп­ного феодала с несением в его пользу ряда повинностей.

Веды— древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов.

Власть— центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимо­обусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: обще­ственном, публичном, или ассоциативном, и личном.

Возрождение— эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

Война— социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеоло­гических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного на­силия.

Волюнтаризм(от лат. voluntas— воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в филосо­фии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Про­тивостоит интеллектуализму (или рационализму).

Гандизм— многоплановое учение лидера национально-освободитель­ного движения Индии и партии Индийский национальный конг­ресс — Махатма Ганди.

Гегельянство— идеалистическое течение, исходившее из учения Геге­ля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».

Гегемонизм— навязывание взглядов, политических установок, поли­тики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемо­низма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном нера­венстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим».

Генезис— возникновение и последующий процесс развития, привед­ший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.

Геронтократия(от греч. gerоп — старик, kratosвласть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть при­надлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в эт­нографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое зна­чение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышле­ния и бездеятельности.

Глоссаторы (экзегеты)— толкователи законов, римского права. Шко­ла глоссаторов была основана в Болонье.

Господство— понятие, характеризующее осуществление власти, кото­рое принимает институциональные формы и предполагает расчле­нение общества на господствующие и подчиненные группы, а так­же выделение и обособление особого управленческого аппарата.

Государство— основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциа­ций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики.

Гражданские права и свободы— основа конституционно-правового ста­туса гражданина государства, определяющая возможности его уча­стия в политической, социальной и культурной жизни общества.

Гражданское общество— в идеале общество с развитыми экономиче­скими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социально­го, экономического, политического, культурного и морального ста­туса, создающих совместно с государством развитые правовые от­ношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, соци­ально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества.

Гуманизация политики— придание политике гуманистической направ­ленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек.

Гуманизм— совокупность идей, взглядов и представлений, выражаю­щих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному . господству церкви.,

Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.

Даосизм— направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать при­роде и жить естественной жизнью в духовном личном совершен­ствовании.

Движение неприсоединения— движение, объединяющее страны, ко­торые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждает­ся неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.

Деидеологизация— понятие, объединившее широко распространен­ные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-фило­софские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в об­ществе и возможность построения свободной, чистой от идеоло­гических наслоений науки.

Декабризм— общественно-политическое движение русских дворян­ских революционеров антифеодальной направленности, вылив­шееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаиваю­щее идеалы свободы, конституционализма и демократии.

Декреталии— постановления римских пап в виде посланий. Состав­ляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права.

Демократия— народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.

Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полно­правную часть населения, в которую не входили рабы.

Державность(слав, държа — владычество, могущество) — характери­стика политического восприятия, мышления и поведения; ощу­щение причастности и склонность человека или группы воспри­нимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполити­ческое окружение.

Деспотия(от греч. despotгосподин, владыка) — крайняя форма ти­рании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограничен­ное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подав­лении, физическом или психологическом, всех остальных субъек­тов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах).

Джихад— «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Перво­начально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.

Диггеры— крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы дере­венской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли.

Диктатура (лат. dictatura) — неограниченная политическая, экономи­ческая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограни­ченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапар­тизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной осно­ве и т. д.).

Дискриминация(от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расо­вой или национальной принадлежности, социального происхожде­ния, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из край­них форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — по­литика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной при­надлежности, насильное переселение на специально выделенные тер­ритории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично).

Догматизм в политике— антиисторический, метафизический, схема­тически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оцен­ка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени.

Догмы в политике(греч. dogта — мнение, решение, учение, постанов­ление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непрелож­ная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат под­чинения авторитету; средство политико-психологического воздей­ствия и осуществления господства.

Доктрина— систематизированное учение (философское, политиче­ское, идеологическое), руководящий теоретический или полити­ческий принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.

Дхарма— в Древней Индии закон жизни, богоустановленный поря­док, которому должна следовать каждая варна.

Евразийство— научный кружок, общественное движение русской мо­лодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бы­тия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.).

Ересь(греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, от­клоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католи­ческой церкви.

Естественное право— одно из широко распространенных понятий поли­тической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой челове­ка и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства.

Жрец в политике— одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертво­приношения и осуществляющие толкование «божественных зна­ков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политиче­ских целях.

Закономерность— объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.

Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древ­неиндийского общества.

Западничество— направление русской общественной мысли и поли­тической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма.

Идеализм— философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физиче­ское — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объек­тивный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия.

Идеология(от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выража­ются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов поли­тики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направ­ленной на закрепление или изменение (развитие) данных обще­ственно-политических отношений.

Иджма— общее согласие общины, один из источников мусульманско­го права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общи­ной ложного решения.

Избранная Рада— неофициальное правительство русского государ­ства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.

Имамат— одна из основных исламских категорий, руководство об­щей молитвой.

Император— повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.

Инвеститура— право назначения епископов светской высшей властью.

Индепенденты— политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.

Индивидуализмв политике (фр. individualismeот лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсо­лютизация позиции отдельного индивида в его противопоставле­нии обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма.

Инквизиция— трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.

Инстшуционализм— направление государствоведения в XX в., рассмат­ривающее политическую организацию общества как комплекс раз­личных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ.

Иррационализм— идеалистическое философское направление, отри­цающее возможность разумного, логического познания действи­тельности; основным видом познания признается инстинкт, вооб­ражение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».

Историзм— принцип рассмотрения действительности как развиваю­щейся и изменяющейся во времени.

Кааба— образ камня, как символ ключа к небесному Храму, боже­ственное знамение.

Как научная дисциплина— история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категори­альный) аппарат, методы исследования (научно значимые и по­знавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.

Как учебная юридическая дисциплина— история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Пред­мет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, про­анализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о го­сударстве и праве.

Канонисты— создатели школы, занимавшиеся систематизацией пап­ских декретов, решений церковных соборов.

Кальвинизм— одно из направлений протестантизма, основанное Жа­ном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма со­ставляла доктрина о божественном предопределении людских су­деб, проповедовался мирской аскетизм.

Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей.

Категорический императив— всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д.

Католицизм(от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность хри­стианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.

Кияс—решение дел по аналогии, способ толкования и применения права.

Клерикализм—политическое направление, использующее религию и цер­ковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.

Кондоминиум(от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двой­ная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств.

Конституционализм— система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обще­ством и государством.

Колониализм— политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.

Колонизация— заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России).

Коллективный анархизм— третье направление анархизма (после тео­рий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых про­цесс производства и распределения носит коллективный харак­тер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.

Консерватизм(от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая фило­софия, ориентированная на защиту традиционных устоев обще­ственной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революцион­ных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, офор­мленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения.

Концепция— понимание, система, трактовка предмета, явления, про­цесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководя­щая идея для их освещения.

Конфликт(от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интере­сов в условиях противодействия.

Конформизм(от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) согла­сие, примирение, приспособление к общим настроениям, господ­ствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними.

Конфуцианство— учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.

Коран— священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «пра­вовых строфах», устанавливающих личный статус, регламенти­рующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданско­го, уголовного, финансового права и др.

Крещение— одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований.

Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с пози­тивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассмат­ривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития.

Культ личности(лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен тра­диционно-патриархальной политической культуры, авторитар­ных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристи­ка специфического единовластия тоталитарного типа.

Левеллеры— левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.

Легальный марксизм— идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирова­ния буржуазного общества с использованием терминов и положе­ний марксизма.

Легизм— древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.

Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действую­щего лица, события или факта; в политике легитимация обознача­ет ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность полити­ческого явления не означает его юридически оформленной закон­ности, поэтому легитимацию нельзя смешивать с легализацией.

Легисты — западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному.

Летопись— историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.

Локус контроля в политике(лат. 1осиs — место, месторасположение и фр. сопtro1е —



2016-01-02 335 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)