МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа является важнейшим условием получения качественного образования. Ее удельный вес при заочной и очно-заочной формах обучения очень высок. Самостоятельная работа необходима не только для активного приобретения новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, но и для формирования критического мышления, которое востребовано в любом виде деятельности выпускника вуза, а также для выработки профессионального юридического мышления. Самостоятельной работа по дисциплине происходит в нескольких формах и предусматривает: - детальную проработку вопросов, рассмотренных в ходе аудиторных занятий, с целью углубления и закрепления полученных знаний; - изучение учебной литературы по программе курса; - знакомство с содержанием наиболее значимых работ представителей различных политико-правовых учений и анализ их содержания; - работу с научной литературой, рекомендованной к изучению с целью освоения программы и формирования навыков работы с большими информационными блоками различной проблематики; - подготовку к семинарским занятиям; - конспектирование источников и научных работ; - написание рефератов с целью углубленного изучения ряда вопросов программы и приобретения навыков научного исследования, поисковой и творческой деятельности; - подготовку к итоговому экзамену. Знакомство с научной литературой и теоретическими работами представителей политико-правовой мысли представляет определенную сложность. Начинать следует с ознакомления с аннотацией, оглавлением, введением. Необходимым приемом является просмотровое чтение, выборочное чтение, которое должно предшествовать основному вдумчивому и внимательному чтению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. Необходимые выписки следует делать только после основательной проработки прочитанного, и стараться ни в коем случае не составлять конспект параллельно первичному чтению, иначе он получится громоздким. Конспект может составляться в виде тезисов, отдельных выписок по интересующему вопросу, необходимых цитат, плана-конспекта, который может быть кратким либо развернутым. Уровень осмысления изучаемого текста будет тем выше, чем более осознанно студент будет стремиться к собственному изложению прочитанного. При ознакомлении с текстом важно учиться вычленять авторский конценпт, находить и выделять основные теоретические положения, их аргументацию и выводы. Выписки следует делать, соблюдая правила библиографического описания. Читая учебник, научную статью, монографию важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги. В том случае, если нужно подобрать источники и литературу по определенному вопросу или теме, надлежит пользоваться библиотечными каталогами, в том числе электронными, библиографическими справочниками, списками литературы и т.п. Особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов, предусмотренных программой. Одним из обязательных видов работы студентов при изучении истории политических и правовых учений является выполнение реферата. Главная функция реферата, помимо познавательной, состоит в том, чтобы формировать у себя навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Это предполагает овладение основной методологической базой теоретических исследований, выработку умения работать с различными источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу, научиться четко и убедительно излагать свои мысли в письменной форме. Студент имеет возможность широкого выбора темы реферата в соответствии со своими интересами. Важнейшим требованием к избираемой теме является ее научно-теоретическая и практическая значимость, актуальность. При выборе темы важно учитывать обеспеченность ее необходимой литературой. Не менее важным обстоятельством, влияющим на выбор темы и на результаты работы, является заинтересованность в исследовании политико-правовых учений определенных стран и периодов. Студент может предложить тему и сам, но должен обязательно согласовать ее с преподавателем. Содержание реферата должно отображать знание поставленной проблемы, степень ее изученности, краткий анализ и обобщение конкретного материала. Наиболее удачные рефераты могут быть заслушаны и обсуждены в виде докладов на семинарских занятиях и консультациях.
Основные этапы выполнения работы: - выбор и утверждение темы; - подбор, изучение и анализ источников, учебной и научной литературы; - определение цели и задач работы, составление плана; - написание и оформление работы; - представление работы на рецензирование; - доработка реферата, получившего отрицательный отзыв.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Политико-правовая мысль Древней Индии. 2. Даосизм. 3. Конфуцианство. 4. Моизм. 5. Легизм. 6. Политико-правовые воззрения Гераклита. 7. Демокрит о государстве и праве. 8. Политико-правовые идеи софистов. 9. Политико-правовое учение Сократа. 10. Политическая наука Аристотеля. 11. Политико-правовое учение Платона. 12. Учение Эпикура. 13. Учение Цицерона о государстве и праве. 14. Римский стоицизм. 15. Правовые воззрения римских юристов. 16. Политические и правовые взгляды Августина. 17. Фома Аквинский о государстве и праве. 18. Юридическая мысль эпохи средневековья. 19. Политико-правое учение Марсилия Падуанского. 20. Мусульманская концепция государства и права XI-XV вв. 21. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати». 22. Политическая программа Владимира Мономаха. 23. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. 24. Учение Н. Макиавелли. 25. Политико-правовые взгляды Мартина Лютера. 26. Кальвинизм. 27. Жан Боден и его учение о государстве и праве. 28. Политическая утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы. 29. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян. 30. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». 31. Политическая программа И.С. Пересветова. 32. Полемика И. Грозного и А. Курбского о самодержавной власти. 33. Политические взгляды Ивана Грозного. 34. Политические взгляды А. Курбского. 35. Политическое учение И. Тимофеева. 36. Политико-правовое учение Спинозы. 37. Английские левеллеры о государстве и праве. 38. Политико-правовое учение Гоббса. 39. Учение Локка о государстве и праве. 40. Политические и правовые взгляды Вольтера. 41. Политико-правовое учение Монтескье. 42. Политико-правое учение Ж.-Ж. Руссо. 43. Политико-правовые идеи якобинцев. 44. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв. 45. Симеон Полоцкий идеолог просвещенного абсолютизма. 46. Ю. Крижанич. 47. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина. 48. Политические идеи Ф. Прокоповича. 49. Политическая программа И.Т. Посошкова. 50. Политические взгляды М.М. Щербатова. 51. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого. 52. Становление американской политико-правовой мысли в XVII–середине XVIII вв. 53. Американская политико-правовая мысль второй половины XVIII в. 54. Политические взгляды Б. Франклина. 55. Политические взгляды Т. Джефферсона. 56. Политико-правовые взгляды американских федералистов. 57. Политические взгляды В. Вильсона. 58. Учение Канта о государстве и праве. 59. Политико-правовая теория И.Г. Фихте. 60. Историческая школа права в Германии конца XVIII первой половины XIX вв. 61. Гегель о государстве и праве. 62. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. 63. Политические идеи Н.М. Карамзина. 64. Политическая программа Н. Муравьева. 65. Политические идеи П.Я. Чаадаева. 66. Политико-правовые воззрения славянофилов. 67. Политико-правовые воззрения западников. 68. Английский либерализм первой половины XIX в. 69. Французский либерализм второй половины XIX в. 70. Немецкий либерализм первой половины XIX в. 71. Политико-правовые воззрения социалистов-утопистов. 72. Политические взгляды О. Конта. 73. К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве. 74. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистической революции и социалистическом государстве. 75. Учение Р. Иеринга. 76. Социалистическая теория государства в XIX в. 77. Неокантианское учение о праве в XIX в. 78. Юридическая позитивизм Д. Остина. 79. Политические идеи Г. Спенсера. 80. Политико-правовое учение Ф. Ницше. 81. Политико-правовые идеи демократов-шестидесятников в России XIX в. 82. Политико-правовые взгляды идеологов русского революционного народничества 70-х гг. XIX в. 83. Русские либералы второй половины XIX в. о государстве и праве. 84. Политические взгляды поздних славянофилов в России (Н.Я. Данилевcкий). 85. Политико-правовые взгляды К.Н. Леонтьева. 86. Политические идеи Ф.М. Достоевского. 87. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева. 88. Б.А. Кистяковский. 89. С.А. Котляровский. 90. П.И. Новгородцев. 91. Политико-правовые взгляды С.Н. Булгакова. 92. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева. 93. Политико-правовые взгляды Н.А. Ильина. 94. Правовые идеи Н.Б. Струве. 95. Правовые идеи П. Сорокина. 96. В.И. Ленин о классовой природе государства. 97. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата. 98. В.И. Ленин о социалистической государственности. 99. Политические идеи Н.И. Бухарина. 100. Политические взгляды И.В. Сталина. 101. Меновая концепция права. 102. Психологическая концепция классового права. 103. Дискуссия о праве в СССР в конце 20-х – середина 30-х гг. XIX в. 104. Концепция «социалистического права». 105. Аналитическая юриспруденция. 106. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. 107. Прагматический позитивизм в праве. 108. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. 109. Социологическая юриспруденция. 110. Психологическая теория права И.И. Петражицкого. 111. Политико-правовая идеология национал-социализма. 112. Возрожденное естественное право. 113. Интегративная юриспруденция. 114. Теория элит, бюрократии и технократии.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсолютизм(от лат. absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти. Абсентеизм(от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявление равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней. Авантюризм политический(фр. avanture — приключение, риск) — гиперактивное участие в политической жизни, основанное на пренебрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объективных закономерностей социально-политической жизни. Авториторизм— политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. Азан— молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой. Анархизм(от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархо-синдикализм— течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Аракчеевщина— реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия). Аристократия(греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии. Артхашастра— древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством. Архия(отгреч. archi — власть, правление) — политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. Биополитика(от англ.biopolitics) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов. Бланкизм— политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев). Большевизм— течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП. Бонапартизм— первоначально термин, употреблявшийся исключительно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на единовластие, силовые структуры и реакционные слои общества и лавирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры. Брахманизм— одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов. Буддизм— возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны. Былина— русское народное сказание, эпос. Бюргерство— средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа. Варны— различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям. Вассал— феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей. Веды— древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов. Власть— центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, или ассоциативном, и личном. Возрождение— эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности. Война— социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Волюнтаризм(от лат. voluntas— воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Противостоит интеллектуализму (или рационализму). Гандизм— многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс — Махатма Ганди. Гегельянство— идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте». Гегемонизм— навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемонизма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим». Генезис— возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету. Геронтократия(от греч. gerоп — старик, kratos — власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в этнографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое значение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышления и бездеятельности. Глоссаторы (экзегеты)— толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье. Господство— понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Государство— основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики. Гражданские права и свободы— основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Гражданское общество— в идеале общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, социально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества. Гуманизация политики— придание политике гуманистической направленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек. Гуманизм— совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному . господству церкви., Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды. Даосизм— направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании. Движение неприсоединения— движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран. Деидеологизация— понятие, объединившее широко распространенные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-философские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в обществе и возможность построения свободной, чистой от идеологических наслоений науки. Декабризм— общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии. Декреталии— постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права. Демократия— народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений. Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы. Державность(слав, държа — владычество, могущество) — характеристика политического восприятия, мышления и поведения; ощущение причастности и склонность человека или группы воспринимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполитическое окружение. Деспотия(от греч. despot — господин, владыка) — крайняя форма тирании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограниченное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом, всех остальных субъектов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах). Джихад— «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению. Диггеры— крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли. Диктатура (лат. dictatura) — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной основе и т. д.). Дискриминация(от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильное переселение на специально выделенные территории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично). Догматизм в политике— антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени. Догмы в политике(греч. dogта — мнение, решение, учение, постановление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат подчинения авторитету; средство политико-психологического воздействия и осуществления господства. Доктрина— систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий. Дхарма— в Древней Индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна. Евразийство— научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.). Ересь(греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви. Естественное право— одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства. Жрец в политике— одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертвоприношения и осуществляющие толкование «божественных знаков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политических целях. Закономерность— объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса. Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества. Западничество— направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма. Идеализм— философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физическое — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия. Идеология(от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений. Иджма— общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения. Избранная Рада— неофициальное правительство русского государства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский. Имамат— одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой. Император— повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя. Инвеститура— право назначения епископов светской высшей властью. Индепенденты— политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма. Индивидуализмв политике (фр. individualismeот лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма. Инквизиция— трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных. Инстшуционализм— направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ. Иррационализм— идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное». Историзм— принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени. Кааба— образ камня, как символ ключа к небесному Храму, божественное знамение. Как научная дисциплина— история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками. Как учебная юридическая дисциплина— история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве. Канонисты— создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов. Кальвинизм— одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм. Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей. Категорический императив— всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д. Католицизм(от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века. Кияс—решение дел по аналогии, способ толкования и применения права. Клерикализм—политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни. Кондоминиум(от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двойная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств. Конституционализм— система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством. Колониализм— политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении. Колонизация— заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России). Коллективный анархизм— третье направление анархизма (после теорий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем. Консерватизм(от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения. Концепция— понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения. Конфликт(от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конформизм(от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) — согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними. Конфуцианство— учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели. Коран— священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др. Крещение— одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований. Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития. Культ личности(лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен традиционно-патриархальной политической культуры, авторитарных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристика специфического единовластия тоталитарного типа. Левеллеры— левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои. Легальный марксизм— идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма. Легизм— древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам. Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике легитимация обозначает ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, поэтому легитимацию нельзя смешивать с легализацией. Легисты — западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному. Летопись— историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды. Локус контроля в политике(лат. 1осиs — место, месторасположение и фр. сопtro1е —
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |