Технологии социально – культурного проектирования: сущность и основные характеристики социально-культурного проекта
Основными понятиями в социально-культурном проектировании являются: социокультурная ситуация, среда, социокультурное проектирование, программа, форма, практические мероприятия. Социокультурная ситуация - это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта. Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа. категории проектирования 1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); 2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; 3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей - их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); 4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне - как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни); 5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); 6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире). 60.Виды и уровни социальных-культурных проектов. В основе классификации проектов лежат различные параметры. Тем не менее, ведущими критериями, исходя из которых происходит типологизация проектов, является масштаб (размер), сроки реализации, качество проекта и ресурсное обеспечение проекта. Проект, в котором гармонично сочетаются все выше указанные параметры, называется нормальным проектом. Чаще всего в проектах доминирует какой-то из этих параметров. По масштабам различают малые проекты и мега проекты. Малые проекты не велики, просты и ограничены своими объемами. Трудозатраты в таких проектах составляют 40-50 тыс. чел/час. Малые проекты не требуют создания специальных творческих или исполнительных коллекти-вов. Для них из научно-творческого коллектива выделяется ряд сотрудников. Чаще всего у такого проекта один управляющий и максимально упрощены формы способы его реализации. Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Отличительные черты мега проектов: -высокая стоимость -капиталоемкость - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционного финансирования, обычно силами консорциума фирм; -трудоемкость -длительность реализации: 5-7 и более лет; -необходимость участия других стран; -отдаленность регионов реализации, а, следовательно, необходимость дополнительных затрат; -влияние на социальную и экономическую среду региона, и даже страны в целом. По срокам реализации различают проекты: • краткосрочные проекты (реализуемые за 1-2 года); • среднесрочные (реализуемые за 3-5 лет); • долгосрочные (реализуемые за 6 и более лет). Существуют также уникальные с точки зрения качества бездефектные проекты. Они жестко ориентированы на высокое качество социально-культурного обслуживания и исключают неточности, рассогласования, срывы, накладки и т.п. Существуют также мультuпроекты. Они отличаются тем, что замысел заказчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным проектам. Мультипроекты включают суммирование существующих или создание новых организаций и фирм. Международные проекты выполняются международными организациями, фондами и группами. По масштабу международный проект может носить планетарный характер и осуществляется в каждой стране мира. Есть международные проекты, которые касаются одного или нескольких континентов. Могут быть международные проекты, которые затрагивают интересы трех и более стран. Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего они являются федеральными программами развития культуры. Региональный проект представляет собой социальнокультурную разработку, ориентированную на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), сходных по своим природно-климатическим условиям и историко-культурным традициям. Масштабы регионального проекта могут быть различными и обусловленными традициями регионализации в России. В последнее время широкое развитие получили региональные проекты, осуществляемые в масштабах Федерального округа, объединяющего несколько субъектов федерации. Муниципальный проект в своей реализации ограничивается масштабами муниципального образования (города, района). Чаще всего в реализации такого проекта активное участие принимают органы местного самоуправления, местная администрация (муниципалитет). Локальный проект - это всегда малый проект, связанный с реализацией конкретной проектной инициативы в рамках одного социально-культурного института. Разовые или циклические мероприятия учреждений культуры или инициативных групп общественности являют собой яркий пример локального социально-культурного проекта. Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: • создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; • обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: • анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; • поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; • выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; • разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект. Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив. Проект может существовать в двух формах: • как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; • как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен: • во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); • во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки. Исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или анализа прессы. Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5109)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |