Тема 3. Средневековая философия
1.Сущность, основные черты и основные этапы развития средневековой философии. 2.Латинская патристика. Аврелий Августин. 3. Схоластика. Фома Аквинский. 4. Значение средневековой философии.
Средневековой философией называется ведущее направление, распространенное в Европе в IV-XI вв. которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир- его творением. Средневековая философия напрямую связана с зарождением и распространением христианства. Ее становление происходит с учетом развития основных догм религиозного учения: - идеи греховности человеческого рода, идущей от первородного греха Адама и Евы; - идеи спасения; идеи искупления греха всех людей перед Богом, на путь которого человечество встало благодаря Иисусу Христу. Наиболее яркими представителями средневековой философии являются: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Августин Блаженный (354-430), Боэций(480-524), Ансельм Кентерберийский(1033-1109), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274),Уильям Оккам(1285-1349), Пьер Абеляр(1079-1142). Средневековая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, ориентированностью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Господствующий тип мировоззрения – теоцентризм - учение, ставящее Бога в центр мироздания. В средневековой философии выделяют два этапа: патристика и схоластика. Патристика – этап в истории философии, когда она развивалась преимущественно усилиями богословов - “отцов церкви”. Ортодоксальные “отцы церкви” отстаивали идею единства божественного и человеческого естества. Воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность; одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть и возвышать дух, познавать бога и полностью подчиняться ему. Наиболее авторитетным представителем периода патристики является Аврелий Августин Блаженный, крупнейший теолог и философ западно-христианской церкви, один из ее "отцов" и учителей. Наиболее известные трактаты - "Исповедь" и "О граде Божьем". Августин заложил основы новой христианской философии, творчески переосмыслив в духе Священного писания идеи Платона и неоплатонизма. Идея творения лежит в основе христианской онтологии (учения о бытии), идея откровения составляет основу гносеологии (учения о познании). В споре о соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, формулируя тезис: "Верую, чтобы понимать". Схоластика– господствующий тип средневековой теологичекой философии, отличительными чертами которого являются оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, назидательность. Схоластика представляет собой не столько науку, которая занимается творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, цель которой - философское обоснование религиозного учения и догматов церкви. За это средневековая философия приобрела "титул" "служанки богословия". Схоласты подразделяли знания на два вида: сверхъестественное, даваемое в откровении, то есть то, что имел в виду Бог и естественное - отыскиваемое человеческим разумом, то есть то, что сумел человек понять из текста Библии. Проблема доказательства бытия Бога вылилось в спор между номинализмом и реализмом, двумя противоположными направлениями схоластики. Крупнейшим представителем схоластики является Фома Аквинский (1221-1274), доминиканский монах, за кроткий нрав прозванный "ангельским доктором". Наследие Фомы Аквинского составляет основу католической церкви. В его работах "Сумма философии" и "Сумма теологии", основанных на идеях аристотелизма, даны систематизации и обоснование христианской теологии на принципах гармонии веры и разума. Главная философская проблема - соотношение веры и разума - решается Фомой в пользу автономии разума. Следует различать истины разума и веры, но между ними нет непреодолимой преграды. Веру и разум можно соединить, если руководствоваться принципом: разум всесилен, пока он не противоречит вере. Догматы церкви должны быть удостоверены разумом, т.е. всякое научное знание надо привлекать для обоснования идеи Бога. Суть нового подхода Фома выразил в тезисе: "Разумею, чтобы верить". Фома выдвинул пять собственных доказательств бытия Бога: Движение. Все, что движется, движимо кем-то другим. Следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог; Причина. Все, что существует, имеет причину. Следовательно, есть первопричина всего - Бог; Случайность и необходимость. Случайное зависит от необходимого. Следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; Степени качеств. Все, что существует, имеет разные степени качества. Следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог. Цель. Все в окружающем мире имеет цель, смысл, значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели - Бог; В 1878г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. Средневековая философия стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени, сохранила и развила ряд античных античных философских идей, пробудила интерес к осмыслению исторического процесса, выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом, способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный, способствовало расчленению философии на новые сферы: помимо онтологии выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании. В недрах средневековой философии начинается процесс осмысления научных принципов. Наука еще не создана, но человеческая мысль все более обращается к разуму и научному знанию.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Что послужило основой для возникновения средневековой философии? 2. Назовите наиболее характерные черты философии Средневековья. 3. Почему средневековая философия называли "служанкой богословия"? 4. Сделайте вывод о значении средневековой философии.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |