ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
При проведении текущей аттестации студенты выполняют практические задания и тесты, охватывающие контролируемые дидактические единицы. Демонстрационный вариант практического задания I. Выберите правильный ответ на вопрос: 1. Укажите основные черты, характеризующие экономическую мысль Древней Греции: а) экономические проблемы рассматриваются в этическом контексте; б) война рассматривается как главный источник богатства; в) частная собственность является главным институтом общественной жизни; г) в отраслевой структуре производства основное место отводится сельскому хозяйству; д) рабство рассматривается как естественная форма отношений. 2. Согласно учению Аристотеля, экономика должна заниматься изучением: а) удовлетворения необходимых потребностей; б) накопления богатства; в) распределения доходов в обществе. 3. Каковы основные экономические идеи Ксенофонта? а) главным источником приумножения богатства является война; б) рабство есть естественная форма эксплуатации; в) разделение труда есть основное средство роста производительности труда; г) основной отраслью народного хозяйства является торговля. д) главным условием экономического процветания является мир, а не война; 4. Каковы основные экономические идеи Платона? а) связь экономики и морали заключается в том, что моральным считается все то, что приносит человеку наслаждение; б) натурально-хозяйственная концепция государственного устройства; в) тесная связь экономики и морали, аскетизм; д) формирование уровня цен; г) торгово-промышленная концепция хозяйственного устройства. 5. Какие из перечисленных черт, характеризуют экономическую мысль Древнего Рима? а) экономика рассматривается через призму правовых отношений; б) отрицается необходимость правового управления в обществе и утверждается, что общество должно быть построено на естественных законах, естественном равноправии; в) экономическая мысль не дифференцирована от других общественных этических и правовых учений. 6. Каковы основные черты, характеризующие экономическую мысль Древнего Востока? а) негативное отношение к богатству; б) сельское хозяйство рассматривается в качестве основного занятия людей в обществе; в) хозяйственные проблемы рассматривались через призму аскетизма. 7. В чем выразилось влияние раннего христианства на формирование экономических представлений? а) в формировании представлений об идеальном хозяйственном устройстве как замкнутом и натуральном хозяйстве, являющемся по преимуществу аграрным; б) трудовая деятельность в положительном смысле рассматривается как средство искупления грехов, как страдание, а труд как средство создания богатства, осуждается; в) в неприятии богатства и проповеди равенства в бедности; г) в оправдании рабства как естественной нормы жизни. 8. В чем выразилось влияние ислама на формирование экономических представлений в период Средневековья? а) цена должна отражать интересы справедливости; б) уровень цен ставится в зависимость от функционального назначения продукта и количества населения; в) строгая регламентация хозяйственной деятельности: уплата и распределение налогов, ведение торговли в строгом соответствии мерам и весам и т. п.; г) оправдание неравенства в обществе, установленного Аллахом. 9. По мысли Т. Мена, для того чтобы в стране было положительное торговое сальдо, необходимо следующее: а) ввести строгие запреты на вывоз денег и ввоз иностранных товаров; б) не вводить строгих запретов, но и не покупать иностранных товаров; в) отменить все запреты и позволить рынку стихийно регулировать экономику. 10. Что является политической реализацией меркантилизма? а) умение торговать; б) достижение практической пользы для государства, связанной с регламентацией внешней торговли; в) политика протекционизма; г) политика, направленная на превышение импорта над экспортом. 11. В чем различие между ранним и поздним меркантилизмом? а) ранний меркантилизм проповедовал политику протекционизма, а поздний меркантилизм считал эту политику безнравственной; б) в регулировании экономики ранние меркантилисты считали приоритетным регулирование денежных потоков, а поздние – товарных; в) ранний меркантилизм считал, что наибольшую пользу государству приносит накопление серебра, а поздний – золота. 12. В чем состоит современное значение меркантилизма? а) меркантилизм доказал, что накопление золота и серебра является целью каждого хозяйственного субъекта; б) политика меркантилизма способствовала первоначальному накоплению капитала; в) меркантилизм, может быть, применим как краткосрочная политика по защите национальных интересов; г) меркантилизм порывает с религиозными догмами о справедливости и неприятии богатства. II. Выполните задание: В экономической литературе выделяют 2 этапа в развитии меркантилизма, укажите эти этапы и установите соответствие приведенных ниже точек зрения этим этапам.
III. Решите ситуации: 1. Стоимость средств производства, перенесенная на продукт в течение рабочего дня – 50 ден. ед. Дневная стоимость рабочей силы – 10. Cтоимость готового продукта – 80. Определите, исходя из теории Маркса: а) вновь созданную стоимость; б) прибавочную стоимость; в) степень эксплуатации. 2. Стоимость товара – 1000 ден. ед., капиталистические издержки производства – 800, в том числе перенесенная стоимость – 700. Определите: a) – (p¢); б) – (m¢). Что они выражают согласно учению Маркса и чем они отличаются друг от друга? 3. В экономической науке известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита? 4. Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется неокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностьюи что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности? 5. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент: - спрос на ягоды (при росте цен на сахар); - спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку); - спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин). В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т. е. ягоды, фотоаппараты, автомобили?
6.2. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По итогам освоения дисциплины студенты сдают экзамен. Вопросы к экзамену 1. Предмет, методы и функции истории экономических учений. Место и роль истории экономических учений в системе экономических знаний. 2. Ксенофонт как экономист. 3. Платон и его работы «Государство» и «Законы». 4. Аристотель как «первый экономист». 5. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма. 6. Основные положения меркантилизма. Ранний и поздний меркантилизм. 7. Русская экономическая мысль 17-18 веков. Экономические идеи А. Ордин-Нащокина. 8. И.Т. Посошков и его работа «О скудости и богатстве». 9. Общая характеристика учения физиократов. Учение о «естественном праве». 10. Экономические взгляды Ф. Кенэ и А. Тюрго. 11. Социальная философия А. Смита. 12. У. Петти – основатель трудовой теории стоимости. 13. Экономическая теория А. Смита. 14. Философские и методологические основы теории Д. Рикардо. 15. Экономическое учение Д. Рикардо. 16. Закон народонаселения и теория «третьих лиц» Т. Мальтуса. 17. Теория трех факторов производства и закон рынков Ж.Б. Сэя. 18. Биография К. Маркса и история создания «Капитала». Структура «Капитала». 19. Основные положения экономической системы К. Маркса. 20. Австрийская школа и теория предельной полезности. 21. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки». 22.Монетаризм М. Фридмена. 23.Философия рынка Ф. Хайека. 24. Теория предложения и теория рациональных ожиданий. 25. Дж. М. Кейнс – экономист и политик. Теоретическая система Кейнса. 26. Эволюция кейнсианства. 27. Экономическая теория 20-30-х годов ХХ века в России. Аграрная теория А.В. Чаянова. 28. Теория «длинных волн» в экономике Н.В. Кондратьева. 29. Экономические дискуссии 20-30-х годов 20 века в России. 30. Ранний институционализм: Т.Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. 31.«Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта. 32. Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер.
6.3. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Обязательным условием эффективности этой формы работы является проведение консультаций как индивидуальных, так и групповых, а также обеспечение студентов всеми необходимыми методическими разработками по данному курсу.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |