Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Государство как способ управления обществом



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Лекция 2. Государство как способ управления обществом 0.00 из 5.00 0 оценок




В работе «Безопасность, территория, население» М. Фуко рассматривает общество с точки зрения его «сделанности». Необходимо выделить и понять структуры, которые организуют порядок в обществе и устанавливают границы этого порядка. Функцию установления порядка выполняет суверен. Он действует относительно масс людей на определенной территории. Массы людей представляют из себя человеческий субстрат, который напоминает «животное стадо». Фундаментальным основанием концепции общества Фуко является биологический факт, что человеческий род есть «человеческий вид животного царства». Этот человеческий субстрат ничего о себе не знает, но о нем знает суверен. Задачей суверена является сохранение субстрата, а также сохранение территориальных границ государства. Суверен – это точка регистрации автономного человеческого субстрата.

Новым политическим субъектом становится население. Население обнаруживает себя и в качестве объекта, на который направлены техники воздействия. Население начинает рассматриваться как ценность. Оно обеспечивает богатство и процветание государства. Население начинает рассматриваться как производительная сила (меркантилизм, К. Маркс). Физиократы начинают рассматривать население как «динамическое образование, которым нужно управлять, учитывая его естественное начало» [108] (климат, питание, религиозные традиции, характер обычаев).

Дополнительным сверхусловием людского субстрата являются природные условия, которые включают в себя не только природность самих людей, но и природность территории. Общество распределяется по территории и взаимодействует с ней. Территория здесь рассматривается как среда обитания. Между обществом и средой обитания существует естественный обмен, который регулирует их взаимоотношения.

Однако общество является не только пространством естественного, подчиняющееся законам Природы, но оно также есть искусственное установление, подчиняющееся социальным законам. Непреложность естественных законов можно смягчить или предупредить. Эти процессы регулирует суверен.

Суверен, управляющий территорией, является архитектором дисциплинарного пространства, а также регулятором среды. Он необходимо реагирует на любое событие, чтобы сохранить естественное равновесие жизни. (Например, голод. Голод – это событие, которое приводит к бунту. Чтобы избежать бунта, нужно избежать голода. И здесь включаются техники управления политического и экономического руководства социумом. Изначально испробован меркантилистский подход, который устроен на системе запретов: ограничение цен на зерно, ограниченное право складирования, ограничение зернового экспорта. Однако, эти стратегии не работают. На смену меркантилизму приходит физиократическая доктрина, которая и является технологией безопасности. Суть ее - в свободном обращении (свободный экспорт, свободные цены, ограничение импорта) чистого продукта крестьянского труда). Власть имеет дело с самой реальностью (генезис зерна), с естественной природностью. В целях поддержания естественного порядка необходимо включается экономический подход, политико-экономический анализ, который распространяется на области производства, мирового рынка и экономического поведения населения. То есть власть начинает взаимодействовать со структурами знания и определяться ими. Причем это безличное знание, знание на языке цифр. Однако через цифры выявляются интересные характеристики и взаимозависимости. Власть суверена оказывается под вопросом. Суверен должен разделять власть, в которой существует и он. Над людьми стоит не Бог, а естественный закон, который требует науки и знания. Так возникают Министерства науки. Власть знания становится выше власти суверена.

Воздействие механизмов безопасности направлено на индивидов, составляющих не что иное как население, то есть наличное множество людей, которое связано с окружающей их материальностью на биологическом уровне. Если власть хочет изменить людей, ей нужно трансформировать среду.

Политически эффективный суверенитет связан с вопросом пространственного распределения, которое обеспечивает интенсивность потоков обращения как мыслей, волеизъявлений, так и товаров (архитектуризация пространства, оборачивающаяся капитализацией: город – «макрокосм». Город решает четыре проблемы: проблема гигиены, проблема внутренней торговли города, проблема сочленения уличной сети с внешней сетью дорог, выход за внешние границы. Здесь возникает проблема безопасности по отношению к «внешнему миру» (бродяги, нищие, преступники и т.п.). Безопасность можно обеспечить только с помощью грамотного управления всеми естественными (вещественными) потоками. Открытые последовательности могут контролироваться только в режиме вероятности. Итак, безопасность ориентирована на обустройство окружающей среды, ее создание, организацию и облагораживание (хотя понятие среды появляется гораздо позже).

Население – это естественный феномен. Для того, чтобы управлять этим феноменом, необходимо знание этого феномена, власть ставит во главу угла «заботу о населении». Знание предполагает не только знание населения, но и тех процессов, которые протекают в жизни этого населения (торговля, экспорт, импорт, денежные потоки). Поскольку в основе любого действия лежат определенные желания, то власть должна научиться управлять этими желаниями. Получение знания о населении и его жизни становится фактором развития, как научного медицинского знания, так и политической экономии. Поскольку коллективный субъект связан с языком, начинается развитие общей грамматики и филологии. Абсолютно очевидно, что население – это не просто биологический вид, это еще и публика, со своими страхами, эмоциями, настроением, поведением. И все это должно стать управляемым. Царствование трансформируется в управление («Король царствует, но не правит» - принцип принятия управленческих решений).

«Общество» необходимо должно защищать и охранять само себя. Здесь включаются защитные механизмы самосохранения общества, которые исторически предъявляются как три стратегии. Первая стратегия – система законности (средневековье – 17-18 века). Эта форма предполагает утверждение закона с бинарным разбиением на дозволенное и запрещенное, а также связь запрещенного действия или преступления с наказанием. Второй механизм – дисциплинарный («новоевропейский»), который действует в границах процедур надзора и исправления. Здесь появляется еще и виновный. Третий механизм – это механизм безопасности. Во-первых, этот механизм включает любое «незаконное действие» в состав вероятных событий. Во-вторых, реакция власти планируется в режиме калькуляции издержек (повышение криминогенной опасности в связи с экономическим кризисом). В-третьих, вместо оппозиции «запрещенное – разрешенное» появляется фиксация границ допустимого, выход за которые для общества будет являться критическим. Очевидно, для обеспечения механизмов безопасности используются система законности и весь арсенал дисциплинарных приемов. Эпох правового, дисциплинарного и безопасности не существует. Не существует и последовательности «закон – дисциплина - движение». Безопасность разворачивается как движение. (Например, Средние века. Проказа – разделение на прокаженных и незараженных через законные предписания Церкви, чума – дисциплинарный механизм: четкое разделение городов, охваченных чумой, в какие часы можно покидать территорию, чем питаться, каких контактов избегать, обеспечить доступ инспекторов в дома и т.д. Безопасность – практика прививок от оспы в 18в.)

Таким образом, технологии безопасности, во-первых, модифицируют биологическое существование людей. Во-вторых, безопасность охватывает множество народонаселения (суверенитет осуществляется в границах определенной территории, дисциплина реализуется на телесности индивидов). В-третьих, устройства безопасности работают по принципу расширения: они охватывают и производство, и психологию, поведение людей, потребителей, мировой рынок в целом. В- четвертых, безопасность позволяет событиям идти естественным образом (да, некоторые люди голодают, но в целом нация выживает). В-пятых, вещи берутся в плане их наличной действительности (дисциплинарные техники: воображаемое негативное мышление: кодирование законного порядка основано на незаконном беспорядке). Безопасность позволяет реальности возможность развиваться, разворачиваться в соответствии с ее собственными законами и принципами.

Обеспечение безопасности непосредственно связано с понятием законности. Любая система законов обращена к системе норм. Закон кодифицирует норму. Нормализация производится дисциплинарными техниками. Таким образом, вакцинация населения – это превентивная дисциплинарная техника государства, обеспечивающая безопасность населения. То же самое происходит и с «голодом». «Безопасность» отличается от «дисциплинарности» тем, что техники дисциплинарности используют механизмы исключения, а техники безопасности включения, то есть все возможные варианты разворачивания системы, которые направлены на сохранение населения и, следовательно, нации и государства. В рамках системы безопасности техника разделения людей на «здоровых» и «больных» заменяется на рассмотрение людей как единого целого, т.е. населения. Если рассматривать политический аспект, то механизм «исключения» городской жизни населения из политических практик оборачивается утратой власти суверенитета (Изначально суверен выполнял функцию защиты территории, исключая естественное движение различных потоков). Законный суверенитет заинтересован в управляемом населении. В противном случае существование такого суверенитета оказывается небезопасным и зыбким.

Стратегии самосохранения общества предполагают три стиля управления. «Забота об обществе» реализовалась в управленческой стратегии «пастырства». Пастырство требовала личной ответственности за каждого члена «человеческого стада».

Поскольку происходит рост городов, общество требует особых институтов управления, обеспечивающих «свободные потоки».У государства появляется ряд новых функций: функции образования (передача знаний), налоги, регулирование сообщений, учет населения и его миграции. Здесь происходит переход от Пастырского способа управления к Полицейскому.

Суверенная власть современного государства – это нечто большее, чем то, что называлось божественной властью, или властью пастыря, или властью отца семейства по отношению к детям. От современной власти требуется способность управлять. Поскольку суверенный субъект перестал быть абсолютным субъектом, постольку он должен учиться управлению. Он должен бесконечно рефлексировать сложившуюся политическую ситуацию. Принцип универсальности более не работает. Решение принимается «здесь - и – сейчас». Современная суверенная власть должна руководствоваться только государственными интересами. Политическое управление становится научным менеджментом.

Государство – это некий способ организации общества, который нельзя отделить от самого общества. Общество – это свободно сообщающиеся естественные потоки. Государство нормирует и регулирует эти потоки с целью достижения условного равновесия. Если государство нарушает естественные потоки, то может возникнуть мятеж, который возвращает общество в естественное состояние. Мятеж – это восстание масс, где цели лидеров и людей совпадают. Мятеж через чувство несправедливости призван возвратить равновесие. Революция – это всегда негативное явление, так как она способствует отклонению от гомеостатического равновесия. Революция, как правило, организуется внешними силами по отношению к населению. Интересы людей и организаторов революции не совпадают. Народ – это скорее то, что разлаживает, разрушает естественную систему. Народ конституируется и оформляется социальным контрактом. Преступником является тот, кто оказывается за пределами естественной коллективности.

Для поддержания естественного равновесия необходимы законы. Если они нарушаются извне, тогда в ответ возникает военное насилие, которое призвано защитить государственные интересы. Государство способно применять насилие либо внутри, либо вовне, способствуя сохранению общества и государства. Люди соглашаются на подобного рода насилие, так как оно направлено на сохранение их существования. Отсюда и идея нации, как идеи национального единства.

Проблема соотношения общества и государства снимается. Современное государство, безусловно, выполняет как внутренние полицейские функции, так и внешние военные. Но они одинаково направлены на обеспечение безопасности населения и его жизни в государстве. Государство следует законам естественных потоков, что обеспечивает идею самосохранения общества.



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Лекция 2. Государство как способ управления обществом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Государство как способ управления обществом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)