Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерактивная сторона общения



2016-01-02 441 Обсуждений (0)
Интерактивная сторона общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а также это непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность [Крысько В.Г.].

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:

- из физического контакта;

- перемещения в пространстве;

- восприятия и отношения его участников;

- духовного вербального контакта;

- невербального информационного контакта;

- совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

- субъекты взаимодействия;

- взаимная связь его субъектов;

- взаимное воздействие их друг на друга;

- взаимные изменения субъектов взаимодействия.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы [Макарова]:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активно сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партера проявляют отдельные элементы, как содействия, так и противодействия.

Следует отметить, что высшим уровнем взаимодействия выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. «Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой2 антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком »[Давыдов Г. А.].

В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Одним из самых оригинальных подходов к структурному описанию интерактивного взаимодействия является концепция трансактного анализа Эрика Берна.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними.

По мнению Э. Бэрна эффективность общения зависит от того какие позиции вступают во взаимодействие. Позиции взаимодействия Бэрн называл трансакциями. Трансакция – это единица общения, состоящая из стимула (S) и реакции (R). Он выделил три вида трансакций:

1. Параллельные трансакции – взаимодействие осуществляется на одном уровне позиций («Родитель-Родитель», «Взрослый – Взрослый» и т. д.).

2. Пересекающиеся трансакции – взаимодействие осуществляется на различных уровнях позиций («Родитель – Дитя», «Родитель – Взрослый» и т. д.).

3. Дополнительные трансакции – взаимодействие осуществляется одновременно на двух уровнях позиций («Взрослый – «Врослый» - «Дитя – Дитя»).

С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

Основные характеристики Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения "Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..." "Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..." "Я сердит на тебя!"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!"
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность Поиск информации Неуклюжее Игривое Подавленное Угнетенное
Выражение лица Нахмуренное Неудовлетворенное Обеспокоенное Открытые глаза Максимум внимания Угнетенность Удивление
Позы Руки в бока Указующий перст Руки сложены на груди Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Позиции Родителя могут иметь две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Таким образом, интерактивная сторона общения предполагает не только обмен информацией, но и обмен действиями, организацию совместной деятельности. Наиболее отчетливо взаимодействие проявляется в поведении человека в ситуации общения. Высшим уровнем взаимодействия выступает взаимопонимание.

 



2016-01-02 441 Обсуждений (0)
Интерактивная сторона общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерактивная сторона общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)