Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема№7 вопрос №3 Ценности в праве и право как ценность



2016-01-02 3331 Обсуждений (0)
Тема№7 вопрос №3 Ценности в праве и право как ценность 0.00 из 5.00 0 оценок




Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Инструментальная и собственная ценность права. В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

§ общественные целевые ценности и идеалы;

§ предметно-воплощенные ценности;

§ личностные (или экзистенциальные).

 

 

Тема№7 вопрос №4

« Философский смысл и обоснование прав человека»

«Почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав чело­века?» Этот вопрос включает три момента: а) описание феномена прав человека как такового (аналитическая задача); б) выясне­ние статуса прав человека (легитимационная задача); в) обосно­вание идеи прав человека (нормативная задача). Права человека с позиций философии права являются одним из видов прав вообще. Понятия «права» и «обязанности» имеют столь огромное значение для раскрытия феномена права. Что же значит «иметь право» и «иметь обязанность»? Когда говорится «я имею право», то подразумевается, что «я могу», то есть эти высказывания относятся к модальности возможности, или свободы. Когда говорится «я обязан», то подразумевается, что «я должен», то есть этот тип высказываний относится к мо­дальности долженствования. Идея прав человека имеет нормативно-критический харак­тер. Представляя собой «опосредующие принципы справедли­вости» и «нравственные критерии, которыми должен руковод­ствоваться правопорядок», права человека не могут рассмат­риваться в качестве лишь одного из юридических понятий. Они оказываются в кругу основных концептов современной практи­ческой философии (моральной, правовой, политической). По своему смысловому содержанию права человека очерчи­вают пространство, которое обеспечивает каждому человеку ус­ловия его самореализации, то есть пространство его личностной автономии. Традиционно в либеральной перспективе права человека понимаются как такие права индивидов, которые дают им возмож­ность защищаться от посягательств на их свободу со стороны структур государственной власти. В формуле «гражданин про­тив власти» выражается антиавторитарный смысл прав челове­ка, или, по сути, негативный смысл, как выражение «свободы от», и их строгое обеспечение является безусловным требовани­ем современной эпохи. Однако права человека и право в целом приобретают еще и позитивный смысл, они сами выступают в качестве силы, кото­рая наполняет смыслом общественное пространство. Благодаря правам человека право выступает как условие участия каждого в общественных делах. Следовательно, права человека служат необходимыми условия­ми человеческого существования и коммуникации. Смысл прав человека определяет их особый статус как дополитических, значимых и неотъемлемых оснований современной государственности. Это значит, что права человека рассматриваются в качестве не­зависимых стандартов, благодаря которым могут критико­ваться законы, деятельность правительства и иных политико-правовых институтов. Значение прав человека как важнейшего легитимационного принципа современного правопорядка требует более глубокого погружения в основания этих прав, то есть перехода к нашей непосредственной задаче — философско-антропологическому обоснованию идеи прав человека, или выяснению истоков этих прав, откуда эти права у человека и каковы они. Необходимо различать максимальную и минималь­ную антропологию. Первая делает акцент на способности чело­века к изменениям и реформаторству. Вторая — на необходимо­сти оставаться человеку самим собой. Максимальная антропология пытается выяснить, что являет­ся оптимальной формой бытия человека, она ориентируется на образ человека в возвышенном смысле, но, как правило, оказы­вается безразличной к праву и правам человека. Таким был об­раз человека у Ницше, Хайдеггера, романтический образ челове­ка у славянофилов. То, каким должен быть человек, зависит от решения самого челове­ка. Собственно человек определяется по минимальным условиям того, что необходимо человеку, что делает человека человеком. Поэтому правовая антропология пере­носит акцент в определении человека с того, к чему человек стремится — счастью, самореализации или осмысленному суще­ствованию, на начальные условия, делающие человека челове­ком. Эти моменты неотделимые от человека и поэтому носят антропологический характер. Они являются усло­виями возможности человеческого существования. Что же касается прав человека, то они яв­ляются принципами обеспечения этих условий. Основной принцип обоснования прав человека с антрополо­гических позиций выражается в следующем: «человек как чело­век должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не погрязнуть в трясине повседневности. При этом он дол­жен иметь его как человек — не как «богоподобное существо», не как «сверхчеловек», а именно как человек, а следовательно, существо несовершенное, «приземленное», занимающее среднее положение между «совершенством добра» и «низостью зла», ме­жду святым и зверем. Это право отнюдь не обеспечивает ему га­рантированное движение к новому, а лишь не позволяет опус­титься ниже определенного предела, за которым заканчивается человеческое. Поэтому это спасательное (а не спаситель­ное) средство, наподобие «спасательного жилета» или страхов­ки альпиниста. Права человека имеют антропологическую осно­ву во внутренней мере стремления человека к риску и новациям, которая заключается в стремлении сохранить себя, свою экзи­стенцию. В моральном плане это стремление сохранить себя ока­зывается выше, чем достигнутые успехи в освоении все новых и новых жизненных вершин. С одной стороны, человек — «позитивное социальное существо» и это означает: люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга. Он живет не только «для себя», но и «для других», способен устанавливать порядок во взаимоотношениях с другими людьми. С другой стороны, человек — это «негативное социальное существо», своим противостоянием несущее в себе угрозу другим людям. Из этой опасности, которая возникает в силу кон­фликтной природы человека, и следует необходимость прав че­ловека. Из этой угрозы, которую один человек представляет для друго­го, вытекает возможность того, что человек одновременно являет­ся и потенциальным преступником, и потенциальной жертвой од­новременно. Ситуация выбора выражается в следующей дилемме: что человек предпочтет — быть одновременно и преступником, и жертвой, или ни тем, ни другим? Поскольку нельзя выбрать что-то одно — либо насилие по отношению к другим, либо опасность насилия по отношению к тебе самому, человек выбирает отказ от насилия. И в этом выборе проявляется фундаментальный антро­пологический интерес — сберечь свое Я, свою экзистенцию. Че­ловек как человек может действовать на основе отказа, самоог­раничения. Из общего отказа убивать, грабить или преследо­вать друг друга возникает право на жизнь, собственность и свободу. В этих трех основополагающих правах человека, выражаю­щих фундаментальный антропологический интерес — сохране­ние собственного Я, проявляются трансцендентальные интере­сы, то есть такие, от которых человек не может отказаться: инте­рес сохранить единство тела и жизни как условия выживания человека, сохранения собственности — как условия более каче­ственного выживания и, наконец, свободы — как выживания еще большего качества. Таким образом, можно заключить, что самым фундаменталь­ным человеческим стремлением является стремление сберечь свое Я, свою экзистенцию, свою идентичность. И это стремление представляет собой главный антропологический интерес. В каче­стве минимального условия осуществления этого интереса вы­ступает требование отказа от насилия. Реализация этого требо­вания является минимальным условием, делающим человека че­ловеком, что означает требование признания права другого, его ценности и достоинства.

 

Тема№8 вопрос №1

Известны самые различные классификации связей, взаимодействий, причинно-следственных отношений, которые (классификации) не всегда совпадают по содержанию, но показывают всю сложность и многообразие данных явлений. Различают, к примеру, следующие типы связей: а) внутренние и внешние; б) непосредственные и опосредованные; в) прямые и обратные; г) устойчивые и неустойчивые; д) существенные и несущественные; е) простые и сложные; ж) бинарные и многочисленные и др. Среди основных видов причинности выделяют: а) внутренние; б) внешние; в) статические; г) механические; д) психические; е) социальные и др. Связи взаимодействия, в частности, делят на: а) связи порождения; б) связи преобразования; в) связи развития и др.



2016-01-02 3331 Обсуждений (0)
Тема№7 вопрос №3 Ценности в праве и право как ценность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема№7 вопрос №3 Ценности в праве и право как ценность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)