Концепция потребностей А. Маслоу
Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике. Беседа - вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. Анкетирование - сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Тестирование - сбор фактов с использованием тестов. Тест - метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. Общее понятие о личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Факторы социализации, формирования и развития личности. Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Человек - это представитель биологического вида живых существ, отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Индивид - человек как неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной сфере, интересах и потребностях. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Факторы социализации, формирования и развития личности: Макросреда - это развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей; Микросреда - это взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив; Воспитание - организованный процесс формирования и развития человека. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое; Деятельность - игра, учебная, производственно - трудовая, научная деятельность; Социальное взаимодействие - общение с другими людьми; Системно - структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности. Структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура представления о личности складывается постепенно в процессе ее социального развития. Структура личности К.К. Платонова: 1) Направленность - данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания; 2) Социальный опыт - эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения; 3) Индивидуальные особенности психических процессов - данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни; 4) Биопсихические свойства – это половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу. Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. Классификация потребностей: 1) По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные). Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. 2) По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний и т.д. 3) В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными и групповыми. Концепция потребностей американского психолога А. Маслоу: 1) Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека; 2) Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.), в этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании 3) Потребности в принадлежности и любви когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма 4) Потребности в самоуважении делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других; 5) Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей; 6) Эстетические потребности; 7) Потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |