Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



2016-01-02 433 Обсуждений (0)
УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 3. Психология деятельности и ее проблемы в высшей школе

Деятельность (Д.) – это способ существования человека в обществе в целом. Д. есть форма связи субъекта с миром. Она включат в себя два взаимодополняющих процесса:

- активное преобразование мира субъектов – опредмечивание;

-изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира– распредмечивание.

Д. является первичной по отношению, как к субъекту, так и предмету Д.

Главный канал развития субъекта – интериоризация - перевод форм внешней материально-чувственной Д. во внутренний план. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя.

Главной характеристикой Д. является ее предметность.

Другая характеристика Д. – ее социальная, общественно-историческая природа.

Д. всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризированные, внутренние средства), общение с другими людьми.

Человеческая Д. всегда целенаправленна. Цель направляет Д. и корректирует ее ход. Д. – система действий, объединенных в единое целое побуждающим ее мотивом.

Мотив –это то, ради чего осуществляется Д., он определяет смысл того, что делает человек. Д. всегда носит продуктивный характер.

Психологическая структура деятельности

В работе «Деятельность. Сознание. Личность.», - М., 1975 А.Н. Леонтьев выделяет в Д. следующие структурные компоненты:

- собственно деятельность или особенная Д. – это система действий, отвечающих определенному мотиву. Под мотивом в этой концепции имеется в виду предмет потребности, побуждающий Д.; достижение мотива приводит к удовлетворению потребности.

Мотив – это главное, что отличает одну Д. от другой, определяет ее специфическое качество.

Мотив всегда должен быть, ибо Д. без мотива не бывает. Он может быть материальным, так и существующим только в воображении.

2. Отдельные действия как составляющие Д. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

3. Операция, или способ осуществления действий. Операциональный состав действий определяется, прежде всего, условиями его выполнения.

Цель, заданная в определенных условиях, называется задачей.

Существует два плана сознания – сознание как внутренняя Д. и сознание как отражение (образ).

Составляющие сознания

Сознание – картина мира, открывающегося человеку.

В сознаваемой картине мира (по Д.Н. Леонтьеву) выделяется три слоя:

- чувственная ткань сознания;

- значение (носителями значений выступают предметы материальной и духовной культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и праздниках, знаковые системы – язык;

- личностный смысл.

Реально сознание представляет неделимую целостность, в которой чувственная ткань, значения и смысл связаны системой взаимопереходов и взаимодействий, точно также как и образующие Д. : особенная Д., действие и операция.

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория образа.

В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности.

Образ – чувственные формы отражения, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображения, сравнения, галлюцинации и др.).

Парадигмы функциональной структуры познавательных процессов

1. Стимульная парадигма функциональной структуры познавательных процессов – процесс построения образа актуального окружения носит не активный, а реактивный (рефлекторный) характер.

2. Деятельностная парадигма - любой психический образ (кроме ощущения), имеет подлинную активную, а не реактивную природу, т.е. не являетчя ответом на внешнее воздействие.

УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.Перцептивная деятельность – совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.
ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. perceptio — восприятие) — непосредственное чувственное (зрительное, слуховое, обонятельное и др.) отражение действительности в ощущениях и восприятиях.

1.Мнемоническая деятельность — (англ. mnemonic activity). То же, что мнемоническая наглядность. Активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Включает 4 операции: 1) ориентирование в запоминаемом материале, категоризация и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

3. Мыслительная деятельность – это специально организованная и сознательная активность человека, направленная на достижение понимания. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная... Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание.

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций...

Синтетическая учебная Д. объединяет не только познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, волю.

В этом огромная заслуга деятельностного подхода, пришедшего на смену функциональному подходу.

В процессе освоения учебной Д. человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться. В учебной Д. происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной Д. является формирование у учащихся теоретического сознания и мышления.

От сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО (ПОЭТАПНОГО) ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ( по П.Я. ГАЛЬПЕРИНУ)

Умственные действия - действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических и др.), так и эмоциональных задач.

1.Всякое действие представляет сложную систему, состоящую из нескольких частей:

- ориентировочная (управляющая);

- исполнительская (рабочая);

- контрольно-корректировочная.

2. Каждое действие характеризуется определенным набором параметров:

а) форма совершения действия:

- материальная (действие с конкретным предметом),

- материализованная (действие с материальной моделью объекта, схемой, чертежо)м,

- перцептивная(действие в плане восприятия),

- внешнеречевая (громкоречевая – операции по преобразованию объекта проговариваются вслух),

- умственная (в том числе внутриречевая);

б) мера обобщенности действия – степень выделения существенных для выполнения действия свойств предмета от других, несущественных;

в) мера развернутости действия – полнота представленности в нем всех, первоначально включенных в действие операций;

г) мера самостоятельности;

д) мера освоения действия – быстрота выполнения.



2016-01-02 433 Обсуждений (0)
УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)