Учебные материалы
Для студентов заочной формы обучения
По дисциплине «Основы информационной культуры и информатика»
для направления подготовки
51.03.03 Социально-культурная деятельность
Виды занятий
| Распределение по семестрам
| Всего часов
|
1 семестр
|
Общая трудоемкость
|
|
|
Аудиторные занятия, в т.ч.:
|
|
|
лекционные (ЛК)
|
|
|
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)
| -
| -
|
лабораторные (ЛР)
|
|
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
|
|
Форма текущего контроля в семестре
| -
| -
|
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)
| -
| -
|
Виды занятий
| 2 семестр
|
|
Общая трудоемкость
|
|
|
Аудиторные занятия, в т.ч.:
|
|
|
лабораторные (ЛР)
|
|
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
|
|
Форма текущего контроля в семестре
| Экзамен 36
|
|
Виды занятий
| распределение по семестрам в часах
| Всего часов
|
2семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия, в т.ч.:
|
|
|
|
|
лекционные (ЛК)
|
|
|
|
|
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)
|
|
|
|
|
лабораторные (ЛР)
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
|
|
|
|
Форма промежуточного контроля в семестре
| зачет
|
|
| зачет
|
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)
|
|
|
|
|
Краткое содержание дисциплины
Модуль
| Наименование раздела
| Содержание раздела
|
1 семестр
|
| Информация
| Природа, источники, преобразователи, носители информации. Психофизиологические основы восприятия информации человеком
|
Информационная культура
| История, концепции, структура, функционирование информационной культуры
|
| Информатизация общества
| Образовательные возможности информационных технологий
|
Техническая база
информатизации.
| Общая характеристика и классификация технических средств информатизации
Устройства для работы с информацией на твердых носителях
|
| Информационные системы и информационные технологии
| Информационная технология обработки данных
Информационная технология управления
Информационная технология поддержки принятия решений
|
| Системные программные средства
| Операционные системы, программное обеспечение персонального компьютера
|
Прикладные программные средства
| Пакет прикладных программ работа с офисом
Свободное программное обеспечение
|
2 семестр
|
| Инструментарий программирования
| Языки программирования, выражения и функции
Программирование ветвлений и повторений, массивы, графические методы
|
| Информационная безопасность
| Защита компьютерной информации: основные понятия и определения
|
| |
|
| |
|
Форма текущего контроля
Контрольная работа(предложена преподавателем)
Формы промежуточного контроля
Итоговый тест по дисциплине «основы информационной культуры и информатика»
|
Задание 1.
Выберите существующие топологии сетей...
| Укажите не менее двух вариантов ответа
А) линейная
Б) кольцевая
В) иерархическая
Г) звездообразная
Д) ячеистая
|
Задание 2
Отметьте те понятия, которые связаны с понятием "информатика"…
| Укажите не менее двух вариантов ответа
А) Сигнал
Б) Вещество
В) Сообщение
Г) Данные
Д) Энергия
|
Задание 3
Задан адрес электронной почты в сети Internet [email protected]/
Назовите имя владельца этого адреса
| А) ru
Б) int.glasnet.ru
В) user_name
Г) glasnet.ru
|
Задание 4
Какая из ниже перечисленных прикладных программ является поисковой системой в Интернете?
| А) XnView
Б) Total Commander
В) Yahoo
Г) Macromedia
|
Задание 5
Файл, содержащий черно-белый квадратный рисунок, имеет объем 196 бит. Оцените: какой размер рисунка (в пикселях)?
| А) 1000*1000
Б) 40*40
В) 15*15
Г) 14*14
|
Задание 6
Какая программа не относится к типовому прикладному программному обеспечению?
| А) текстовый процессор
Б) экспертная система
В) система управления базами данных
Г) программа архивации данных
Д) графический процессор
Е) программа математического расчета
|
Задание 7
Какая из ниже перечисленных прикладных программ не может быть использована для создания и обработки Web - документов?
| А) Internet Explorer
Б)Macromedia Dreamweaver
В) Macromedia Flash
Г) Microsoft Office Word
|
Задание 8
Что можно отнести к современным методам применения средств ИКТ в системе общего образования
| А)Применение средств ИКТ в процессе создания телекоммуникационных сетей
Б) Применение средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования
В) Применение средств ИКТ в процессе организации и управления движением железнодорожного транспорта
Г) Применение средств ИКТ в процессе обучения рыбной ловле
|
Задание 9
Чему равен 1 Гбайт?
| А) 1024 байта
Б) 512 байта
В) 1024 Мбайт
Г) 1024 Кбайт
|
Задание 10
Структура базы данных изменится, если...
| А) добавить/удалить запись
Б) отредактировать строку
В) поменять местами записи
Г) добавить/удалить столбец
|
Задание 11
Средствами ИКТ не являются
| А) Аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий
Б) Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний)
В) Дистанционные учебные курсы
Г) Печатные издания учебного характера: энциклопедии, словари, хрестоматии, задачники, практикумы и др
|
Задание 12
Гипертекст - это...
| А) очень большой текст
Б) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по
выделенным меткам
В) текст, набранный на компьютере
Г) текст, в котором используется шрифт большого размера
|
Задание 13
Что из ниже перечисленного является информационным процессом?
| Укажите не менее двух вариантов ответа
А) Сбор информации
Б) Обработка информации
В) Получение информации
Г) Хранение информации
Д) Обмен информацией
|
Задание 14
Команды меню Правка в современных текстовых процессорах позволяют осуществить действия…
| А) вставку объектов из буфера обмена; Б) сохранение документа в папке;
В) вставку таблицы в документ;
Г) выбор параметров абзаца и шрифта.
|
Задание 15
Электронная таблица — это программа, предназначенная для…
| A) работы с изображениями в процессе создания игровых программ; Б) управления ресурсами ПК при создании документов;
B) работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.;
Г) обработки числовых данных, хранящихся в прямоугольных таблицах
|
Задание 16
Двоичное кодирование одного из 256 символов (букв) требует количества формации...
| А) 1 бит
Б) 1 байт
В) 4 бит
Г) 1 Кбайт
|
Задание 17
Что такое файл?
| А) именованная последовательность байтов произвольной длины
Б) магнитный носитель
В) название программы
Г) название ОС
|
Задание 18
Что такое интерфейс?
| А) программа для распознавания текста
Б) совокупность средств и правил для взаимодействия устройств ПК, программ и пользователя
В) программа-переводчик
Г) рабочий стол операционной системы Windows
|
Задание 19
Алфавит языка программы Turbo Pascal состоит из
| А) Из латинских букв, дробных чисел, специальных символов
Б) Из русских букв, дополнительных символов и знаков
В) Из латинских букв, арабских цифр, специальных символов
Г) Из целых и дробных чисел, дополнительных символов и знаков
|
Задание 20
Какой оператор выводит информацию на экран?
| А) Write(‘ ’), writeln(‘ ’)
Б) Writ( ), writln( )
В) Read( ), readln( )
Г) Rid(‘ ’), ridln(‘ ’)
|
Задание 21
Что такое BIOS?
| А) операционная система
Б) встроенная программа для загрузки операционной системы и автотестирования
В) интерпретатор команд
Г) сервисная программа
|
Задание 22
Операционная система — это…
| А) комплекс программ, управляющих всеми процессами внутри компьютера
Б) программа для обработки текста
В) программа-оболочка
Г) сервисная программа
|
Задание 23
Укажите правильную неполную форму условного оператора
| А) If <условие> then <оператор> else <оператор>
Б) If < оператор > then < условие >
В) If <условие> then <оператор>
Г) If <условие> then < условие >
|
Задание 24
Чем отличается цикл while от цикла repeat?
| А) Цикл while – с постусловием, цикл repeat – с предусловием
Б) Цикл while – с предусловием, цикл repeat – с постусловием
В) Цикл while – с параметром, цикл repeat – с постусловием
Г) Циклы while и repeat – циклы с условием
|
Экзамен
Вопросы к экзамену по дисциплине:
1. Свойства и единицы измерения информации. Понятие и состав новых информационных технологий.
2. Инструментальная база информационных технологий
3. Применение информационных технологий в образовании.
4. Технические средства информационных технологий.
5. Архитектура ЭВМ, принцип фон-Неймана.
6. Структура и технические характеристики ПК. Центральные и периферийные устройства, состав типовой конфигурации ПК.
7. Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения.
8. Понятие ОС Windows. Объекты ОС Windows. Работа с объектами ОС.
9. Графический редактор NetPaint, основные характеристики и назначение.
10. Возможности и область применения приложения PowerPoint.Этапы создания презентации.
11. Текстовый процессор MS Word. Интерфейс программы, технология работы в средев MS Word.
12. Электронные таблицы, интерфейс программы MS Excel.
13. Вычисления в MS Excel с использованием формул, функций.
14. Вычисление основных статистических показателей в Excel. Аппроксимация данных.
15. Применение табличных процессоров в решении задач информатизации.
16. Структура БД. Элементы, концепция базы данных.
17. Уровни представления, модели данных. Создание логической структуры.
18. Ввод и корректировка данных. Изменение структуры. Контроль данных.
19. Защита программного обеспечения от вирусов. Функции антивирусных программ.
20. Принципы построения компьютерных сетей: основная цель построения сети, качество работы, характеристики производительности, надежность.
21. Понятие и модели протоколов обмена информацией. Модель ОSI. Основные принятые в мире протоколы. Среды передачи данных. Прикладные возможности.
22. Программы для работы в сети Интернет. Службы Интернет: удаленного управления компьютером, электронная почта, телеконференции, файловых архивов, www.
23. Глобальная сеть Интернет, информационные ресурсы Интернета. Поиск информации.
24. Информационная безопасность и ее составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации.
25. Защита информации в компьютерных сетях, антивирусная защита. Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах. Шифрование. Электронная подпись.
26. Охарактеризуйте назначение и особенности языка Pascal.
27. Какие символы образуют алфавит языка Pascal?
28. Что называется лексемами, идентификаторами, литералами? Приведите примеры.
29. Какие типы данных используются в Pascal? Приведите примеры описания переменных.
30. Охарактеризуйте арифметические, логические и битовые операции Pascal.
31. Какие разновидности оператора присваивания имеются в Pascal?
32. Как на языке Pascal можно описать ветвление?
33. Охарактеризуйте возможности цикла for. Приведите примеры.
34. Какие логические циклы имеются в Pascal? Приведите примеры их использования.
35. Какие операторы управления имеются в Pascal?
36. Какова структура программы на Pascal? Что такое функция?
37. Приведите примеры использования функций (с аргументами и без, возвращающих и не возвращающих значения).
38. Для чего в качестве аргументов функций используются указатели? Приведите примеры.
39. Для чего в Pascal существуют классы памяти?
40. Что такое препроцессор Pascal? Приведите примеры директив препроцессора.