Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные особенности мышления



2016-01-02 592 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальные особенности мышления зависят от развития ума в течение жизни, индивидуальной деятельности, процесса обучения, особенностей нервной деятельности: соотношения первой и второй сигнальной системы.

1. Самостоятельность мышления – умение человека выдвигать новые задачи и находить решения и ответы, не прибегая к частой помощи других.

2. Широта ума – обхват различных областей деятельности, широкий кругозор, разносторонняя наблюдательность.

3. Глубина ума – умение проникать в сущность сложных вопросов, увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает (глубокое понимание и предвидение).

4. Гибкость ума – свобода мысли от стереотипов прошлого опыта, быстрая смена действий при изменении обстановки.

5. Быстрота ума – способность быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Это неторопливость, есть тугодумы.

6. Критичность ума – умение объективно оценить свои и чужие мысли, ситуацию. Видит сильные и слабые стороны.

На процессы мышления влияет:

1) тревожность;

2) экстра - интровертированность;

3) рефлексивность- импульсивность.

На стыке общей психологии и социальной психологии были получены данные о возможностях развития мышления групповыми видами интеллектуальной работы. Одна из методик организации и стимулирования интеллектуальной групповой творческой деятельности – это мозговой штурм. Эта интенсификация групповых видов мышления основывается на снятии моментов негативного социально-психологического характера: запрещается любая критика, негатив, поощряется продуктивная фаза в мышлении, когда каждый участник должен выдвинуть любую, даже абсурдную идею в течение короткого промежутка времени для ее последующего анализа.

 

Лекция 14.Речь– 2 часа

 

Основные вопросы:

1. Речь как познавательный процесс.

2. Виды и функции речи

3. Развитие речи и мышления в онтогенезе.

Язык и речь

В психологии различают понятие речь и язык.

Язык – это система кодов или знаков, исторически сложившаяся в определенной общности, как проявление их речи. Знак – любой элемент (символ или объект), служащий заменителем другого объекта. Знаки либо создаются в результате соглашения (знаки дорожного движения), либо образуются в процессе исторического развития общества (знаки языка – слова). Языки сложились, как проявления речи определенных общностей людей (народов).

Речь – процесс использования языка человеком.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком. Включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции деятельности.

Через речь можно передать большое количество информации, которая несет смысловую нагрузку, то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, правила, законы).

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Соответственно множеству ее функций, речь является полиморфной деятельностью. Т.е., в своих различных функциональных назначениях речь представлена в разных формах: внешней – общение, внутренней – мышление; монолога, диалога (одно-, двухсторонний обмен информацией); письменной, устной и пр.

Важно отличать язык от речи.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и значение, что и система письменных знаков.

Язык – един для всех людей, слово языка относится не к отдельному предмету, а к классу однородных предметов, т.е. является обобщенным понятием. Речь характеризуется конкретным знанием, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем.

Виды языков не совпадают с видами речи (речь всегда индивидуальна). Языки бывают корневыми (китайский, бирманский) и агглютинирующими (индоевропейский). Речь делят на внутреннюю и внешнюю, ситуативную и контекстную и т.д.

 

Значение и смысл

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Значение (слова, понятия) – то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Речь вместе с тем несет определенный смысл, характеризующий личность человека (личностный смысл – значение, которое объект, событие, факт или слово, приобретают для данного человека в результате его личного опыта).

Смысл в отличие от значения, выражается в сугубо личностных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми (пример: “Вот придурак!” – могут сказать восхищаясь чьим-то неординарным поступком, а могут искренне констатировать недостаток ума). То есть можно сказать, что смысл – это распредмеченное значение, а значение - опредмеченный смысл.

Со значением слов связано представление о понятиях. Каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому классу.

 

Виды речи

По способу возникновения различают:

1. Ситуативную речь, возникающую в момент общения, она является словесным описанием того, что воспринимается. В ситуативной речи вполне допустимы отклонения от норм языка.

2. Контекстную речь. Это результат называния представлений, она развивается по памяти. В контекстной речи говорящий описывает свои мысли, представления, чувства, таким образом, чтобы вызвать у слушателя аналогичные мысли и представления. При этом нет опоры на восприятие, поэтому говорящему нужно максимально использовать все возможности языка (грамматические).

Выделяют внутреннюю и внешнюю речь:

1. Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальных коммуникаций.

Выделяют три основных вида внутренней речи:

А) Внутреннее проговаривание – « речь про себя». Сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонетики (произношения звуков), типичная для решения мыслительных задач в затруднённых условиях. Её ещё называют расчленённой фазой внутренней речи – это внутреннее проговаривание, которое представляет собой иннервацию органов артикуляции в процессе речемыслительной деятельности.

Если при слушании или чтении происходит развёрнутое проговаривание того, что воспринимается, то скорость аудирования или чтения резко замедляется. Темп осознания обратно пропорционален внутреннему проговариванию: чем меньше выражено проговаривание, тем выше скорость осознания и наоборот.

Б) Собственно внутренняя речь. Она выступает, как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов, схем и пр.) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи. Ещё её называют нерасчленённой фазой внутренней речи, она является центральным звеном интернализации и экстернализации речи. Она функционирует при всех видах речевых процессов – аудировании, говорении, чтении и письме.

Интернализация речи обеспечивается слушанием и чтением. Это перевод воспринимаемой внешней речи на собственную внутреннюю речь (свой язык смыслов).

Экстернализация происходит при говорении и письме, когда внутренняя речь переводится во внешнюю.

В онтогенезе речь внутренняя формируется в процессе интериоризации внешней речи.

В) Внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

2. Речь внешняя – это речь, которая обеспечивает общение между людьми.

Различают следующие процессы проявления внешней речи:

А) Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. В ней используются грамматические, стилистические, синтаксические и графические конструкции. Она преимущественно контекстная. Она обращена к воображаемому собеседнику, поэтому всегда подготовлена и продумана. Если представить её, как устную, она не будет восприниматься, т. к. строится по другим правилам.

Б) Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Говорение характеризуется объёмом фраз, что в среднем составляет 7±2 смысловые единицы, что соответствует объёму оперативной памяти человека, воспринимающего речь. Такая фраза может быть произнесена на одном выдохе.

Темп речи – количество единиц речи в единицу времени (слова в минуту, слоги в секунду). Минимальный темп – 3 слога /сек., средний темп – 4 – 5 слогов/сек., максимальный – до 10 слогов/сек. (у разных народов разная средняя длина слов).

Особое место занимает понимание подтекста, которое заключается в переходе от поверхностных лексико-грамматических структур к скрытому смыслу. Аудирование – восприятие устной речи, это слушание и понимание.

В) Речь жестовая – общение при помощи жестов, характеризуется своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Служит для людей, лишённых слуха. Семантическая единица – жест.

В процессе общения люди используют иллюстрированные и выразительные жесты. При помощи иллюстрированных жестов изображают форму, величину предметов. Ими пользуются малокультурные люди. Выразительные жесты отражают эмоционально-волевое состояние говорящего. Умеренная выразительность жестикуляции оживляет беседу. Зависит от национальной культуры.

Передача информации может передаваться посредством мимики, пантомимики, экстралингвистики (внешняя лингвистика), паралингвистики (громкость, паузы).

Г) Речь дактильная, происходит при помощи демонстрации дактильных букв – конфигурации пальцев и их движений.

Д) Автономная детская речь – один из ранних этапов развития речи ребёнка, переходный. Эта речь является результатом искажения детьми слов взрослых или их частей.

Ж) Речь эгоцентрическая – речь, обращённая к самому себе, регулирующая и контролирующая деятельность ребёнка. Занимает промежуточное положение между внешней и внутренней речью. Она обслуживает не столько общение, сколько мышление, при затруднениях деятельности.

Т. е. внутренняя речь связана с процессом мышления, внешняя – с процессом общения и обменом информации.

Отсюда можно выделить следующие функции речи:

1. Коммуникативная функция – функция сообщения, побуждения. Это передача определённых сведений, мыслей, чувств, воздействия друг на друга.

2. Функция выражения (или экспрессия) – передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

3. функция обозначения, благодаря которой мы способны мыслить отвлечённо. Ещё эту функцию обозначают, как сигнализацию и обобщение. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние. (Слово – понятие, которое выполняет функцию обобщения.)

Первые две функции проявляются в общении, третья – в мышлении.

 



2016-01-02 592 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные особенности мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)